Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Денежные системы зарубежных стран. Денежные системы стран с развитой рыночной экономикой Денежные системы развитых капиталистических стран


Основными элементами денежной системы являются:
  • денежная единица;
  • масштаб цен;
  • виды денег;
  • эмиссионная система;
  • государственный и кредитный аппарат.
Национальная валютная система, хотя и является относительно самостоятельной, рассматривается как составная часть денежной системы.
Характеристика элементов системы:
  1. Денежная единица устанавливается в законодательном порядке – это денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Как правило, денежная единица делится на мелкие кратные части.
  2. Масштаб цен. Официально масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственного монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы в 1976 и в 1978 г., официальная цена золота и золотое содержание денежной единицы отменены.
  3. Виды денег. Являются законодательным платежным средством, в основном используются кредитные банковские билеты, бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. С развитием общества виды денег меняются, появляются новые.
  4. Эмиссионная система занимается выпуском банковских билетов, право выпуска принадлежит ЦБ. Кроме банковских билетов осуществляется выпуск монет и казначейских билетов. Выпуском этих денег занимается казначейство, в соответствии с законодательством. Главным каналом в эмиссии денег в развитых странах является депозитно-чековая эмиссия, которая способствует увеличению депозитов на счетах клиентов и увеличению массы чеков, обслуживающих оборот.
В эмиссии денег участвуют коммерческие банки и другие кредитные организации (США). В США право выпуска банкнот имеет федеральная резервная система (ЦБ); мелкокупюрные денежные билеты, разменные монеты выпускает казначейство.
Современные денежные системы развитых капиталистических стран имеют следующие характерные черты:
  1. Отменено официальное золотое содержание и отменен размен банкнот на золото.
  2. Осуществлен переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги.
  3. Выпуск денег в обращение в порядке банковского кредитования хозяйства и для покрытия расходов государства. При этом в значительной мере выпускаются деньги для второй цели.
  4. Преобладание в денежном обращении безналичного денежного оборота.
  5. Усиление государственного регулирования денежного обращения.

Еще по теме 1.2.5. Современные денежные системы развитых стран:

  1. 12.1. Экономическое содержание доходов государственного федерального бюджета, налогов и сборов. Налоговая система зарубежных стран
  2. Тема 2.1. Денежная система, ее сущность и значение. Методы регулирования денежной эмиссии и изъятия денег из оборота

Современные денежные средства развитых стран, несмотря на национальные особенности, имеют общие черты, например принцип организации денежной системы:

Ø Централизованное управление денежной системой. Данный принцип характерен для административно-командной модели экономики, но в условиях рыночных отношений это управление осуществляется не прямыми, а косвенными методами.

Ø Прогнозное планирование денежного оборота.

Ø Устойчивость и эластичность денежного оборота, т.е. денежная система должна быть организована таким, чтобы:

1. не допускать высоких темпов инфляции

2. увеличивать денежный оборот и в первую очередь дело (?) безналичных расчетов.

Ø Кредитный характер денежной эмиссии

Ø Обеспеченность выпускаемых в оборот денежных знаков, которые должны быть обеспечены активами главного банка.

Ø Независимость центральных банков от производства и подчиненность парламенту страны.

Ø Предоставлению правительству кредитов

Ø Комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования

Ø Надзор и контроль за денежным оборотом

Ø Функционирование на территории страны только национальной валюты

Денежные знаки:

1. Национальная валюта . Как правило, разменная монета составляет сотую долю денежной единицы.

2. Виды денег , которые являются законным платежным средством: кредитные банковские билеты, выпускаемые главным банком, в отдельные периоды – казначейские билеты и разменные монеты.

3. Обеспечение денежных знаков государственным законодательством.

Устанавливает вид обеспечения денежных знаков каждой страны: товары, золото, иностранная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги и гарантии правительства. (???)

4. Эмиссионная система – законодательство устанавливает порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции осуществляют главные банки и федеральные казначейства. На долю казначейских билетов приходится не более 10% всей денежной массы. Кредитная эмиссия осуществляется, как правило, ЦБ.

5. Структура денежной массы в обороте может рассматриваться с таких позиций:

Это соотношение наличных денег и безналичных расчетов

Доля отдельных денежных знаков в обороте.

6. Программа планирования денежного оборота. При этом имеется совокупность показателей, которые определяют план денежного оборота, а также выделяются объекты денежно-кредитного регулирования

7. Механизм денежно-кредитного регулирования – совокупность инструментов денежно-кредитного регулирования, а также права и обязанности государственных органов, осуществляющих это регулирование.

8. Определение валютного курса или котировка валют, т.е. отношение национальной валюты к валютам других стран, к каждой отдельно, а иногда и к их совокупности.Валютный курс может быть фиксирующим или плавающим. В России фиксировано-плавающий.

9. Кассовая дисциплина в стране отражает совокупность общих правил формо-текущих (первичных) кассовых документов, а также формы отчетности, которые руководствуются все субъекты хозяйствования.

  1. Характеристика денежной системы РФ

Становление и развитие денежной системы СССР началось в 20-х годах прошлого века в процессе осуществления денежной реформы 1922-1924 гг. В процессе реформы законодательства были определены все элементы новой денежной системы, т.е. денежной единицей был объявлен золотой червонец.

11 октября 1922 года – монопольное право на эмиссию червонца было предоставлено госбанку СССР. Эмиссия банков также осуществлялась в процессе краткосрочного кредитования отраслей народного хозяйства. Ссуды предоставлялись под залог золота, легко реализуемых товарных ценностей.

Для сохранения устойчивости червонца по отношению к золоту государство допускало его обмен на золото в монетах и слитках или на устойчивую иностранную валюту. В соответствии с законодательством, выпущенные в обращение червонцы должны быть обеспечены на 25% драгоценными металлами и на 75% легко реализуемыми товарными ценностями.

В 1924г. – были выпущены в обращение новые казначейские билеты. Законодательством был установлен определенный предел: в 1924 г. – 50%, в 1928г. – 75%, в 1923г. – 100%

В 1925г. эмиссия казначейских билетов была передана ЦБ. Денежная система 20-х гг. практически функционировала до 90-х гг., когда впервые были приняты 2 закона (от 2 дек. 1990г.):

Ø Закон о ЦБ

Ø Закон о банках и банковской деятельности

Основные параметры новой денежной системы были определены законом РСФСР о ЦБ. Монопольное право эмиссии денежных знаков и организация их обращения было предоставлено ЦБ

Закон о ЦБ установил инструменты денежно-кредитное регулирование:

Ø Нормативы обязательных резервов

Ø Операции на открытом банке (ценные бумаги)

Ø Рефинансирование банков (предоставление кредитов)

Ø Валютная интервенция (регулирование)

Ø Установление ориентиров роста денежной массы: М 0 иМ 2

Ø Прямые количественные ограничения

В 1992г. был принят федеральный закон о денежной системе РФ. Он практически продублировал элементы денежной системы закона о ЦБ. А в связи с принятием нового закона в 2002 году о ЦБ, ранний закон был отменен.

  1. Денежная реформа в РФ и их характеристика.

В современных условиях добиться устойчивости экономического роста невозможно без развития и совершенствования денежной системы. А изменение денежной системы и ее элементов обязательно происходит в условии денежной реформы.

Денежная реформа – осуществляемое государством преобразование в сфере денежного обращения, направленное на упорядочение и укрепление денежной системы страны, а также стабилизацию национальной денежной единицы.

Специалисты выделяют следующие типы денежных систем:

Ø Радикальные денежные системы

При их проведении изменяются принципы организации денежной системы и рассчитаны они на длительный период, что позволяет стабилизировать национальную денежную единицу. Им предшествуют преобразования (меры) по оздоровлению государственных финансов и создаются условия для укрепления экономики страны

Ø Частичное преобразование денежной системы

Они способствуют устранению отдельных отрицательных явлений в денежной сфере на короткий срок. Как свидетельствует опыт, все денежные реформы позволяют добиться лишь временного или частичного упорядочивания элементов денежной системы. С учетом мирового опыта выделяют следующие виды денежных реформ :

J Переход от одного денежного товара к другому (от медных денег к серебряным или от одного типа денежной системы к другой)

J Замена неполноценной и обеспеченной монеты на полноценную. Или бумажных, неразменных на золото, на деньги, которые обеспечены золотым запасом.

J Частичные меры по стабилизации денежной системы (изменение порядка эмиссий изменение масштаба цен или его восстановление)

J Формирование денежной системы в связи с созданием новых государств или объединение денежных систем нескольких стран.

Предпосылки успешного проведения денежных реформ:

1. Политическая стабилизация в стране, рост доверия к политике, проводимая правительством и ЦБ.

2. Создание условий для развития национальной экономики и увеличение товарного предложения

3. Рост доходов бюджета т отказ от финансирования его дефицита за счет эмиссии денег

4. Восстановление доверия кредитным учреждениям и привлекательности условий для накопления денежных средств

5. Наличие и достаточность золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса и стабильность курса, и стабильность товарной и денежной массы.

Денежные реформы:

· Реформа дореволюционной России 1839-1843гг . по имени министра Камкина. Цель проведения: введение серебряного монопольства. Денежной единицей стал серебряный рубль. Ассигнации стали вспомогающими денежными знаками и 3 руб. 50коп. = 1руб. серебра. В этот же период при государственном банке России была создана депозитная касса, которая принимала во взгляды серебро в обмен на депозитные билеты, которые свободно обменивались на серебро. В 1841 г. – в обращении были выпущены кредитные билеты суммой 50 руб., которые также обменивались на серебро, т.е. в этот период в России параллельно функционировали 3-и вида бумажных денежных знаков:

Ø Ассигнации

Ø Депозитные билеты (кредитные)

Ø Серебряный рубль

Результаты реформы:

- осуществлен переход от ассигнаций к кредитным деньгам, которые обменивались на серебро.

Появляется новый эмитент по выпуску бумажных денег, т.к. в 1843году при министерстве финансов создается экспедиция государственных билетов.

¸ Реформа 1895-1897 гг. графа Витте

В условиях стабильности внутренней и внешней ситуации, устойчивого экономического развития, в России были созданы предпосылки для проведения денежной реформы.

С 1893 года запрещались сделки с золотом, и был усилен контроль за биржами и общим объемом денежной массы в стране. Россия увеличивала активно золотой запас, для чего пользовалась иностранными займами и валютой от экспорта зерна.

В 1895 году госбанку были переданы сделки с золотыми российскими монетами: полуимпериалы = 7,50 руб., и империалы = 15руб.

В 1897 году был разрешен размен кредитных билетов на золото. Золотые рубли содержали 0,774148 г. чистого золота.

А 29 августа 1897 года монопольное право денежной эмиссии было предоставлено госбанку. К этому моменту все кредитные деньги были обеспечены золотом на 75%. Результаты данной реформы являются прогрессивными, т.к. Россия могла перейти к золотому стандарту, а серебряная монета - превратиться во вспомогательные денежные знаки, которые также использовались.

¹ Реформа 1922-1924гг.

Новые казначейские билеты: 1 червонец = 10 новым рублям

º Денежная реформа 1947 года

Цель:

1. Укрепление системы на основе отказа от карточной системы

2. Ликвидация множественности(?) цен

3. изъятие избыточной денежной массы из обращения и денежной массы, которая находилась на руках у населения. Основы реформы были определены постановлением Советы министров ЦКВКПБ 14 дек. 1947года «о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». В соответствии с данным постановлением обмен находящихся в обращение денег производится на вновь выпущенные; произведена переоценка сбережений населения в сбербанках и предприятий, а также облигаций. Деньги в сбербанке до 3000 руб. не переоценивались от 3000 до10 000 – 3:2, а деньги на руках 10:1, средства на счетах 5:4, свыше 10 000 руб. – 2:1.

Частичные денежные реформы:

· Деноминация – денежная реформа, при которой происходит укрепление денежной единицы, т.е. изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные купюры. При этом производится пересчет денежных обязательств юридических и физических лиц.

1922г.: 1 новый руб. = 10 000 старым рыб.

1923г.: 1новый руб. = 100 рублям 1922г. = 100 000стар.

1961г.: 1 новый руб. =10 старым руб.

1997-98гг.: 1 нов. руб. = 1000 старым руб.

· Девальвация

При золотом стандарте – это уменьшение металлического содержания денежной единицы. В условиях бумажно-денежного обращения – это снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной.

· Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной

· Нуллификация – частичная денежная реформа, при которой обесценившиеся денежные знаки объявляются недействительными

  1. Типы денежных систем:

Тип денежной системы определяется формой функционирования денег:

· Деньги функционируют как товар или всеобщий эквивалент

· Деньги выступают как знаки стоимости

Типы денежных систем:

  • Система металлического обращения

При этом делении товар обращается и выполняет все функции денег. В зависимости от числа металлов, участвующих в обращении, различают:

- монометаллизм (1 драг. металл в качестве денег; в России 1897г.- золото; 1843-52 серебро)

- биметаллизм (2 и боле металла)

  • Система кредитных и бумажных денег

Драгоценные бумаги не участвуют в обращении.

  1. Система безналичных расчетов и ее основные элементы

Безналичный денежный оборот – совокупность платежей, осуществляющих без использования наличных денег. В безналичных расчетах были разработаны основы во время проведения кредитной реформы в 1930-32гг.. В последние годы по мере развития экономических процессов совершенствовались формы и методы осуществления безналичных расчетов, а также принципы их организации.

Народно – хозяйственное значение безналичных расчетов:

  • Сокращает массу наличных денег в обращении
  • Способствует смягчению сезонности денежного оборота
  • Способствует концентрации денежных средств в банках

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Современные денежные системы стран с развитой рыночной экономикой, их особенности и элементы (на примере Англии)

1. Современные денежные системы стран с развитой рыночной экономикой, их особенности и элементы

Денежная система -- это форма организации денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством. В каждой стране она складывалась исторически по мере развития товарно-денежных отношений.

Современная денежная система включает следующие элементы:

Название денежной единицы и масштаб цен;

Виды денежных знаков;

Эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков;

Структура денежной массы в обороте;

Порядок установления валютного курса и обмена на иностранные;

Механизм денежно-кредитного регулирования.

Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна.

Денежная единица -- это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 1:10:100. (1 доллар США равен 100 центам; 1 фунт стерлингов -- 100 пенсам; 1 индонезийская рупия -- 100 сенам и т.д.).

Масштаб цен -- как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Последнее определение масштаба цен утратило экономическое значение, поскольку кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров.

Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976--1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены.

Виды денег, являющихся законными платежными средствами -- прежде всего это кредитные деньги и, в первую очередь, банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты). Так, в США в обращении находятся банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 доллар (выпуск 500-долл. И выше прекращен), казначейские ноты (билеты, выпускаемые Казначейством США) в 100 долл., а также серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 доллар, 50, 25, 10 и 1 цент.

Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слов (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они имеют достаточно широкое обращение.

Эмиссионная система в развитых капиталистических странах означает порядок выпуска банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет -- казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах -- депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредитные организации. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе (Центральный банк), а мелкокупюрных денежных билетов, серебряных долларов и разменной монеты -- казначейству.

В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении на предстоящий период, которых придерживаются в своей политике центральные банки.

В США с 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев.

Характерными чертами современных денежных систем экономически развитых стран являются:

Отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото;

Демонетизация золота;

Переход к неразменным на золото кредитным деньгам;

Выпуск банкнот в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги);

Преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

Усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения.

Образовавшиеся в период и после мирового экономического кризиса 1929--1933 гг. валютные блоки обеспечили сохранение в развивающихся странах денежных систем, зависимых от метрополий, которые контролировали эмиссионные институты и их операции. Размеры эмиссии обусловливались состоянием платежных балансов, а не потребностями хозяйства.

Во время и после второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков были созданы валютные зоны, характерными чертами которых являются: поддержание твердого курса валют по отношению к основной валюте; хранение национальных валют в банках страны-гегемона; льготный порядок валютных расчетов внутри зоны.

В начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития нации. Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под принципами организации денежной системы понимаются основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях.

Одним из основных принципов является наличие централизованного регулирования. Регулирование со стороны государства характерно как для рыночной, так и для административно-командной системы. Но при рыночной экономике помимо административных рычагов система подвергается воздействиям экономических реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать свою работу.

Для денежных систем характерно прогнозирование и планирование денежного оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать потребностям экономике: при росте объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и наоборот.

Эмиссионная система -- законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют:

Центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;

Казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла.

Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями:

а) предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переручета коммерческих векселей;

б) кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг;

в) выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Денежная эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, то есть наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате проведения банками кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности и возвратности предоставляемых ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами. Центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства. Денежные средства предоставляются правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки правительства финансировать дефицит федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д. Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота. На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом. Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии. Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой - через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы. Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты. Государством определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам национальных экономик.

В экономически развитых странах, как правило, государственные бумажные деньги (казначейские билеты) не выпускаются, либо выпускаются в ограниченных количествах, так как в слаборазвитых странах они имеют достаточно широкое обращение. Так, в Индонезии обращаются банкноты достоинством 10000, 5000, 1000, 500, 100 рупий, казначейские билеты -- 200, 100, 25, 10, 5 и I рупий и монеты -- 100, 50, 25, 10, 5, 2 и 1 сен (1 сен равен 0,01 рупии).

Государство, стремясь к ослаблению возможных циклических колебаний экономических процессов, предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя денежную и кредитную системы, которые тесно взаимосвязаны, особенно в результате господства кредитных денег.

Во многих экономически развитых странах под влиянием усиления инфляции и нарастания кризисных явлений в экономке в середине 70-х годов получило распространение таргетирование -- установление целевых ориентиров с целью регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита, которыми должны руководствоваться центральные банки.

Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики. В США таргетируются все четыре денежных агрегата (Ml, М2, МЗ, М4), во Франции -- только агрегат М2. Однако, практика показала слабую эффективность такой формы регулирования, ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только объема денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.

С учетом существующей тесной связи между денежной и кредитной политикой государство осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики. Прежде всего центральные банки определяют целевые ориентиры (таргеты) роста денежной массы в обращении, а сама практика установления этих ориентиров получила название денежное таргетирование.

Целевые ориентиры на прирост денежной массы начали применяться в связи с усилением инфляционных процессов в мире в 1970-х гг.

Целевые ориентиры -- это установление верхних й нижних пределов изменения объема денежной массы (введение прямых ограничений). Порядок их установления различен: в виде контрольных цифр -- во Франции, в виде «вилки» -- в США, в виде прогноза -- в Японии.

Эти ориентиры различаются также по срокам, в течение которых они должны действовать. Например, в Великобритании наиболее оптимальным признан один год денежного таргетирования, в Италии -- один месяц, в Японии прогнозы ожидаемого роста целевого денежного агрегата публикуются в начале каждого квартала.

Итак, современная денежная система экономически развитых стран характеризуется следующими основными чертами:

1) отменой официального золотого содержания денежных единиц, демонетизацией золота;

2) переходом к не разменным на золото кредитным деньгам, немногим отличающимся по своей природе от бумажных денег;

3) сохранением в денежном обороте некоторых стран наряду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов;

4) выпуском банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйства, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов; денежный экономика инфляция безналичный

5) развитием и преобладанием в денежном обращении безналичного оборота при одновременном сокращении наличного;

6) усилением государственного регулирования денежного обращения в связи с постоянным нарушением основополагающего принципа денежной системы -- соответствия количества денег объективным потребностям экономического оборота, которое ведет к инфляционному процессу.

Одной из особенностей денежной системы США являлось длительное существование биметаллизма, который поддерживали но только влиятельные в США владельцы серебряных рудников, но и широкие круги заемщиков -- мелких и средних промышленников и фермеров, заинтересованных в повышении товарных цен в цела снижения реальных размеров своей задолженности. По закону 1873 г. денежной единицей США был признан золотой доллар, свободная чеканка серебра была отменена; но сторонникам биметаллизма вскоре удалось добиться сначала возобновления частичной чеканки серебра, а затем покупки его казначейством. Все же в конечном счете победили сторонники монометаллизма, представляющие интересы крупной промышленной буржуазии и банков: В 1900 г. был издан акт о золотом стандарте, утвердивший в качестве денежной единицы страны золотой доллар с содержанием чистого золота в 1,50463 г. Однако серебряные доллары не были изъяты из обращений.

Характерной чертой денежной системы США было длительное существование децентрализованной системы банкнотной эмиссии. До 1960-х гг. правом выпуска банкнот пользовались многочисленные банки отдельных штатов. По закону 1863 г. это право было предоставлено так называемым национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству; тем не менее эмиссия оставалась децентрализованной, поскольку ее осуществляло несколько тысяч национальных банков. Другой своеобразной чертой системы банкнотной эмиссии, просуществовавшей в США с 1863 до 1914 г., являлось обязательное обеспечение выпускавшихся банкнот облигациями государственных займов. По закону 1863 г. каждый национальный банк мог выпускать банкноты в пределах купленной им и внесенной в казначейство суммы облигаций государственных займов США, Такой порядок эмиссии создавал благоприятные условия для разрешения займов федерального правительства, но имел тот существенный недостаток, что размеры банковского обращения были поставлены в зависимость от величины портфеля государственных Венных бумаг у национальных банков, а не от потребностей товарооборота в деньгах.

По закону, изданному в декабре 1913 г., была создана новая система эмиссионных банков -- Федеральная резервная система (ФРС). Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее 4 млн. долл. Банкноты федеральных резервных банков -- федеральные резервные билеты -- подлежали размену на золотые монеты и должны были обеспечиваться не менее чем на 40% золотом, а на остальные 60% -- векселями на срок до трех месяцев, принимаемыми резервными банками к переучету от «банков- членов». Все национальные банки были обязаны вступить в члены [федеральной резервной системы; другие банки могли стать ее членами с разрешения руководства ФРС. Во главе ФРС был поставлен федеральный резервный совет под председательством министра финансов; в его состав входили контролер денежного обращения и шесть членов, назначаемых Президентом США.

Федеральный резервный акт внес следующие изменения в денежную систему страны:

Он централизировал банкнотную эмиссию;

Существенно изменил систему обеспечения банкнот, сделав основным обеспечением их коммерческие векселя вместо государственных ценных бумаг.

В период мирового экономического кризиса 1929--1933 гг. особенностью денежной системы США было длительное сохранение золотомонетного стандарта. Это объясняется прежде всего тем, что Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну лишь незадолго до ее окончания, а потому им не приходилось нести большие военные расходы и прибегать для их покрытия к инфляционному выпуску бумажных денег. Кроме того, после войны золотой запас страны значительно возрос, что способствовало сохранению ею прежней системы свободного размена банкнот на золотые монеты.

Однако и в США золотой стандарт рухнул под ударами кризиса 1929--1933 гг. Ликвидации золотого стандарта сопутствовала девальвация доллара на 41%. Согласно акту о золотом резерве, вступившему в силу 31 января 1934 г., новое золотое содержание доллара не должно было превышать 60% прежнего, причем Президенту предоставлялось право определять его в пределах от 50 до 60%. Фактически новое золотое содержание доллара было установлено на уровне 59% прежнего путем повышения бумажной цены золота с 20,67 до 35 долл. за тройскую унцию; тем самым золотое содержание доллара было снижено с 1,50463 г до 0,888671 г.

По тому же акту о золотом резерве было осуществлено огосударствление централизованных золотых запасов: весь золотой запас федеральных резервных банков передавался казначейству в обмен на его золотые сертификаты по старой цене (20,67 долл. за унцию чистого золота), а за счет прибыли, полученной казначейством от переоценки золота по более высокой цене (35 долл.), был создан стабилизационный фонд в сумме 2 млрд. долл. для регулирования курса доллара, иностранной валюты и государственных ценных 6yмаг. Фактически стабилизационный фонд использовался правительством США для ведения валютной войны против Англии: путем скупки фунтов стерлингов на доллары за счет средств этого фонда оказывалось понижательное воздействие на курс доллара.

Закон о серебре 1934 г. обязал казначейство закупать серебро выпускать взамен его серебряные сертификаты, ставшие одним Я составных элементов денежной массы. Закупки серебра должны были продолжаться до тех пор, пока серебряный запас достигнув 25% совокупного централизованного металлического запаса (золотого и серебряного). Акт 1934 г. был продиктован интересами серебропромышленников. За 1934--1942 гг. казначейство купило около 2,7 млрд. унций серебра, что привело к повышению его цены. денежная система эмиссионный

После Второй мировой войны увеличилось промышленное потребление серебра и значительно уменьшилась его роль в денежном обращении. За 1955--1972 гг. сумма серебряных долларов сократилась с 2,4 млрд. до 0,7 млрд. долл.

В настоящее время США располагают следующей структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег: министерство финансов (казначейство), центральный банк (ФРС) и коммерческие банки.

Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долл., серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% налично-денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.

ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которые являются главным средством налично-денежного оборота страны.

Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки, кредитные карточки, электронные деньги, которые совместно образуют так называемые безналичные деньги. Они составляли в 1980 г. 70% денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. Кроме того, необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек.

Следует отметить, что удельный вес наличных денег в XX в. снизился, особенно по сравнению с XIX в. Однако в период войн и отдельных конъюнктурных изменений он может возрастать. Как правило, в период ведения войн в США повышалась тезаврация наличных денег, то же происходило и в период обострения экономических ситуаций (кризисов, инфляции, валютно-финансовых потрясений). Кромё того, рост денежной наличной массы оказывает влияние на эволюцию структуры потребления населения США, которая связана с увеличением торговых автоматов и другой торгово-платежной инфраструктурой Ускоренный рост денежной массы происходил в период с 1969 г. (203,8 млрд. долл.) по 1980 г. (386,9 млрд. долл.), что явилось одним из инфляционных факторов. Определенное влияние на это оказало также изменение скорости обращения денег. Ее увеличение было связано в основном с такими структурными факторами, как расширение безналичных расчетов, применение ЭВМ, новейших средств передачи информации, а также повышение нормы процента.

Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы (М). Средства, которые концентрируются на этих счетах, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Официальная американская статистика подобные счета трактует как «частные лица, товарищества и корпорации» (ЧТК). 53% общей суммы таких депозитов принадлежит нефинансовым корпорациям, 8,4% -- кредитно-финансовым институтам, 32,6% -- физическим лицам и около 6% -- иностранным владельцам. Таким образом, у корпораций и кредитно-финансовых институтов сконцентрированы крупные вклады, а по их счетам проходит основная часть безналичного оборота. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек. В США чековое обращение получило наибольшее развитие по сравнению с другими западными странами. Чеки обслуживают, как правило, не только крупные финансовые и торговые операции, но и мелкий оборот.

Другими формами безналичных расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек (credit cards), а также система предуведомленных платежей (preathorized payments). Кредитные карточки дают возможность производить расчеты за потребительские товары без использования наличных денег и чеков, одновременно являясь инструментом краткосрочного кредита. Кредитные карточки получили в США широкое развитие начиная с 1960-х гг. В сферу обращения кредитных карточек вовлечено большое количество торговых предприятий, компаний бытового обслуживания, банков и других кредитно-финансовых институтов, миллионы физических лиц.

Следующей формой безналичных расчетов, которая активно внедряется в США, является система предуведомленных платежей. Сущность ее состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее включенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае. Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений -- заработная плата, пенсии, рентные платежи. Эта форма получила развитие в основном в 1970-х гг. в связи с переходом банковских операций на электронную базу.

Большое влияние на технику платежно-расчетных отношений оказала научно-техническая революция, которая позволила применить электронное оборудование для передачи информации о платежах на большие расстояния, переработки ее и записи в памяти ЭВМ. Впервые схему автоматизированной системы учета и расчетов на базе ЭВМ разработал в начале 1950-х гг. по заданию «Бэнк оф Америка», озабоченного ростом платежно-расчетных операций, Стенфордский исследовательский институт (Калифорния). В дальнейшем компьютеризация развивалась довольно быстрыми темпами. В США были созданы целые электронные комплексы для обработки чеков и других видов денежной и платежной документации.

Широкое внедрение безналичных расчетов на базе автоматизированных и электронных систем позволило США создать несколько электронных расчетных центров -- автоматических расчетных палат. В результате появилась возможность осуществлять в безналичной форме перечисление заработной платы, пенсий и других социальных выплат, оплату счетов за коммунальные услуги и некоторые другие виды доходов.

Основную функция по регулированию денежной систем выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов.

Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежную эмиссию, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой министерства финансов. С конца 1970-х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резеврной валюты. С конца 1960-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жесткий контроль за динамикой денежной массы. С 1972 г. Центральный банк определяет почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов. Однако даже с помощью этих методов банку не всегда удается нейтрализовать влияния конъюнктурных факторов и обеспечить предусмотренные темпы увеличения денежной массы.

Резкие колебания рыночных процентных ставок вынуждали ФРС не только прибегать к контролю над рынком ссудных капиталов, но ослаблять влияния на различные агрегаты, которые использовались как основные инструменты денежно-кредитной политики. С середины 1970-х и до начала 1980-х гг. ФРС неоднократно признавала невозможность обеспечить плавное увеличение денежной массы при низкой эффективности денежно-кредитных мер в условиях сочетания инфляции, кризиса и хронического дефицита государственного бюджета.

С 1975 г. ФРС по требованию Конгресса США ежегодно обязана определять допустимые пределы роста денежных агрегатов и ряда процентных ставок.

С 1981 г. Начинает проводиться более жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и повышения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам Западной Европы и Японии из-за бегства оттуда «горячих» денег и падения курса валют.

2. Задание по разделу «Деньги и денежная система»

Текущий счет - это учётная запись, используемая банком или иным расчётным учреждением для учёта денежных операций клиентов. Текущее состояние расчётного счёта, как правило, соответствует сумме денежных средств, принадлежащих клиенту.

Обычно эти счета не используют с целью получения пассивного дохода (процентов) или с целью сбережений. Основная цель использования расчётного счёта -- надёжный и быстрый доступ к средствам по первому требованию через разнообразные каналы передачи распоряжений. При этом клиент может вносить или забирать любое количество средств в любое время. Поскольку деньги доступны по требованию, эти счета иногда называют счетами до востребования. Термин «текущий счёт» обычно относится к счетам физических лиц для совершения расчётных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

В одном банке может быть открыто несколько расчётных счетов для одного клиента, различающихся валютой счёта и целевым назначением денежных средств, аккумулируемых на них.

В современной банковской практике расчётными называются рублёвые счета «до востребования» клиентов-юридических лиц. Счета физических лиц, предназначенные для расчётов, именуются текущими.

3. Задание по разделу «Кредиты и кредитная система»

Каково значение кредита для инвестиций - это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу финансирования инвестиционных проектов

Необходимость инвестиционного кредита связана с объективной расхождением во времени движения материальных и денежных потоков, возникающая в процессе воспроизводства общественного продукта Потребность в инвестиционном кред дити возникает вследствие разницы в сумме и сроках возврат авансированного в производство капитала, а также в связи с необходимостью одновременного инвестирования крупных сумм денежных средств для модернизации производственного процессу.

Инвестиционное кредитование - это процесс предоставления банком кредитов для реализации инвестиционных проектов под будущие доходы, которые должен получить создаваемое (реконструированное) предприятие и за счет которых с обеспечиваться возврата кредита Инвестиционное кредитование осуществляется путем кредитования прямых инвестиционных мероприятий или реальных инвестиций - вложений в основной капитал и на прирост матери ально-производственных запасев.

Инвестиционном кредитованию присущи определенные специфические черты, а именно:

Объектом оценки при кредитовании является не заемщик, а инвестиционный проект, что обусловливает необходимость детального анализа технико-экономического обоснования инвестиционных мероприятий и эффективности инвест тицийного проекта

Процент по инвестиционному кредиту не должен превышать уровня доходности инвестиционного проекта;

Срок инвестиционного кредита обусловлен сроком окупаемости инвестиционного проекта;

Инвестиционный кредит может быть выдан с льготным сроком возмещения, в течение которого выплачиваются только проценты за кредит, а основная сумма возмещается после ввода объекта в эксплуатацию.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 20.04.2015)"О банках и банковской деятельности"

3. Банковское дело. Управление и технологии: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. -- 671с.

4. Банковское дело. Учебник. Под ред. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 592с.

5. Банковское дело: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Б23 О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 672 с: ил.

6. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки / Учебник / Под ред. Г. Н. Белоглазовой. М.: Высшее образование, 2013. 392 с.

7. Деньги, кредит, банки: учебник под редакцией Е.Ф.Жукова- Юнити-Дана, 2012. - 783с

8. Деньги, кредит, банки: учебник. / Под ред. Г.Н.Белоглазовой. - М. : ЮРАЙТ, 2013. - 620 с.

9. Деньги, кредит, банки : учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. -- 12-е изд., стер. -- М. : КНОРУС, 2014. -- 448 с. --. (Бакалавриат).

10. Деньги. Кредит. Банки. Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д., Зеленкова Н.М. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2015. -- 783 с.

11. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 703 с.

12. Красавина Л.Н. Тенденции развития международных валютных отношений в условиях глобализации мировой экономики // Деньги и кредит. 2011. N 11.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, функции, сущность налога и налоговой системы, существующие виды налоговых систем. Особенности налоговой системы Российской Федерации, ее недостатки, основные пути развития и реформы. Сравнение налоговых систем ряда стран с рыночной экономикой.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2011

    Роль налога на добавленную стоимость (НДС) в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой. Сущность, система исчисления, методы учета и расчета, ставки и документальное оформление НДС в РФ, а также предпосылки и особенности его реформирования.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2010

    Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в странах с развитой рыночной экономикой. Финансы дореволюционной России. Основные задачи современной бюджетной политики. Проблемы и основные направления совершенствования бюджетной системы РФ.

    реферат , добавлен 23.09.2014

    Изучение теоретических основ налогового контроля в Российской Федерации. Сравнительный анализ систем налогообложения стран с развитой рыночной экономикой. Проблематика и основные методы организации поступлений в бюджет на примере Красноярского края.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2014

    Сущность, основные функции, принципы и классификация налогообложения. Роль налогов в формировании доходов государства. Налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой. Тенденции и перспективы развития налоговой системы в развитых странах.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

    Определение недвижимого имущества. Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой. Текущее состояние налоговой системы Российской Федерации. Особенности налогообложения недвижимого имущества.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Сущность денежной системы как неотъемлемой части рыночной экономики. Структурные единицы системы, денежные агрегаты. Денежный рынок и его особенности; спрос, предложение, равновесие. Понятие и формы проявления инфляции. Характеристика денежной системы РФ.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой. Сущность налога на имущества физических лиц в Российской Федерации. Роль налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2011

    Происхождение и сущность денег, их роль в рыночной экономике. Закономерности функционирования и развития металлических и бумажно-кредитных денежных систем. Современное состояние денежной системы РФ. Реализация денежно-кредитной политики в 2010 г.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2011

    Государственное регулирование рыночной экономики: сущность и причины. Особенности налоговых систем развитых стран. Состав и структура государственных финансов, их роль в повышении темпов технического перевооружения основных отраслей экономики России.

Современная денежная система включает следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег, эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат регулирования денежного обращения.
Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна.
Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 1:10:100. (1 доллар США равен 100 центам; 1 фунт стерлингов - 100 пенсам; 1 индонезийская рупия - 100 сенам и т.д.).
Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены.
Виды денег, являющиеся законным платежным средством, - это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. Например, в США в обращении находятся: банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 долл. (выпуск банкнот в 500 и выше долларов прекращен); казначейские билеты в 100 долл.; серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 50, 25, 10, 1 цент. В Великобритании в обращении находятся банкноты в 50, 20, 10, 5 и 1 ф. ст., монеты в 1 ф. ст., 50, 10, 5, 2 пенса, 1 и? пенни. Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слов (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они имеют достаточно широкое обращение.
Эмиссионная система в развитых капиталистических странах означает порядок выпуска банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет - казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах - депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредитные организации. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе (Центральный банк), а мелкокупюрных денежных билетов, серебряных долларов и разменной монеты - казначейству.
В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении на предстоящий период, которых придерживаются в своей политике центральные банки. В США с 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев.
Характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются:
отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; демонетизация золота;
переход к неразменным на золото кредитным деньгам;
выпуск банкнот в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги);
преобладание в денежном обращении безналичного оборота;
усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения.
Образовавшиеся в период и после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. валютные блоки обеспечили сохранение в развивающихся странах денежных систем, зависимых от метрополий, которые контролировали эмиссионные институты и их операции. Размеры эмиссии обусловливались состоянием платежных балансов, а не потребностями хозяйства. Во время и после второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков были созданы валютные зоны, характерными чертами которых являются: поддержание твердого курса валют по отношению к основной валюте; хранение национальных валют в банках страны-гегемона; льготный порядок валютных расчетов внутри зоны.
В начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.

8.1. Денежная система США

Денежная система США в XX и XXI веках во многом определяла и определяет вектор развития мировой валютной и финансовой систем.

В США до 1900 г. существовала система биметаллизма. В 1990 г. был издан акт о золотом стандарте - денежной единицей стал золотой доллар. В 1934 г. в интересах серебропромышленников США стали пополнять запасы драгметаллов и серебром (по закону - не свыше 25%).

Длительное время банкноты выпускали коммерческие банки штатов. По закону 1863 г. это право было предоставлено национальным банкам, подчиненным федеральному законодательству. Но ситуация сохранилась, поскольку большинство банков выполнили предъявленные требования. По этому закону банки могли выпускать банкноты на сумму купленных ими облигаций государственных займов.

В 1913 г. была создана Федеральная резервная система (ФРС) из 12 эмиссионных банков, расположенных в разных штатах. Эта децентрализованная система выполняла функции центрального банка.

В период мирового кризиса 1929-33 гг. в США действовал золотомонетный стандарт. В 1934 г. США перешли на смешанный золотомонетный и золотослитковый стандарт.

В 1944 г. на конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) был закреплен золотовалютный стандарт (Бреттон-Вудская валютная система). В качестве мировых валют, наряду с золотом, был признан и доллар. Цена золота в долларах была назначена неизменной - 35 долларов за тройскую унцию. Доллар стал признанной мировой валютой. В 1970 году его доля в золотовалютных резервах всех стран мира составила около 75%.

Однако количество долларов к 1970 г. в несколько раз превысило запасы золота США. К тому же в США имела место высокая инфляция, и наметилась рецессия в экономике. Страны мира стали интенсивно обменивать доллары на золото. Тогда США 15 августа 1971 г. отказались обменивать доллары на золото. В ответ западные страны отказались от поддержки курса доллара, и мир перешел на валюты с плавающим курсом.

В настоящее время денежное обращение в США определяют ФРС, министерство финансов (казначейство) и коммерческие банки.

ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты - главное средство налично-денежного обращения. ФРС по закону определяет в основном и кредитно-денежную политику США.

Минфин США выпускает мелкокупюрные билеты (казначейские билеты) от 1 до 10 долларов, серебряные и разменные монеты из никеля и меди. Эмиссия казначейских денег составляла до 11 % налично-денежной массы (в основном монеты).

Коммерческие банки эмитируют векселя, чеки, кредитные карты - безналичные деньги. Они составляют более 80% денежной массы и представлены банковскими счетами.

Важную роль в безналичных расчетах играют депозитные счета до востребования.

Регулирование денежного обращения осуществляет в основном ФРС с помощью следующих основных инструментов:

  • регулирования денежной массы;
  • изменения учетной ставки;
  • государственных ценных бумаг.

8.2. Денежная система ФРГ

До образования единого государства в Германии функционировали различные виды денежных систем с преобладанием серебряного монометаллизма. В 1871-73 гг. после объединения земель Германия перешла на единую систему золотого монометаллизма - золотомонетного стандарта - рейхсмарку (содержание золота - 0.3584 г.).

На время Первой мировой войны золотой стандарт был отменен, а после поражения Германии в ней был введен золотовалютный стандарт (золотодевизный). В период мирового кризиса 1930-х годов был отменен и этот стандарт.

Во время Второй мировой войны Германия перешла на выпуск необеспеченных казначейских билетов. После войны Германия была разделена бывшими союзниками на две части: ФРГ и ГДР. В мае 1949 г. в ФРГ был установлен золотодолларовый стандарт. В 1976 после официальной отмены МВФ золотого паритета немецкая марка потеряла и формальное золотое обеспечение.

До введения евро регулированием кредитно-денежной политики и эмиссией денег занимался в соответствии с законодательством Немецкий федеральный банк. Он независимо от исполнительной власти планировал денежно-кредитную политику, денежную массу и инфляционную политику.

8.3. Денежная система Японии

В Японии (денежная единица - иена) в 1897-1933гг. существовал золотой стандарт (золотомонетный). С подготовкой к войне и на время Второй мировой войны он был отменен.

Современными наличными деньгами в Японии служат банкноты номиналом 1000, 5000 и 10 000 иен, а также монеты номиналами 1, 5, 10, 50 и 100 иен. Эмиссию наличных денег осуществляет Банк Японии. Наличные деньги обеспечены активами Банка Японии, включая золотовалютные резервы страны (самые крупные в мире - свыше 400 млрд. дол. в 2002г.).

В Японии преобладает безналичное денежное обращение. Банк Японии регулирует совокупное денежное обращения с помощью:

  • регулирования денежной массы;
  • учетной ставки;
  • государственных ценных бумаг;
  • льготного кредитования коммерческих банков;
  • регулирования валютного курса иены;
  • золотовалютных резервов;
  • прямой государственной помощи коммерческим банкам.

В 1990-х годах экономика Япония испытала длительную полосу рецессии (отрицательные или близкие к нулю темпы прироста ВВП). Банк Японии с целью оживления деловой активности проводил политику дешевых кредитов (нулевая ставка для коммерческих банков) и политику заниженного курса иены для поддержки экспорта. В результате в начале XXI в. наметился небольшой рост ВВП Японии.

Вопросы и задания:

1. В чем главное отличие современной денежной системы США?

2. Какой тип денежной системы был в США в позапрошлом веке?

3. Кто выпускал банкноты в США в девятнадцатом веке?

4. Когда США перешли на систему монометаллизма?

5. Когда доллар США и почему стал мировой валютой наравне с золотом?

6. С помощью каких инструментов ФРС США регулирует денежно-кредитный рынок?

7. Когда и почему США отказались от золотого стандарта?

8. Кто и какие выпускает в США деньги?

9. Какой тип денежной системы был в Германии в позапрошлом веке?

10. Как называется денежная единица ФРГ в настоящее время?

11. Зависим ли Немецкий национальный банк от исполнительной власти?

12. Кто и какие выпускает в ФРГ деньги в настоящее время?

13. Как называется денежная единица Японии?

14. С помощью каких инструментов Банк Японии регулирует денежно-кредитный рынок?

15. Кто и какие выпускает в Японии деньги?

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...