Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Надзорная деятельность в банковской сфере. Цб рф как орган банковского регулирования и банковского надзора. проверку работы руководящих и ревизионных органов банка

Как орган управления кредитной системой государства Банк России осуществляет функции банковского регулирования и надзора.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора , объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации.

В то же время Центральный банк РФ не вправе:

    требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций;

    требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц;

    устанавливать прямо или косвенно ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций;

    обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

В целях осуществления регулирующих и надзорных функций Банк России уполномочен принимать решение о государственной регистрации кредитных организаций. Центральный банк РФ ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и выдает им лицензии на осуществление банковских операций.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России». Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации и без ограничения сроков действия.

Кредитной орган изации могут быть выданы следующее лицензии:

    на осуществление банковских операций со средствами в рублях без права или с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц;

    на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте без права или с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц;

    на осуществление операций с драгоценными металлами.

Кредитная организация может получить и генеральную лицензию , которая выдается банку, уже имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круг выполняемых банком операций, а предоставляет право в установленном порядке открывать филиалы, представительства и дочерние организации на территории иностранного государства и приобретать доли в уставном капитале иностранных банков.

В целях обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций Центральный банк РФ устанавливает обязательные экономические нормативы.

Обязательные нормативы - это методы управления денежным оборотом и регулирования деятельности кредитных организаций и производимых ими банковских операций.

К обязательным нормативам отнесены :

    минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

    предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. Такой размер имущественных (неденежных) вкладов в уставной капитал, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала кредитной организации, устанавливает Центральный банк РФ;

    максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Данный норматив устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации. При определении максимального размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации, выданная одному заемщику или группе связанных заемщиков, а также суммы гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков;

    максимальный размер крупных кредитных рисков. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств (капитала) организации (банковской группы). Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации;

    нормативы ликвидности кредитной организации. Ликвидность - способность обеспечить своевременное выполнение долговых обязательств, платежеспособность. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как отношение ее активов к пассивам с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов, а также отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и других легкореализуемых активов) к суммарным активам;

    нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Эти нормативы определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

    максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Максимальный размер определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 50 процентов.

К обязательным нормативам относятся также нормативы достаточности собственных средств (капитала), размер валютного, процентного и иных финансовых рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России уполномочен устанавливать дополнительные обязательные нормативы для отдельных видов организаций (например, для организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием). Кредитные организации не имеют права изменять установленные для них Центральным банком РФ обязательные нормативы. В соответствии со ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

    взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

    потребовать от кредитной организации:

    осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

    замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в ст. 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

    осуществления реорганизации кредитной организации;

изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Центрального банка РФ.

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Проблемы обеспечения стабильности банковской деятельности, устойчивости банковской системы в целом связаны с повышением эффективности правового воздействия, усилением роли юридических средств, применяемых в первую очередь для соблюдения публичных финансовых интересов. Решение названных проблем обусловливает возникновение государственного надзора за банковской деятельностью.

В широком смысле контроль, как социально-правовое явление, проявляется в виде двух самостоятельных направлений: собственно контроль и надзор. М.В. Максимов отмечает, что в отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности между надзорными органами и поднадзорными лицами. Осипов А. В. Внутренний финансовый контроль в кредитной организации: понятие и значение // Банковское право. - 2007. - № 1. - С. 39. Надзор предусматривает право надзорного органа оценивать деятельность поднадзорного лишь с точки зрения законности, а не целесообразности. Контроль может быть не только государственным, но и негосударственным, надзор, как правило, осуществляется исключительно органами государства. Лаутс Е. Б. Цели, понятие и виды банковского регулирования // Банковское право. -2006. - № 6 - С. 22. Таким образом, о реализации государственного банковского контроля применительно к кредитным организациям правомерно говорить лишь в особых случаях, как правило, в качестве санкции за нарушение банковского законодательства. Однако, в строгом юридическом смысле слова, за соблюдением кредитными организациями норм банковского законодательства осуществляется государственный банковский надзор (ст. 55 Закона о Банке России). «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: Закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // [Электронный ресурс]//Справочная правовая система Консультант Плюс. Такая трактовка в полной мере соответствует названию и содержанию главы 10 Закона о Банке России, установившей нормы о банковском надзоре. Также из ст. 19 Закона о банках следует, что меры ответственности, предусмотренные в ст. 75 Закона о Банке России, применяются только в порядке надзора. «О банках и банковской деятельности»: Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. № 395-1 // // [Электронный ресурс]//Справочная правовая система Консультант Плюс. Возможность применения Банком России каких-либо мер юридической ответственности к кредитным организациям в порядке контроля банковским законодательством вообще не предусматривается. В качестве способа обеспечения законности банковской деятельности кредитных организаций федеральное законодательство упоминает только банковский надзор. То же самое касается антимонопольного контроля, упоминаемого в ст. 32 Закона о банках, который в большей мере является разновидностью банковского надзора, чем самостоятельным направлением банковского контроля. Там же. Что же касается контрольных функций Банка России, возложенных на него другими (небанковскими) федеральными законами, то они реализуются не в связи с банковской деятельностью кредитных организаций. Таким образом, наиболее точно особенности государственной деятельности по обеспечению законности банковских операций кредитных организаций с валютными ценностями могли бы быть выражены термином "банковский надзор".

Банковский надзор - это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Банковский надзор есть наблюдение (дистанционное и контактное) Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение предусмотренных банковским правом санкций в случае их нарушения. Неретин М. С. Понятие и правовые основы банковского надзора в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 5. - С. 17.

Значительный интерес для теории и практики банковского надзора имеет точное определение начального этапа этого вида государственного регулирования. В научной литературе высказано мнение, что начальным этапом банковского надзора является контроль за созданием кредитных организаций. Однако такой подход трудно поддержать в полной мере. В строгом юридическом смысле государственная деятельность по созданию, регистрации и лицензированию кредитных организаций имеет больше характер банковского регулирования, а не банковского надзора. До создания и регистрации кредитной организации, предусмотренный Законом о Банке России и Законом о банках, объект банковского надзора юридически не существует, а без него нет и быть не может самого банковского надзора. Поэтому регистрация и лицензирование кредитной организации сами по себе не являются видом банковского надзора. Однако банковским надзором вполне могут быть признаны наблюдение или проверка законности регистрации или лицензирования кредитной организации после ее создания или выдачи лицензии.

Банковский надзор включает в себя: установление обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля; получение у кредитных организаций необходимой информации об их деятельности, требование разъяснений по полученной информации; государственную регистрацию кредитных организаций, ведение Книги государственной регистрации кредитных организаций; выдачу лицензии кредитным организациям на осуществление банковских операций, их приостановление и отзыв; установление квалификационных требований к кандидатам на должности членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации и иные направления надзора. Саттарова Н. А. Банковский надзор в системе государственного финансового контроля // Банковское право. -2005. - № 5. - С. 43.

По нормативному критерию банковский надзор можно подразделить на два вида: общий (юридический) и пруденциальный (финансово-правовой). Особого внимания заслуживает пруденциальный банковский надзор, являющийся правовой процедурой, направленной на выявление возможных составов правонарушений в сфере государственного управления банковскими рисками, состоящей из информационной стадии и, при наличии у надзирающего органа достаточных данных о совершенном правонарушении, стадии рассмотрения и разрешения дела о правонарушении. Для осуществления пруденциального надзора в центральном аппарате Банка России создан специальный Департамент пруденциального надзора. Неретин М. С. Указ. соч. - С. 18. Осуществление процедуры пруденциального банковского надзора может быть обеспечено процессуальными мерами принуждения. Меры принуждения, применяемые в ходе пруденциального банковского надзора, принято подразделять на меры принуждения, обеспечивающие выполнение всех процедур пруденциального банковского надзора, и меры ответственности. Пруденциальный банковский надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями норм института пруденциального регулирования, являющегося специфической функцией управления кредитной организацией, направлен на выявление нарушений установленных законом ограничений конституционного права на банковскую деятельность, права собственности, распоряжения и пользования своим имуществом. Ерпылева Н. Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика. - 2005. - № 3. - С. 26.

Субъектом банковского надзора является Банк России. Функции банковского надзора могут осуществляться Банком России, его высшими органами управления, органом банковского надзора при Банке России, а также территориальными учреждениями Банка России. В структуру Банка России входит особый орган - Комитет банковского надзора, действующий на постоянной основе и объединяющий подразделения Банка России, которые обеспечивают выполнение последним надзорных функций и входят в так называемый надзорный блок. Махмутова Э. Х. Система формализации финансового контроля в кредитной сфере: Банк России - правовой аспект // Банковское право. -2005. - № 3. - С. 45.

Основной формой банковского надзора является проверка. Целью проводимых Банком России проверок кредитных организаций, как это следует из Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка РФ" «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями центрального банка Российской федерации»: Инструкция ЦБ РФ от 25 августа 2003 г. № 105-И // Вестник Банка России. - 2007. - № 55., являются оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, оценка соблюдения законодательства и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации. Лаутс Е. Б. Указ соч. - С. 25.

Важной составляющей банковского надзора выступает внутренний контроль. Общее требование о наличии внутреннего контроля в кредитной организации определено в ст. 57 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" и в ст. 10 Закона от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности". Документ Базельского комитета определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и сотрудниками всех уровней (п. 4). «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору»: Письмо ЦБ РФ от 2 ноября 2007 г., № 173-Т // Вестник Банка России. - 2007. - N 61. Выделяется три основных направления (концепта) внутреннего финансового контроля в кредитных организациях. Первым концептом является обеспечение соблюдения кредитной организацией нормативно-правовых актов, которые она обязана соблюдать при ведении банковской деятельности как таковой. Вторым - обеспечение составления и представления своевременной и достоверной финансовой и иной отчетности. Третьим - обеспечение эффективности и результативности коммерческой деятельности кредитной организации. Осипов А. В.Указ. соч. - С. 39. Служба внутреннего аудита в банке облегчает работу органов банковского надзора (см. Приложение 2).

Коммерческие банки подлежат внешнему государственному финансовому контролю не только со стороны Центрального банка Российской Федерации, но и со стороны Счетной палаты Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу. Существуют различные виды внутреннего контроля (см. Приложение 3).

Деятельность Банка России также подвергается контролю и соответствующим проверкам. Банк России подотчетен Государственной Думе. Финансовый контроль за Центральным банком со стороны Счетной палаты Российской Федерации осуществляется на основе норм Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О Счетной палате Российской Федерации". Федеральная налоговая служба также является органом, осуществляющим государственный финансовый контроль за Банком России в части начисления им налогов и сборов. Внутренний финансовый контроль (аудит) Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России. Саттарова Н. А. Каз. соч. - С. 44.

Таким образом, рассматривая понятия «надзор» и «контроль», и их соотношение, мы проанализировали научную литературу и нормативно-правовые акты и пришли к выводу о том, что наиболее точно особенности государственной деятельности по обеспечению законности банковских операций кредитных организаций выражены термином "банковский надзор". Мы уделили внимание такому спорному вопросу, как точное определение начального этапа банковского надзора. Система банковского надзора включает в себя следующие элементы: регистрацию и лицензирование; дистанционный надзор; инспектирование; работу с проблемными банками; ликвидационные процедуры. Существует определенная классификация банковского надзора, в которой особое место занимает пруденциальный банковский надзор. Субъектом банковского надзора является Банк России. Мы изучили его деятельность в этой сфере. Важной составляющей банковского надзора выступает внутренний контроль кредитных организаций. Деятельность Банка России также подвергается контролю и соответствующим проверкам.

В конце главы можно сделать следующие выводы:

  • 1. Легальное определение банковской системы Российской Федерации, которое имеется в ст. 2 Закона о банках, неадекватно современному состоянию развития банковской системы, и не отражает в полном объеме рассматриваемое понятие, что вызывает определенные трудности и споры. В связи с этим в первую очередь, мы рассмотрели содержание понятия «банковская система», а именно: элементы, структуру, цель и характер интеграционных процессов, протекающих в ней в настоящее время. Также мы рассмотрели все спорные вопросы, например вопрос о структуре банковской системы является спорным, различные точки зрения на поставленные проблемы. Это помогло нам дать наиболее полное определение понятия «банковская система», это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры.
  • 2. При рассмотрении понятия «надзор» и «контроль», их соотношения, мы пришли к выводу о том, что наиболее точно особенности государственной деятельности по обеспечению законности банковских операций кредитных организаций выражены термином "банковский надзор". Мы уделили внимание такому спорному вопросу, как точное определение начального этапа банковского надзора. Система банковского надзора включает в себя следующие элементы: регистрацию и лицензирование; дистанционный надзор; инспектирование; работу с проблемными банками; ликвидационные процедуры. Существует определенная классификация банковского надзора, в которой особое место занимает пруденциальный банковский надзор. Субъектом банковского надзора является Банк России. Мы изучили его деятельность в этой сфере. Важной составляющей банковского надзора выступает внутренний контроль кредитных организаций. Деятельность Банка России также подвергается контролю и соответствующим проверкам.

24. Банковский надзор и его виды

Органом банковского регулирования и банковского надзора в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» являетсяБанк России. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства и нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.Банковская система – это объект надзора для Банка России.Надзор – это средство обеспечения пруденциального регулирования. Это надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Каждая в отдельности кредитная организация является предметом конкретного надзора со стороны ЦБ РФ. Усиление надзора за конкретной кредитной организацией может быть продиктовано общими интересами укрепления банковской системы, в частности, управлением системными рисками. Однако в этом есть и обратная сторона: кредитная организация теряет свои преимущества в системе конкурентных отношений. Информация о том, что определенная кредитная организация подвергается интенсивному надзору, может породить сомнения у ее клиентов.

Вид банковского надзора – это обусловленная объектом и предметом банковского надзора конкретная деятельность Банка России по проверке деятельности кредитной организации.

Банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям.

1. Общая классификация банковского надзора. В зависимости от предмета надзора следует выделитьфункциональные виды надзора, а в зависимости от субъекта – институциональные.

2. Предметная классификация банковского надзора (функциональная). Банковский надзор классифицируется в соответствии со спецификой нормативного, экономического и финансового содержания банковской деятельности, которая является предметом надзора.

3. Нормативная классификация банковского надзора. Выделяют два вида:общий (юридический) ипруденциальный (финансовый).

4. В зависимости от развития банковской деятельности кредитной организации, следует различать виды банковского надзора:

1) лицензирование банковской деятельности;

2) текущий надзор за соблюдением законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

5. В зависимости от экономического и финансового содержания банковской деятельности различаютвалютный надзор инадзор, связанный с обслуживанием банками бюджетных счетов.

6. В зависимости от места проведения надзора текущий контроль делится на два вида: дистанционный и контактный.

Дистанционный надзор – это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности бухгалтерских документов.

Контактный надзор – это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации. Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения – Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях.

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

39. Банковский вклад Банковский вклад– денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в кредитных организациях в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов.

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

105. Банковский кредит Банковское кредитование экспорта и импорта выступает в форме ссуд под залог товаров, товарных документов, векселей. Иногда банки предоставляют крупным фирмам-экспортерам, с которыми они тесно связаны, бланковый кредит, т. е. кредит без формального

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Глава IV. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Государственный надзор за

Из книги Банковские операции автора Шевчук Денис Александрович

Статья 30. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового

Из книги Путин и кризис автора Немцов Борис

Банковский контроль Ни одно современное государство не отказывается от всеобъемлющего контроля за деятельностью кредитных учреждений, усматривая в нем своеобразный публичный интерес, заключающийся в создании условий для нормального осуществления гражданского

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

БАНКОВСКИЙ КРИЗИС СМИ скупо сообщили о проблемах в ряде банков. Сначала власти спасали Глобэкс, Связь-банк, Собинбанк.. Потом проблемы в банковской системе приобрели тяжелый характер, и вначале власти решили помочь банковской системе выделением 1,5 триллионов рублей,

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

Банковский. Предоставляется только специализированными кредитными организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от ЦБ. Заемщики – юридичиские лица, государство, местная власть, население. Ставка процента выше, чем % в коммерческом. Срок

Из книги Финансы как творчество: хроника финансовых реформ в Казахстане автора Марченко Григорий

Глава 9 Банковский надзор Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

6. БАНКОВСКИЙ НАДЗОР Итак, основным достижением казахстанской банковской реформы на первом ее этапе стал переход на международные стандарты по полной программе.В области консолидированного банковского надзора и аудита таковыми, как уже сказано, являются Базельские

Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

78. Государственный надзор за страховой деятельностью Высокая ответственность страховщика за последствия его деятельности требует особой организации надзора государства. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований

Из книги Идея на миллион: 100 способов начать свое дело автора Митин Юрий

Банковский кризис Прорыв пузыря на рынке жилья привел еще к одному последствию: когда выяснилось, как много американцев не могут или не хотят погашать свои кредиты, банки стали в массовом порядке объявлять о дефолтах, что привело к ослаблению кредитного рынка. Эта

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

66. Банковский портал Суть идеиКуда вложить собственные средства? Для начинающего инвестора больше всего подходят банковские депозиты. Однако на территории России действует свыше 600 банков, и все предлагают различные вклады с разной процентной ставкой и условиями.

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Из книги Дизайн интерьера автора Митина Наталия

Контроль и надзор P: Не бросайте все силы на решение одной-единственной задачи – это может обойтись слишком дорого.A: Закручивая гайки, вы ничего не добьетесь.E: Чтобы добиться результата, нужно отслеживать процесс. Как сказано в Талмуде: Sof tov, hakol tov – «Все хорошо, что хорошо

Из книги Экономика для любознательных автора Беляев Михаил Климович

Глава 40 Авторский надзор Авторским надзором в узком смысле дизайнеры называют присутствие автора проекта интерьера на стройплощадке для контроля работы строителей и соответствия выполняемых работ проекту. Дизайнер должен проверять, все ли перегородки установлены на

Из книги автора

Надзор и регулирование Центральный банк. Большинство нормально работающих банков стремится к сохранению своего места на рынке банковских услуг, первым и непременным условием чего является обеспечение финансовой устойчивости. Несмотря на такое желание самого банка

  • 6. Финансовые правоотношения: их особенности и виды.
  • 7. Финансовая деятельность государства.
  • 8. Понятие и значение финансового контроля.
  • 9. Понятие и виды методов финансового контроля.
  • 10. Государственный финансовый контроль.
  • 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль.
  • 14. Понятие, роль и функции бюджета.
  • 15. Бюджетное устройство рф: организация принципы построения.
  • 16. Характеристика доходной и расходной части федер. Бюджета рф.
  • 17. Понятие и значение бюджетной классификации.
  • 18. Понятие и стадии бюджетного процесса.
  • 19. Бюджетное финансирование.
  • 20. Внебюджетные средства.
  • 22. Характеристика налоговых правоотношений.
  • 23. Права и обязанности налогоплательщиков.
  • 24. Права и обязанности налоговых органов.
  • 25. Характеристика налогов и сборов в рф.
  • 26. Характеристика акцизов.
  • 28. Понятие и виды кредитных организаций.
  • 29. Структура банковской системы рф. Банковская группа, банковский холдинг.
  • 30. Банковские операции и другие сделки кредитной организации.
  • 31. Органы управления кредитной организации.
  • 32. Регистрация и лицензирование кредитной организации.
  • Глава II. Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций.
  • 33. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации.
  • 34. Меры обеспечения стабильности банковской системы.
  • 35. Наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации.
  • 36. Организационно-правовой статус цб рф.
  • 37. Цели деятельности и функции цб рф.
  • 38. Указания, положения и инструкции цб рф.
  • 39. Принципы организации цб рф. Органы управления цб рф.
  • 40. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов на территории рф. Характеристика форм безналичных расчетов.
  • 41. Организация денеж. Обращения. Денежно-кредитная политика цб рф.
  • 42. Банковские операции и сделки цб рф.
  • 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф.
  • 44. Валютное регулирование в рф.
  • Глава 4 фз от 10.12.2003 № 173-фз (ред. От 30.12.2006) "о валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в рф:
  • 45. Правовое регулирование финансов предприятий.
  • 46. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений.
  • 47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов.
  • 48. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов.
  • 49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права.
  • 50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности.
  • 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф.

    ЦБ РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, установленных ими обязательных нормативов.

    Главными целями банковского регулирования и банковского надзора выступают:

    Поддержание стабильности банковской системы РФ;

    Защита интересов вкладчиков и кредиторов.

    Поэтому ЦБ РФ не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных фед.законами.

    Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ проводит:

    Проверки кредитных организаций (их филиалов);

    Направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям.

    В рамках банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила:

    Проведения банковских операций;

    Бухгалтерского учета и отчетности;

    Организации внутреннего контроля;

    Составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. При этом устанавливаемые ЦБ РФ правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

    Для осуществления своих функций ЦБ РФ в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право:

    Запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации;

    Устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности;

    Запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у фед.органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц - для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса РФ, для анализа эконом.ситуации.

    Регулирующие и надзорные функции ЦБ РФ осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения ЦБ РФ, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров, а его руководитель назначается Председателем ЦБ РФ из числа членов Совета директоров.

    В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ может устанавливать следующие обязательные нормативы:

    Минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций",

    Размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного гос-ва их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

    Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

    Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними);

    Максимальный размер крупных кредитных рисков;

    Нормативы ликвидности кредитной организации;

    Нормативы достаточности собственных средств (капитала);

    Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

    Минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

    Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

    Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

    Совокупность мероприятий, реализуемых ЦБ РФ для контроля деятельности коммерческих кредитных организаций.

    В ходе регулирования уполномоченное лицо проверяет:

    • соблюдение финансовыми структурами положения законодательства;
    • выполнение экономических нормативов;
    • корректность отражения информации о материальном положении в учете и отчетности.

    Законодательные положения о надзоре

    Согласно ст. 56 ФЗ-86, принятого в 2002 году, банковский надзор в России — обязанность Центробанка. Регулятор анализирует работу кредитных организаций, контролирует соблюдение ими положений законодательства и обязательных нормативов.

    Контрольные функции регулятора реализуются через специально созданный орган — Комитет банковского надзора. Руководителя выбирают из членов совета директоров ЦБ.

    Банковский надзор следит за:

    • соблюдением правил проведения банковских операций;
    • выполнением нормативов по формированию резервов, выданным кредитам и достаточности собственного капитала;
    • соблюдением ограничений по величине принимаемых финансовых рисков.
    Согласно положениям 86-ФЗ, у Банка России нет полномочий для вмешательства в деятельность коммерческих кредитных организаций, осуществлять управление ими или оценивать целесообразность совершаемых операций. Его задача сводится к контролю соблюдения норм законодательства, выявлению нарушений и установлению ответственности за них.

    Виды банковского надзора

    В зависимости от направления работы регулятора надзор делится на две категории:
    • Правовую — это контроль исполнения банками положений действующих законов, инструкций ЦБ РФ.
    • Пруденциальную — проверка исполнения обязательных нормативов. Алгоритмы их расчета подробно описываются в инструкциях ЦБ.
    В зависимости от места осуществления надзор может быть двух видов:
    • Дистанционный — ЦБ выполняет контрольные функции посредством удаленного запроса финансовой отчетности, документов, подтверждающих правомерность совершения тех или иных операций.
    • Контактный — работники Центробанка выезжают в проверяемую кредитную организацию, для изучения документации на месте.
    В зависимости от направления деятельности финансовой структуры надзор осуществляет:
    • проверку выполнения показателей ликвидности;
    • контроль проведения операций с иностранной валютой;
    • надзор за обслуживанием бюджетных средств;
    • анализ баланса.
    Разные виды контроля используют для достижения единой цели — управления рисками в банковской системе страны, недопущения злоупотреблений и мошенничества.

    Методы банковского надзора

    Существуют следующие методы надзора ЦБ за коммерческими банками:
    • Нормотворческая деятельность — разработка подзаконных актов, положения которых обязательны для соблюдения финансовыми структурами.
    • Административный метод — принятие решений о выдаче лицензий на ведение банковской деятельности или их отзыве за допущенные нарушения.
    • Проведение денежно-кредитной политики — например, определение ключевой ставки, которая влияет на стоимость заемных средств.
    • Реализация надзорных мероприятий — анализ отчетности банков, проверка легитимности операций, запрос документов.
    • Регулирующая деятельность — подготовка письменных рекомендаций для проблемных банков, проведение консультаций по вопросам применения законодательства на практике.
    По отношению к кредитным организациям, не соблюдающим законодательные нормы, ЦБ вправе использовать санкции. Это запрет на совершение операций определенного вида, наложение штрафа (до 1% от уставного капитала), изменение нормативов на шестимесячный срок, принятие решения о санации финансового учреждения, а в некоторых случаях — отзыв лицензии.

    Вам также будет интересно:

    Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
    Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
    Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
    Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
    Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
    Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
    Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
    Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
    Когда применяется правило пяти процентов по ндс
    Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...