Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Определение понятия "банковская система", ее место в кредитно-денежном механизме страны. Специфика деятельности коммерческого банка как кредитора и заемщика. Описание основных функций банков в финансовой системе и их роль в современной экономике.
реферат , добавлен 04.10.2012
Появление и основные этапы развития банков. Виды банковских систем. Иерархичность построения банковской системы. Ассоциации коммерческих банков. Функции центрального банка. Особенности банка как коммерческого предприятия. Операции банков.
курсовая работа , добавлен 02.06.2007
Определение понятия "банк", его место в кредитно-денежном механизме страны. Специфика деятельности банка как кредитора и заемщика. Описание основных функций банков в финансовой системе государства. Роль банковских организаций в современной экономике.
контрольная работа , добавлен 04.08.2011
Функции и роль банков как элемента банковской системы. Основные операции банков, их место и значение в условиях рыночной экономики. Прогнозы развития кризисной ситуации в банковской системе Российской Федерации. Характеристика стратегии выхода из кризиса.
курсовая работа , добавлен 28.07.2015
Возникновение и развитие банков, их сущность. Функции и роль коммерческих банков в рыночной экономике. Виды банковских операций и услуг. Понятие банковской системы. Влияние иностранных финансово-кредитных учреждений на национальную банковскую систему.
курсовая работа , добавлен 01.12.2014
Открытая и скрытая концентрация банков. Пассивные, активные и комиссионные операции банков. Иерархическая структура банковской системы. Функции ЦБ РФ и кредитных банков. Сущность банка. Особенности развития банковской системы России.
курсовая работа , добавлен 26.03.2007
Виды, функции, операции, коммерческих банков. Проблема их ликвидности. Финансовая поддержка экспорта как важное направление кредитования. Динамика срочных депозитов населения. Банковская деятельность в Беларуси и ее регулирование на современном этапе.
курсовая работа , добавлен 25.04.2015
Сущность, виды и основные функции региональных банков
И.Н. РЫКОВА,
доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН, директор Института инновационной экономики Финансового университета при Правительстве РФ
Е.В. АНДРЕЯНОВА,
старший экономист Татарстанского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»
В статье показана необходимость выделения региональных кредитных организаций в банковской системе России. Исследуются подходы к классификационным признакам таких банков, рассматриваются их преимущества и проблемы развития.
Региональные кредитные организации имеют определенные специфические черты, отличные от других. В связи с этим возникает необходимость выделять их как отдельный вид российской банковской системы. Роль местных банков в развитии финансово-кредитной системы отдельно взятого региона невозможно переоценить - именно на них ложится нагрузка по обеспечению региональной экономики как инвестиционными ресурсами, так и денежными средствами, используемыми заемщиками на покрытие кассовых разрывов.
Определение регионального банка
Для характеристики регионального банка, прежде всего, определим, по каким критериям он выделяется из состава других кредитных организаций. В России законодательно принятого определения «региональный банк» нет, традиционно при проведении исследований к ним относят кредитные организации, зарегистрированные на территории субъекта РФ. При этом руководствуются тем, что статистическая информация в региональном разрезе собирается по субъектам Федерации. В зарубежной практике региональными считаются те кредитные организации, деятельность которых ограничена определенной территорией (штатом, землей, областью).
В отечественной науке рассматриваются различные признаки отнесения банка к группе региональных. С точки зрения некоторых авторов, региональный банк создается и функционирует в регионе и не распространяет своего влияния на Москву и Московский регион . Но такой трактовки недостаточно для полного определения регионального банка, так как под такую характеристику попадают и государственные, и крупные федеральные, и дочерние иностранные банки.
I 26 I БАНКОВСКОЕ ДЕЛО I №6 2011
В0#06(Апа№ка).1геСс1 26 23.05.2011 10:06:50
В исследовании рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» региональные банки выделены по уровню капитализации, распределения активов и ресурсной базы в отдельную группу - наряду со Сбербанком, госбанками, крупными федеральными, иностранными, сырьевыми и другими банками. По нашему мнению, такой признак не может служить сущностной характеристикой, он отражает лишь количественные результаты деятельности российской банковской системы.
Существуют и другие критерии, например, контрольный пакет акций банка у местных властей, что предопределяет сферу деятельности регионального банка, его роль и специфику. Так, Ю.Ю. Русанов, отмечает, что деятельность таких банков должна быть связана с потоками бюджетных средств, государственными займами, региональными программами. Роль этих банков автор сводит к выполнению агентских функций регионального правительства . Однако данное положение не всегда согласуется с практикой. Например, многие коммерческие банки Татарстана (Татфондбанк, Татинвестбанк и др.), зарегистрированные на его территории и оказывающие широкий комплекс банковских услуг для развития местной экономики, не являются агентами Правительства Республики Татарстан.
Отдельные эксперты в качестве критерия выделяют участие региональных властей как в роли учредителей, так и в роли собственников:
■ учреждение банка региональными властями и муниципалитетами;
■ преобладание средств местных органов власти в уставном капитале (ресурсах) банка;
■ преимущественное обслуживание местных, муниципальных, бюджетных организаций и органов власти, местных внебюджетных фондов;
■ ведение счетов бюджетополучателей местного бюджета.
На наш взгляд, эти признаки регионального банка не могут быть сущностными, поскольку участие органов государственной власти муниципального образования или субъекта Федерации может осуществляться и в банках других регионов или столичных банках, которые не имеют отношения к экономике конкретного региона.
Таким образом, мы видим, что одни авторы связывают понятие регионального банка с его сферой обслуживания, другие - с его влиянием на экономику региона и значимостью, третьи - с учреждением банка региональными властями и обслуживанием их. Анализируя различные точки зрения, можно выделить четыре основных подхода к определению сущности регионального банка:
■ клиентоориентированный - банк работает только в одном регионе и с клиентами данного региона;
■ учредительский - учрежден региональными властями и их обслуживает;
■ статистико-административный - зарегистрирован на территории субъекта Федерации;
■ в основе лежит значение банка для территории данного региона.
Однако каждый из подходов неоднозначный и потому спорный. По нашему мнению, необходимы дополнительные характеристики регионального банка, позволяющие выделить его из массива прочих кредитных организаций, оперирующих на региональном рынке:
■ корни формирования собственного капитала банка находятся в регионе;
■ пассивы формируются в основном за счет средств населения и юридических лиц региона;
■ банковские услуги реализуются на рынке региона;
■ независимость от финансовых ресурсов инорегио-нальных банков.
Именно эти признаки определяют, что благополучное функционирование регионального банка полностью зависит от финансового состояния бизнеса и благосостояния местного населения, с одной стороны, и он оказывает прямое влияние на экономическое благополучие данного региона, с другой.
Итак, сформулируем определение регионального банка - это организация, осуществляющая специализированные финансово-посреднические операции на территории региона с целью развития его экономики и зависящая от финансового состояния юридических и физических лиц данного региона.
Особенности развития
Региональные банки, безусловно, можно назвать специализированными финансовыми организациями - каждый отдельно взятый регион имеет специфику экономического развития, следовательно, банк вынужден предоставлять на рынок только те услуги, которые наиболее востребованы в этом регионе. Кроме того, предпосылками выделения региональных банков являются особенности политического и экономического развития России.
Во-первых, особенности отношений собственности. С началом приватизации немалая доля частной собственности (в первую очередь крупнейшие предприятия) оказалась в руках ограниченного числа крупных финансово-промышленных групп, имеющих центр в Москве. Данная тенденция затронула и банковский сектор. В результате кредитные организации, управляемые из центра, обслуживали производственный комплекс, находящийся в регионах, и не могли удовлетворить потребности промышленных предприятий из-за незнания местных особенностей .
Во-вторых, уровень экономического развития регионов. После распада централизованной плановой системы регионы оказались в разных экономических условиях. Там, где экономика оставалась крепкой, сти-
Abstract. Questions of necessity of allocation of a subsystem of regional banks in bank system of Russia is analysed. Investigation of Approaches to classification of signs of regional banks on the basis of it author"s definition of regional bank is offered. Advantages of regional banks and a problem of their development are considered
Keywords. Region, bank, system, the finance.
Ключевые слова. Регион, банк, система, финансы.
№6 2011 I БАНКОВСКОЕ ДЕЛО I 27 I
хийно создавались региональные банковские системы, состоящие преимущественно из самостоятельных кредитных организаций. В регионах, экономически зависимых от центра, открывались в основном филиалы московских банков (табл. 1).
Наибольшая доля банков приходится на Центральный федеральный округ (57,8% на 01.01.2011). Дальневосточный, Северо-Кавказский и Сибирский федеральные округа имеют крайне незначительное количество банков, обслуживающих региональную экономику. Неравномерное развитие региональных кредитных организаций в силу объективных экономических причин не давало возможности распространять на все территории единую систему управления региональными банковскими системами.
В-третьих, различия в формировании ресурсной базы банков. Как правило, крупные филиалы или дочерние иностранные банки имеют больше возможностей привлекать дешевые пассивы как в виде средств материнских компаний, так и в виде средств бюджета, которые размещаются на счетах крупных банков. Более слабые позиции региональных банков определили необходимость выделять их в отдельную группу для выработки самостоятельных стратегий развития и создания конкурентных условий функционирования.
В-четвертых, значительная структуризация банков: в отечественной банковской системе, наряду с крупными, присутствуют и очень мелкие кредитные организации. Эта особенность предопределила проблемы в подходах к надзору и контролю со стороны Банка России (единых без дифференциации банков по особенностям развития). Ряд мелких банков, несмотря на высокую степень их значимости для экономики региона, не мог выполнить требования регулятора и был вынужден прекратить свою деятельность. Отсюда возникает необходимость выделения региональных банков с учетом их рисков и других особенностей развития.
К началу 2011 г. в банковской системе присутствовали банки, объем собственного капитала которых
Распределение банковских организаций по регионам России
составлял менее 45 млн руб., их можно отнести к группе мультимелких. Но число таких банков быстро снижается: за 2 последних года со 107 до 38. Кроме данной группы регулятор выделил: банки с капиталом 45-90 млн руб. (их число за 2 года сократилось с 90 до 7); с капиталом 90-180 млн (увеличилось со 142 на 01.01.2009 до 187 на 01.01.2011); с капиталом свыше 180 млн руб. (выросло с 747 до 766).
VERSAL N.I. - 2013 г.
ТАРХАНОВА Е.А. - 2014 г.
Страница 1
Банковская деятельность - банковские операции, а также другие сделки, разрешенные действующим законодательством, для проведения кредитными организациями помимо банковских операций .
Банковские операции - сделки, являющиеся в соответствии с законодательством исключительным предметом деятельности кредитной организации на основании выданной им лицензии, к ним относятся:
Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.
Размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет.
Открытие и ведение счетов физических и юридических лиц.
Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
Выдача банковских гарантий.
Осуществление переводов иностранной валюты по поручению физических лиц без открытия счета.
Помимо перечисленных, кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:
Выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме.
Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме.
Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами.
Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или нахождение в них сейфов для хранения документов и ценностей.
Лизинговые операции.
Оказание консультационных и информационных услуг и т.д.
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой (кроме рисков) деятельностью.
Для реализации своих функций банк:
Осуществляет разнообразные операции и сделки, разрешенные банковским законодательством;
Использует различные финансовые инструменты, отличающиеся друг от друга условиями, формой, сферой применения и т.д.
Все многообразие банковских операций и сделок можно разделить на следующие основные группы в зависимости от их содержания и ресурсов, задействованных при их осуществлении:
Пассивные операции - операции, посредством которых банки формируют и аккумулируют собственные и привлеченные финансовые ресурсы.
Активные операции - операции банка по размещению от своего имени за свой счет привлеченных и собственных средств с целью получения дохода.
Комиссионно-посреднические операции - операции, выполняемые банками по поручению клиентов, за их счет и за определенную плату (комиссионные), т.е. операции, дающие возможность банку получать доход без использования собственных и привлеченных ресурсов.
Пассивные операции являются исходными в деятельности коммерческого банка, поскольку банк сначала формирует свои ресурсы, а затем размещает их среди заемщиков на различных условиях. Это:
Формирование и увеличение собственного капитала банка
Акционерный капитал - уставный фонд;
Резервный капитал - служит для покрытия возможных убытков и не предусмотренных в планах банков расходов;
Фонд накопления - используется для дальнейшего развития банка;
Специальные фонды и резервы;
Депозитные операции
Депозиты до востребования - денежные средства, вносимые в кредитные организации без указания срока хранения, которые в любое время могут быть востребованы полностью или частично;
Срочные вклады - денежные средства, хранящиеся на счетах в течение определенного срока (до 3-х месяцев, от 3-х до 6-ти месяцев, от 6-ти до 9-ти месяцев, более года).
Существуют следующие разновидности депозитов:
Сберегательные вклады - служат для накопления или вложения денежных средств. Используют различные формы вкладов:
Выигрышные;
Срочные;
На предъявителя;
Рождественские;
До востребования и т.д.
Сертификат - письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика (бенефициара) или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему;
Полезные статьи:
Анализ кредитного портфеля банка ЗАО "Банк Город"
Повышение качества кредитного портфеля коммерческого банка позволяет решить самые важные проблемы в банковском менеджменте и обеспечивает надежное управление кредитным портфелем при одновременном понижение банковского риска. В этой связи изучение кредитного портфеля и разумное управление его структ...
Понятие и признаки банковской лицензии
Термин «специальное разрешение (лицензия)» применительно к осуществлению банковской деятельности, помимо специального банковского законодательства (гл. 2 Закона о банках; ст. 4 и 58 Закона о Банке России), употребляется в ст. 52 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 172 УК РФ, ст. 9 Закона о валютном ре...
Перспективные виды потребительского кредитования
Самые распространенные виды договоров потребительского кредита и присущие им особенности: 1. Овердрафт
-способ краткосрочного кредитования (его сроки обычно не превышают одного месяца), предусмотренный договором банковского счета, при котором платежные документы, предъявляемые к оплате с расчетного...
Региональные банки развития: функции, роль и кредитная политика
Региональные
банки развития созданы в 60-х гг.
в Азии (Азиатский
банк
развития, АзБР (Asian
Development Bank), Африке (Африканский
банк
развития, АфБР (African Development Bank), Латинской
Америке (Межамериканский
банк
развития, МаБР (Inter-American Development Bank) для
решения специфических проблем и расширения
сотрудничества развивающихя стран этих
регионов. Рассмотрим основные причины
их создания и суть деятельности каждого
банка:
Внутренние
причины
: 1. распад колониальной системы
и завоевание политической независимости
развивающимися странами, повышение их
роли в мировом развитии; 2. необходимость
решения региональных проблем, которые
не всегда учитываются Всемирным
банком
;
3. развитие регионального сотрудничества
и экономической интеграции развивающихся
стран.
В
числе внешних
факторов
: 1. перемещение основных потоков
иностранных частных инвестиций в развитые
страны, что вызывает необходимость привлечения
государственных и международных инвестиций;
2. политика «регионализма» развитых стран
(стремление содействовать объединению
развив, стран, находящихся в зоне их влияния).
1.
Азиатский Банк Развития (Asian
Development Bank
) АзБР
- региональный межгосударственный
банк по долгосрочному кредитованию проектов
развития в странах Азии и Тихоокеанского
бассейна. Основан в 1965 году. Штаб-квартира
в Маниле (Филиппины). В АзБР входит 64 государства.
Крупнейшие акционеры АзБР - Япония, США,
Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада
(доля в пакете акций более 5%). Основные
заемщики – Индия, КНР, Пакистан, Индонезия,
Бангладеш. Основные сферы финансирования:
транспорт и коммуникации, энергетические
проекты, сельское хозяйство и природные
ресурсы, финансы, социальная инфраструктура.
Ежегодные объемы выдаваемых АзБР займов
составляют около 6 млрд. долл. США, объемы
оказываемой технической помощи – около
180 млн. долл. США.
Общее руководство
АзБР осуществляют: Совет Губернаторов,
Совет Директоров, Президент, три
Вице-президента и руководители департаментов
и отделений.
Функции
АзБР
Стратегической
целью функционирования АзБР является
сокращение бедности в развивающихся
странах. АзБР также продолжает выполнение
программ по продвижению экономического
роста, развитию человеческих ресурсов,
изменению социального статуса женщин
и защите окружающей среды. Прочие цели,
такие как реформирование законодательства
и политики, региональное сотрудничество,
развитие частного сектора и социальной
сферы также в большой степени содействуют
достижению основной стратегической цели.
Членство в
АзБР открыто для членов и ассоциированных
членов Азиатско-Тихоокеанской Комиссии
ООН по экономическим и социальным проблемам,
а для других стран региона и развитых
стран из других регионов - членов ООН
или одного из ее специализированных агентств.
15 развитых стран из других регионов включают
США, Канаду, Великобританию и западноевропейские
страны.
Кредитная политика АзБР
Согласно Уставу АзБР, предоставляемые займы, вложения в акционерный капитал и предоставление гарантий не должны превышать размера выкупленных и подлежащих выкупу акций плюс обычный размер резерва и излишков. Банковские операции финансируются из двух главных источников: обычных источников капитала и специальных средств. Обычные источники капитала поступают как выплачиваемая доля капитала от стран - членов АзБР, как заимствования на мировом рынке капитала, а также как доход от инвестиций. Специальные средства поступают в виде взносов от развитых стран-членов, дохода от специальных фондов, ссуд и инвестиций, а также сумм, переводимых из обычных источников капитала по специальному решению совета директоров АзБР. Специальные средства АзБР составляют окно «льготных ссуд» по низким ставкам процента для удовлетворения потребностей небольших и более бедных стран-членов.АзБР имеет право пополнять ресурсы через заимствования на финансовом рынке и привлечение частного капитала к своим проектам. АзБР предоставляет займы после проведения тщательного анализа всех условий. Это позволяет:
1. Поддерживать соответствующий чистый доход, сохранять ликвидность и резервы банка; 2. Проводить мониторинг кредитоспособности заемщиков; 3. Предъявлять к заемщикам требования подтверждать экономическую, финансовую и техническую жизнеспособность проектов, для выполнения которых необходимы займы АзБР.
АзБР обеспечивает займами проекты, удовлетворяющие следующим требованиям:
-экономическая жизнеспособность, техническая выполнимость и финансовая прочность;
- влияние реализации проекта на дальнейшее развитие страны;
- влияние на устранение «узких мест» в экономике;
- способность страны-заемщика обслуживать дополнительный внешний долг;
- внедрение новых технологий для повышения производительности;
- создание дополнительных рабочих мест;
- укрепление общества относительно критерия высокого уровня управления;
- включение в проекты АзБР разработок в сфере окружающей среды и социальной сферы;
- выполнение требований Положения об операциях АзБР 2002.
Роль в мировой экономике АзБР
В 1973 г. Банк создал Азиатский Фонд Развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для финансирования операций по технической помощи. Азиатский Фонд Развития (АФР) обеспечивает поддержку устойчивого социального и экономического развития бедных стран, расположенных в Азии и на островах Тихоокеанского бассейна. АФР предоставляет «льготные ссуды» развивающимся странам-участницам с низким ВНП на душу населения и низкой вероятностью возврата долга.В 1992 году при поддержке АзБР шесть стран вступили в программу субрегионального экономического сотрудничества Субрегион Большой Меконг (СБМ), созданную для усиления экономических взаимоотношений между странами. В состав СБМ входят: Камбоджа, Лаосская Народная Демократическая Республика, Мьянма, Таиланд, Вьетнам и Китай. Программа внесла вклад в развитие инфраструктуры, обеспечение развития и совместного использования ресурсной базы и содействие свободному перемещению товарных потоков и людей в субрегионе.
Программа, которая получала название Южно-Азиатское Субрегиональное Экономическое Сотрудничество (ЮАСЭС), помогает превратить проблемы в возможности в одной из самых бедных и плотно населенных областей мира.
Кроме того, имеют место стратегии развития для регионов «Треугольник роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд» (ТР – ИМТ), Область Роста Восточной части АСЕАН «Бруней – Индонезия – Малайзия – Филиппины» (ОРВА – БИМФ), Центрально-Азиатское Региональное Экономическое Сотрудничество (ЦАРЭК)
Созданный по инициативе ООН для помощи странам азиатско-тихоокеанского региона, прежде всего, для борьбы с бедностью АзБР стремится вывести одним из самых бедных регионов мира в одного из лидеров экономического роста благодаря уникальным природным ресурсам.2. Межамериканский банк развития (МАБР) – крупнейший региональный многосторонний институт развития в Латинской Америке. Вместе с Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком он входит в тройку наиболее крупных финансово-кредитных организаций мира. Банк был учрежден в 1959 г. со штаб-квартирой в Вашингтоне. На сегодняшний день МАБР насчитывает 47 стран-участниц, 26 из которых страны латиноамериканского региона, имеющие право на получение его кредитов и других услуг. Другие 21 страна-член являются донорами и не могут быть заемщиками. Высшим органом МАБР является Совет управляющих, в котором каждый участник МАБР имеет собственного представителя.
Функции МАБР
Приоритетными направлениями деятельности Банка являются: содействие экономическому развитию стран-участниц, включающее средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов в различных отраслях экономики и социальной сфере, стимулирование региональной экономической интеграции и сотрудничества, привлечение частных инвестиций, содействие реформированию государственных институтов, сотрудничество в деле рационального использования ресурсов, развитие транспорта и коммуникаций, здравоохранение, наука и образование, борьба с бедностью и загрязнением окружающей среды.
МАБР располагает различными категориями финансовых ресурсов, как собственных, так и привлеченных. Собственные средства состоят из основного капитала, Фонда специальных операций (ФСО) и различных доверительных фондов, которые создаются странами-донорами и передаются Банку в трастовое управление. Средства этих фондов идут в основном на финансирование затрат латиноамериканских стран по оплате научно-технической помощи, консалтинговых услуг, осуществление прединвестиционных исследований, а также программ и проектов по поддержке малых предприятий, модернизации систем образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Кредитная политика МАБР
Фонд специальных операций (ФСО) был создан в 1960 году для предоставления займов наименее развитым странам региона с более низкими процентными ставками (1-4% годовых - в зависимости от уровня развития страны-реципиента, характера проекта и других условий), более длительным сроком погашения займов (до 40 лет), а также для финансирования специальных проектов. Его акционерный капитал составляет 16 млрд. долл. США. ФСО обладает самостоятельным балансом. Привлеченные средства МАБР формируются за счет заимствований на международных рынках капитала.
Основными направлениями распределения кредитного портфеля МАБР в 2007 г. стали: повышение конкурентоспособности и развитие инфраструктуры стран Латинской Америки (63,2%), в том числе в сфере энергетики (14,8%), транспорта и связи (23,1%); социальное развитие (32,2%), включая модернизацию городского хозяйства (6,4%), здравоохранение и образование (7,1%), улучшение санитарных условий (4,9%); реформирование и модернизация государственного сектора (4,5%), основная часть средств которых пришлась на финансовый сектор (2,1%).
В 2007 году МАБР принял решение о полном списании задолженности Боливии, Гайаны, Гаити, Гондураса и Никарагуа Фонду специальных операций на общую сумму 4,4 млрд. долл. США. Сэкономленные за счет выплат по этим кредитам средства страны-должники обязались использовать на развитие образования, здравоохранения и другие социальные программы.
Роль в мировой экономике МАБР
В рамках МАБР функционируют два автономных учреждения - Межамериканская инвестиционная корпорация (МАИК) и Многосторонний инвестиционный фонд (МИФ) . МАБР, МАИК и МИФ вместе образуют Группу МАБР. Задача МАИК – поддержка развития малых и средних предприятий в странах Латинской Америки и Карибского бассейна посредством привлечения инвестиций, предоставления средне- и долгосрочных займов и поощрения инноваций. МИФ играет ключевую роль в усилиях МАБР по сокращению бедности, содействию экономическому росту путем развития частного сектора, повышения его конкурентоспособности и предоставления ему технической помощи. Целью инвестиционных программ МИФ является принятие на себя определенных рыночных рисков, финансирование инновационных и пилотных проектов.
3. Африканский банк развития (African Development Bank) АБР основан в 1964 году как межгосударственный региональный банковский институт, предоставляющий кредиты африканским странам для выполнения проектов национального и регионального развития по субсидируемым процентным ставкам. Объективные причины создания этого регионального финансового института это распад колониальной системы на африканском континенте. Бывшие станы-метрополии, прежде всего Франция и Германия, стремились сохранить свое присутствие и влияние в Африке, и АБР стал одним из механизмов, с помощью которого развитым странам можно было вмешиваться в дела африканских стран и проводить нужную им политику. Благодаря членству в АБР нерегиональные члены-акционеры имеют право преимущественного участия в торгах на поставку товаров и услуг по объектам, сооружаемым с помощью займов АБР. Таким образом, развитые страны-члены банка стимулируют свой товарный экспорт в страны Африки. Все страны Африки – региональные члены Банка, это страны - получатели инвестиций. К ним относятся Нигерия, Алжир, Ливия, Марокко, ЮАР, Египет и Заир. В торую группу участников составляют нерегиональные члены - США, Япония, ФРГ, Франция, Канада, Великобритания, Италия.
Функции АБР
Основными функциями АБР являются:
- содействие экономическому и социальному развитию региональных стран-членов;
- финансирование инвестиционных программ и проектов;
- содействие государственным и частным инвестициям;
- организация финансирования, осуществляемого Банком совместно с двусторонними и многосторонними институтами развития;
- оказание технической помощи странам – региональным членам в подготовке проектов развития.
Кредитная политика АБР
Источники финансирования АБР включают: акционерный капитал Банка, формируемый путем подписки на акции государствами-членами; ресурсы Банка подразделяются на Обычные ресурсы и Специальные фонды.
Обычные ресурсы включают: 1) подписные доли уставного капитала, 2) средства, получаемые в счет платежей по займам АБР; 3) средства, привлекаемые путем заимствований на международных рынках капитала; 4) доходы, извлекаемые из займов, предоставляемых Банком. Расширение ресурсной базы осуществляется путем подписки на акции. В соответствии с Уставом АФБР все региональные страны-члены в принципе в равной мере располагают возможностью предоставления им кредитов Банка на цели развития. Однако, учитывая различные уровни экономического развития.
Банк выделил группу наиболее бедных стран как основной объект финансирования на льготных условиях из ресурсов Банка, Африканского фонда развития и Доверительного фонда Нигерии.
и т.д.................