Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Государственное регулирование в сфере туризма осуществляет. Государственное регулирование деятельности в сфере туризма. Федеральное агентство но образованию

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика туристской деятельности в России. Рассмотрение необходимости государственного регулирования туризма в рамках Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Методы и принципы регулирования туризма.

    доклад , добавлен 02.06.2014

    Характеристика туристической фирмы "Мир Чудес", анализ ее основных экономических показателей и финансового состояния. Нормативно-правовая база регулирования туристской деятельности. Проблемы развития внутреннего и въездного туризма на Дальнем Востоке.

    отчет по практике , добавлен 06.04.2015

    Манильская декларация по мировому туризму. Гаагская декларация по туризму. Глобальный кодекс этики туризма. Манильская декларация по социальному воздействию туризма. Сравнительный анализ термина "Государственное регулирование в области туризма".

    контрольная работа , добавлен 10.12.2014

    Принципы государственного регулирования туристской деятельности и ознакомление с деятельностью Департамента туризма Кыргызской Республики. Государственные органы по регулированию туризма. Порядок работы с документами и составление номенклатуры дел.

    отчет по практике , добавлен 19.05.2013

    Формы, методы и принципы государственного регулирования туристской деятельности в РФ. Перспективы развития туристской сферы Краснодарского края и источники привлечения в нее инвестиций. Разработка предложений, направленных на развитие туристской сферы.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2016

    История развития туристической отрасли в России, ее место в современной рыночной экономике. Изучение деятельности туристской компании ПАК ГРУПП, ее организационная структура, управление предприятием и должностные обязанности специалиста по туризму.

    отчет по практике , добавлен 26.02.2012

    Понятие и положения туристской отрасли РФ. Исследование конъюнктуры рынка туризма. Анализ развития туристской отрасли в Ленинградской области. Основные экономические показатели деятельности турфирмы, ее конкурентные позиции, направления совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2011

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры .

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений.

На сегодняшний день, общемировая туристическая индустрия вовлекает в свой оборот колоссальные финансовые средства и человеческие ресурсы в виде туристов и работников, занятых в отрасли. Для многих государствах туризм превратился в существенный источник дохода от экспортной деятельности. Российская Федерация также включена в мировой процесс развития туризма и, несмотря на незначительные текущие финансовые показатели, имеет благоприятные прогностические тенденции для развития отрасли.

Исследование динамики развития национального туризма, свидетельствует о наличии узловых проблем, препятствующих полноценному использованию туристско-рекреационного потенциала России. Анализ данных проблем подчеркнул закономерности их появления, связанные с тенденциями перехода от плановой к рыночной модели развития государства в последние два десятилетия. Неразвитость отечественного туризма коррелирует с общими проблемами политического, социального и экономического характера, присущими для развивающихся стран на определенном этапе своего роста .

Состояние отечественной политики в области туризма, не соответствуюет современным мировым стандартам управления отраслью на государственном уровне. Сложившаяся ситуация подчеркивает необходимость более тесного участия органов власти в формировании мер по развитию туризма, в том числе посредством создания привлекательных условий инвестиционного климата, упорядочения институционального механизма управления отраслью, выработки и проведения долгосрочной и стратегической политики в этом направлении.

На сегодняшний день в практике отечественного туризма отсутствуют взаимовыгодные механизмы сотрудничества сторон. Процессы, происходящие в развитии национального туризма, напрямую зависят от качества выработки процедур взаимовыгодного взаимодействия государства и частного сектора. В настоящее время механизм государственно-частного партнерства все более широко используются в качестве инструмента городского и регионального экономического и социального развития и планирования на уровне муниципальных образований разных государств. Туристическая концессия интегрирована в современный процесс перехода отраслевых концессий к межотраслевой форме государственно-частного партнерства и не ограничивается исключительно своим социальным характером. В данной концессии наблюдается эффект межотраслевой концепции и синергии природных (горных, морских, лесных, водных, сельскохозяйственных), транспортных (автодороги, аэропорты, железные дороги), социальных (здравоохранение, образование) и иных ресурсов. Допускается создание и использование периферийных планово-убыточных объектов проекта, поддерживаемых за счет основного ресурса концессии, в целях решения социальных вопросов, обеспечения долгосрочного конкурентного преимущества и максимизации общей прибыли проекта .

В России механизм концессий может быть использован более полно, и не должен ограничиваться определенными видами (направлениями) туризма. Целесообразно говорить об объемном использовании концессионных соглашений в рамках уникального туристско-рекреационного комплекса страны. При этом для более эффективного, превентивного финансирования и не распыления бюджетных денежных средств и усилий, необходимо выделить несколько типов туристических объектов, передаваемых частному капиталу, в первую очередь. Помимо государства и концессионера, в систему должны входть пользователи туристических услуг, банки, страховые компании, инвесторы, кредиторы проекта, консалтинговые фирмы, строительные и управляющие компании, субподрядчики. Взаимодействие этих субъектов позволит упорядочить и сбалансировать туристический концессионный проект, для обеспечения наиболее долгосрочного конкурентного преимущества и максимизации общей прибыли .

Система управления рисками в туризме имеет слабые стороны. исходя из этого, предлагается усовершенствовать систему управления рисками в туризме. Для внедрения более эффективной системы управления рисками в туризме может быть использована нормативно-методическая документация для обеспечения управления рисками, что позволит более эффективно управлять рисками в туризме в контексте формирования современных концессионных отношений .

Таким образом в последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов. Эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного Необходимо изучить и обобщить современные методы государственного регулирования туризма в зарубежных странах и оценить возможность использования данного опыта в России.

Туризм, являясь социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому государственное регулирование развития туризма должно строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.

Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода. Принято также считать необходимым дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определит место туризма в народно-хозяйственном комплексе страны.

В соответствии с ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

a обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

a охрана окружающей природной среды;

a создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

a развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности должно осуществляться путем :

a создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

a содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

a защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

a лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

a установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

a прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

a создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

a налогового и таможенного регулирования;

a предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

a содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

a развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

a содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

a обеспечения картографической продукцией;

a иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса. Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное регулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.

Управление рыночной моделью с элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях, в условиях экономического кризиса начала XXI века, осуществляется через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения, во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций.

Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения.

Специфическое отличие современной рыночной модели с элементами государственного регулирования развития туризма от других отраслей народного хозяйства является то, что в регулировании отрасли участвуют общественные организации, представленные туристскими ассоциациями. Содержание государственного регулирования развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при проведении этой политики. Следует также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т.д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития туризма.
Применительно к сфере туризма автором был конкретизирован и расширен набор функций и методов реализации государственной политики регулирования развития туризма (табл. 1, рис. 1)

Таблица 1 - Функции и методы государственного регулирования туризма

1 Общая организация и правовая регламентация туристской деятельности

Введение единых понятий, определений, -процедура заключения сделок, договоров, -получение виз, -порядок прохождения границы и провоза товара

2 Планирование развития туризма

Разработка общих стратегий и концепций развития туризма, -регулирование пространственного размещения объектов туризма, -планирование развития инфраструктуры

3 Регулирование отдельных видов деятельности

Лицензирование, -стандартизация, -сертификация

4 Обеспечение безопасности туризма

Лицензирование, -стандартизация, -сертификация, -издание памяток туриста, -страхование

5 Кадровое обеспечение туризма

Создание стандартных государственных программ для системы непрерывной подготовки кадров для сферы туризма, - содействия организации повышения квалификации работников турпредприятий

6 Обеспечение научных исследования туристского рынка

Маркетинговые исследования на туррынке, -создание национальных центров изучения туризма, -информационное обеспечение турпредприятий

7 Поддержка внешнеэкономической деятельности турфирм

Создание представительств и филиалов за границей, -заключение международных договоров, -участие в разрешении конфликтов, реклама национальных турпродуктов

8 Обеспечения охраны окружающей среды и исторических памятников

Создание правил, законов, условий экономического стимулирования по охране и восстановлению природных ресурсов, реставрации исторических памятников, - распределение туристской ренты, -финансирование учреждений культуры

9 Создания благоприятного имиджа страны, региона

10 Контроль и надзор

Текущий контроль, -аудит, -мониторинг международной конкурентоспособности, национальных турпродуктов

Проведена классификация инструментов регулирования по сферам их применения .

1. В правовой сфере: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие методологии лицензирования, стандартизации, сертификации в сфере туризма; таможенное регулирование; установление правил въезда, выезда и пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма; борьба с преступностью и коррупцией.
2. В экономической сфере: налоговое регулирование; целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туризм; увеличение инвестиций в человеческий капитал.
3. В социальной сфере: решение проблем адресного социального туризма
4. В научно-образовательной сфере: развитие научного исследования в сфере туризма; создание информационно-аналитической базы; обеспечение профессиональных кадров для туристской деятельности.
5. В сфере организации туризма: формирование имиджа России на мировом рынке туризма; содействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой рынки; содействие участию в международных туристских программах; создание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры; координация деятельности и Экономическая эффективность на национальном и региональном уровне может оцениваться на базе системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития туризма:

Мультипликатора дохода, который показывает дополнительный доход (заработную, плату, ренту, прибыль и т.п.), полученный в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор продаж, который измеряет дополнительные обороты (валовую выручку) турпредприятий в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор объема выпуска, который определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное отличие мультипликатора продаж и мультипликатора объема выпуска состоит в том, что мультипликатор объема выпуска определяет изменение объема выпущенной, но необязательно реализованной продукции. При расчете мультипликатора продаж следует учитывать, что часть продаж может совершаться из «складских запасов». Поэтому величина мультипликатора объема выпуска может быть больше (часть продукции остается в отчетный временной период на «складах») или меньше (снижение уровня «складских запасов») мультипликатора продаж.

Мультипликатор занятости, который определяется как общее количество дополнительных рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов туристов, либо как отношение числа рабочих мест, созданных дополнительными расходами, к общему числу рабочих мест в туристской отрасли. Расчет этого мультипликатора является наиболее сложным из-за широкого распространения временной (сезонной) и неполной занятости в туризме. Этот мультипликатор может использоваться и в качестве показателя социальной эффективности.

Рис. 1 - Блок-схема процесса формирования государственной политики на основе стратегического планирования развития туризма

Мультипликатор инвестиционный, который определяется как воздействие капиталовложений на суммарный доход. Увеличение инвестиций в отрасль туризма окажет воздействие на всю экономику страны, так как последовательно затрагиваются многие отрасли народного хозяйства страны.

На уровне отдельных мероприятий и проектов оценка экономической эффективности должна базироваться на сопоставлении произведенных затрат и полученных результатов. Окружающая среда, природная и искусственная, является наиболее фундаментальной составляющей туристского продукта. Тем не менее, как только начинает разворачиваться туристская деятельность, окружающая среда неизбежно подвергается изменениям либо для обеспечения туристкой деятельности, либо вследствие нее. Эти воздействия могут быть как положительными (это отличает туристские проекты от большинства инвестиционных проектов в других отраслях промышленности), так и отрицательными. Развитие туризма невозможно без воздействия на окружающую среду, однако, за счет рационального планирования этого воздействия можно минимизировать его негативные последствия и поддерживать положительные эффекты.

Необходимо определять возможное воздействие развития туризма на окружающую среду уже на ранней его стадии, поскольку легче и дешевле избежать ущерба для окружающей среды путем корректировки или отклонения планов развития, чем устранить ущерб, причиненный в случае осуществления проекта. Но несмотря ни на что не стоит забывать о положительных сторонах развития туристской индустрии в России, поскольку за последние годы пройден путь от крайнего монополизма до полной либерализации. Вместо трех компаний, господствовавших в стране на протяжении многих лет ("Интурист", "Спутник" и Центральный совет по туризму и экскурсиям - ЦСТЭ профсоюзов), появилось более 10 тыс. частных децентрализованных фирм. Большая их часть находится в Москве и Санкт-Петербурге, причем в значительной части из них (более 30%) присутствует иностранный капитал. Поэтому большая часть прибыли и доходов от въездного туризма в Россию направляется не в бюджет страны, а достается иностранным компаниям .

Литература:

1. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» - Утв. 21 июля 2005 г. - №115-ФЗ. - М: Инфра-М, 2005.

2. Бизнес и общество: выгодное партнерство / Под ред. А.А. Нещадина - СПб.: Вершина, 2006.

3. Варнавский В.Г. Партнерство, государства и частного сектора - М.: Наука, 2005.

4. 4. Ильина Н. И. Государственное регулирование развития туризма в России - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук - Ульяновск – 2000.

5. 5. Ильина Н. И. Экономические функции туризма на современном этапе. //Статья. Вестник №3-4 - Казань: ТИСБИ, 2000.


Национальная политика в сфере туризма определяет степень участия государства в регулировании данной области.

В широком смысле под туристской политикой понимают систему методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

Туристская политика может осуществляться различными способами. В специальной литературе также нет единого подхода к изложению вопроса об осуществлении политики государства в этой сфере. Некоторые специалисты выделяют общие функции, которые государство должно осуществлять в целях создания лучших условий развития туристской сферы. К таким функциям относят:

  • координацию;
  • планирование;
  • регулирование;
  • маркетинг национального туристского продукта;
  • стимулирование;
  • развитие социального туризма;
  • защиту интересов.
  • разработку законодательной базы, регламентирующей основные вопросы развития туристской сферы;
  • разработку антикризисных программ, позволяющих смягчить неблагоприятные последствия неравномерного развития мировых экономических процессов;
  • создание условий, благоприятствующих притоку инвестиций в туристскую сферу;
  • выравнивание уровней экономического развития регионов с помощью определения приоритетов и размеров государственной поддержки;
  • координацию темпов развития туристской отрасли и смежных отраслей;
  • регулирование туристских потоков путем формирования спроса и расширения предложения в области туристских услуг 1 См.: Экономика и организация туризма. Международный туризм. С. 278-279 (авт. разд. - А.Л. Лесник, совм. с М.Н. Смирновой). .

В юридической литературе под регулированием понимается установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкуренции, прав и свобод граждан.

В российском законодательстве понятие государственного регулирования туристской сферы определяется через закрепление его принципов, целей, приоритетных направлений и способов. При рассмотрении данного вопроса обратимся к Закону об основах туристской деятельности, выделив основные принципы государственного регулирования туристской деятельности .

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:

  • содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • формирует представление о Российской Федерации как о стране, благоприятной для туризма;
  • осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Наименование ст. 3 «Принципы государственного регулирования туристской деятельности» не соответствует ее содержанию, так как в ней перечисляются основные направления деятельности государства в сфере туризма.

Под принципами государственного регулирования в сфере туризма следует понимать основополагающие идеи, реализация которых обеспечит эффективное развитие данной сферы с учетом интересов всех ее участников.

Исходя из смысла Закона об основах туристской деятельности, можно назвать следующие принципы государственного регулирования в сфере туризма:

  • признание туризма социально и экономически значимой сферой для нашей страны;
  • обеспечение доступности туристских услуг для всех граждан Российской Федерации, включая лиц с низким уровнем дохода;
  • гарантии приоритетного развития социального, внутреннего, въездного и самодеятельного туризма;
  • создание благоприятных условий развития туристской сферы;
  • приоритет защиты прав и интересов туристов.

Более широкий подход к данному вопросу избрала Л.Е. Калинина. Автор, проанализировав международно-правовые, федеральные и региональные акты, предлагает следующие принципы государственного управления в сфере туризма:

  • доступности;
  • обеспечения безопасности граждан при занятии туризмом;
  • государственной поддержки туризма;
  • международного сотрудничества в сфере туризма;
  • обеспечения баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории), и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов;
  • приоритетной поддержки малого предпринимательства в области туризма;
  • гласности и открытости в разработке, принятии и применении мер по государственному управлению туризмом;
  • охраны природы, исторических и культурных ценностей при осуществлении туристской деятельности 2 См.: Калинина Л.Е. Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы // Туризм: право и экономика. 2007. № 2. С. 5. .

Основными целями

  • обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  • охрана окружающей природной среды;
  • создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности названы поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Способами государственного регулирования туристской деятельности являются:

  • определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
  • нормативное правовое регулирование в сфере туризма;
  • разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
  • содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности;
  • содействие кадровому обеспечению в сфере туризма;
  • развитие научных исследований в сфере туризма;
  • стандартизация и классификация объектов туристской индустрии;
  • формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;
  • информационное обеспечение туризма;
  • создание благоприятных условий для развития туристской индустрии;
  • оказание государственных услуг в сфере туризма;
  • взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

Таким образом, некоторые способы государственного регулирования, перечисленные в ч. 3 ст. 4 Закона об основах туристской деятельности, дублируют основные направления деятельности государства в этой сфере, содержащиеся в ст. 3 закона. Это свидетельствует о многозначности формулировок, используемых в законе, что недопустимо сточки зрения юридической техники.

Быстрые темны роста туристкой отрасли в России и возрастание негативных последствий ее несбалансированного развития приводят к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В последние годы в нашей стране туризму стали уделять большое внимание, осознавая при этом, что дальнейшие перспективы туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов. Сложившаяся к настоящему времени система организации управления туристским комплексом отражает происходящий в России процесс перехода от сверхцентрализованной административной системы, базировавшейся на доминировании государственных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности.

В целом в Российской Федерации и в ряде ее субъектов туризм рассматривается как отрасль экономики, играющая важную роль в социально-экономическом развитии региона, что обусловливает необходимость участия государства в управлении данной сферой. Вместе с тем приходится признать, что богатейший туристский потенциал страны используется недостаточно эффективно и туристская деятельность не приносит ожидаемого результата. Необходимость усиления воздействия государства на сферу туризма в настоящее время обусловлена также обострением конкурентной борьбы как на международном, так и на внутреннем рынках туристских услуг.

В связи с этим главная задача государства в отношении туристской сферы - создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах, а также выработка стратегий туристской деятельности, определение направлений развития, содействие развитию организаций индустрии туризма (в том числе путем финансирования перспективных туристских программ), проведение соответствующей экономической политики, заключение соглашений с иностранными государствами с целью создания лучших условий для экономических отношений с ними. Как сказано в докладе Федерального агентства по туризму «Об итогах развития туризма в Российской Федерации в 2015 году и о прогнозе на 2016 год» (24 марта 2016 г., г. Сочи), государство должно обеспечить:

  • - формирование эффективного конкурентоспособного российского туристского рынка;
  • - повышение качества туристских услуг;
  • - рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
  • - развитие приоритетных туристских центров на основе принципов устойчивого развития.

Основные принципы государственного регулирования туристской деятельности определяются Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 132-ФЗ от 24.11.1996, в редакции от 28.12.2016), в котором данному вопросу посвящена гл. II. В законе сказано, что «основными целями государственного регулирования туристской деятельности в России являются:

  • - обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  • - охрана окружающей среды;
  • - создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • - развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест;
  • - увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов;
  • - сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма».

  • - «государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
  • - нормативного правового регулирования в сфере туризма;
  • - разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
  • - содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • - защиты прав и интересов туристов, в том числе оказания им экстренной помощи, а также обеспечения их безопасности;
  • - содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
  • - развития научных исследований в сфере туризма;
  • - классификации объектов туристской индустрии;
  • - формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров;
  • - информационного обеспечения туризма;
  • - создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
  • - оказания государственных услуг в сфере туризма;
  • - взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти за пределами Российской Федерации» (гл. II ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», № 132-ФЗ от 24.11.1996, в редакции от 28.12.2016).

Можно сгруппировать инструменты государственного регулирования туристской индустрии по сферам их применения.

  • 1. В экономической сфере - это налоговое регулирование, целевое бюджетное финансирование программ развития туризма, создание благоприятных условий для инвестиций в туризм; увеличение инвестиций в человеческий капитал, создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
  • 2. В правовой сфере - это совершенствование нормативно-правовой базы, развитие методологии лицензирования, стандартизации, классификации в сфере туризма, таможенное регулирование, установление правил въезда, выезда и временного пребывания на территории Российской Федерации, борьба с преступностью и коррупцией, обеспечение безопасности туристов.
  • 3. В социальной сфере - это разработка программ адресного социального туризма, решение проблемы занятости местного населения в местах пребывания туристов; участие в подготовке квалифицированных кадров для индустрии туризма.
  • 4. В сфере организации туризма - это формирование имиджа России на мировом рынке туризма, содействие в продвижении тур- продукта на внутренний и мировой рынки, участие в международных туристских программах, создание условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры, координация деятельности государственного и частного секторов в области развития туризма, создание информационно-аналитической базы, развитие научных исследований в сфере туризма.

Таким образом, государство, как записано в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ», «признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,

  • - содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • - определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • - формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
  • - осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений».

Государство может влиять на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами. Для управления спросом государство использует следующие инструменты: маркетинг и продвижение, ценообразование и ограничение доступа. Мероприятия по продвижению туристского продукта являются составной частью маркетинга, осуществляемого государством и нацеленного на пробуждение спроса у потенциальных клиентов.

Существуют разные средства, с помощью которых государство может регулировать цены на турпродукцию. В частности, как правило, социальная инфраструктура и транспортные сети являются естественными монополиями, и если они не принадлежат государству, то, но крайней мере, им контролируются. Косвенно государство может повлиять на цену с помощью экономических рычагов (например, используя валютный контроль, с помощью налогов от продаж, открытия магазинов в таможенных зонах и т. д.). Одним из ключевых методов воздействия государства на туризм является налогообложение туристов с тем, чтобы перераспределить издержки от туризма, которые приходятся на местное население, обеспечивающее комфортные условия и достойное обслуживание гостей, а также, чтобы увеличить доходную часть бюджета. Это налоги, взимаемые с туристов в гостиницах при размещении, в аэропортах при покупке билетов и т. д. Однако введение налогов не всегда может быть благоприятным для государства, потому что сбор налогов, в свою очередь, может снизить спрос на туристские услуги, следовательно, и уменьшить доходы.

Для России по масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли наиболее приемлема третья модель государственного управления индустрией туризма, как и для большинства стран Европы. Однако для эффективного функционирования данной модели целесообразно государственное финансирование отрасли, что продиктовано необходимостью участия государства в формировании и продвижении национального туристского продукта, осуществлении маркетинговых исследований, рекламноинформационной деятельности, организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры и т. д.

Особенности национального управления туриндустрией в России определяют следующие положения:

  • - управление туризмом представляет собой сложную систему, включающую в себя государственный и региональный уровни, а также частные предприятия;
  • - существует внушительный перечень федеральных органов исполнительной власти, функции которых сводятся к решению частных вопросов, связанных с осуществлением деятельности в туристской сфере и направленных на улучшение туриндустрии в целом;
  • - за последние пятнадцать-двадцать лет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за развитие туризма в стране (национальная туристская администрация), подвергся более чем 10-кратному преобразованию.

Организационная структура управления туристским комплексом представлена тремя уровнями: макроэкономическим, мезоэкономиче- ским и микроэкономическим. По мнению М. А. Жуковой, предложившей такую структуру, отраслевые министерства и ведомства располагаются на мезоэкономическом уровне управления вместе с местными органами власти. Нам представляется, что было бы логичнее отнести их к макроэкономическому уровню, оставив на мезоэкономическом уровне лишь органы власти субъектов Российской Федерации. Рассмотрим распределение полномочий по уровням управления индустрией туризма в Российской Федерации.

1. Макроэкономический уровень. Общая координация и решение отдельных наиболее актуальных вопросов развития туризма, а также вопросов, относящихся к компетенции отдельных структурных подразделений Администрации Президента (например, участие в международных туристских выставках по линии Управления делами Президента, и т. д.), осуществляется Администрацией Президента РФ.

В высшем законодательном органе - Государственной думе РФ - создан Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

Общее руководство туристским комплексом в рамках исполнительной власти осуществляет Правительство Российской Федерации.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий национальная туристская администрация - федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию; оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма. За период с 1991 г. органы управления туристской отраслью претерпевали постоянную реорганизацию. Существовало Министерство культуры и туризма (1992 г.), Комитеты Российской Федерации по делам молодежи, физической культуре и туризму (1994 г.), по физической культуре и туризму (1994-1999 гг.), Министерство по физической культуре, спорту и туризму (1999-2000 гг.) и т. д. С 2004 г. создано Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), которое в настоящее время подведомственно Министерству культуры РФ.

Основными функциями Ростуризма, согласно Положению о Федеральном агентстве по туризму, являются:

  • - реализация приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, осуществление формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров; разработка и реализация документов стратегического планирования в сфере туризма; осуществление информационного обеспечения туризма;
  • - информирование в установленном порядке туроператоров, тура- гентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;
  • - осуществление продвижения туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;
  • - осуществление экономического анализа деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждение экономических показателей их деятельности, проведение в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
  • - осуществление функций государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;
  • - взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, включая представление интересов Российской Федерации в международных организациях в установленной сфере деятельности;
  • - создание представительств за пределами Российской Федерации в сфере туризма;
  • - организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий;
  • - реализация мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности;
  • - осуществление иных функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В настоящее время по инициативе Федерального агентства по туризму и по поручению российского Правительства разрабатывается комплекс изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг»; разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников». Кроме этого, агентство совместно с представителями турбизнеса, страховых компаний и банковских учреждений разрабатывает законодательные механизмы, призванные защитить права потребителей, повысить качество турус- луг. Нововведения дадут возможность установить государственный контроль за соблюдением турагентствами отраслевых стандартов оказания туруслуг.

Министерство культуры РФ в настоящее время является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, среди прочего, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма. Министерство в лице Департамента туризма и региональной политики осуществляет деятельность по формированию основных направлений и принципов государственной политики в сфере туризма и региональной политики в области развития культуры, определяет формы, методы и механизмы ее реализации; разрабатывает предложения по определению приоритетных направлений инновационного развития туристской отрасли, по обеспечению развития национальной системы стандартизации в сфере туризма, а также по разработке национальных стандартов в области туризма и гостиничного хозяйства. Кроме этого, Министерство культуры регулирует вопросы развития культурнопознавательного туризма, взаимодействия с учреждениями культуры, экскурсионного обслуживания туристов, вопросы развития туристской инфраструктуры па территориях с особым режимом охраны памятников истории и культуры, включая реконструкцию памятников архитектуры для создания на их базе предприятий гостиничного хозяйства.

Центральные экономические ведомства, Министерство экономического развития, Федеральная таможенная служба Российской Федерации, некоторые отраслевые министерства и другие органы власти занимаются координацией развития туристской отрасли в соответствии с государственной политикой и рассматривают стратегические вопросы развития туризма в России, сохранения и развития курортного комплекса страны:

  • - Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк РФ занимаются, в числе прочего, вопросами финансового регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма, финансирования поддержки развития туризма за счет средств государственного бюджета, налогообложения, взимания сборов, например визовых, и других обязательных платежей в сфере туризма, издают нормативные документы по этим вопросам;
  • - Федеральная таможенная служба осуществляет функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области экономики страны. Кроме того, Федеральная таможенная служба решает вопросы таможенного регулирования провоза туристами валютных средств и товаров, в том числе сувенирной продукции, спортивного оружия и охотничьих трофеев, антиквариата и т. д. Кроме того, в ведении этой службы находятся шоп-туризм и провоз предприятиями оборудования и рекламной продукции для участия в туристских выставках в России и за рубежом;
  • - Министерство иностранных дел Российской Федерации решает вопросы визового обслуживания туристов российскими консульствами за рубежом и иностранными консульствами в России, регулирует развитие международного сотрудничества в области туризма, в том числе подготовку и организацию подписания соответствующих межправительственных соглашений, частично влияет на вопросы продвижения национального турпродукта за рубежом и организует представительство интересов России во Всемирной туристской организации;
  • - Министерство образования и науки Российской Федерации регулирует вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма, организации детского и молодежного туризма и отдыха, проведения научных исследований в сфере туризма;
  • - Министерство здравоохранения Российской Федерации курирует вопросы предоставления услуг в курортной сфере, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников сферы курортного дела, ответственно за ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, что имеет отношение к развитию оздоровительного туризма в нашей стране;
  • - на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возложены ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, разработка положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках, биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, памятниках природы федерального значения, что лежит в основе развития различных форм природно-ориентированного туризма в нашей стране. Кроме того, Министерство разрабатывает нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и некоторые другие уникальные природные объекты;
  • - Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему Федеральные агентства воздушного транспорта, железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта занимаются транспортным обеспечением турпотоков, решают вопросы организации воздушных пассажирских перевозок регулярными и чартерными рейсами, в том числе средствами малой авиации, аэропортового обслуживания пассажиров, агентских продаж авиабилетов; регулирования железнодорожных, в том числе чартерных пассажирских перевозок, развития железнодорожного туризма на базе соответствующих специальных поездов, обслуживания пассажиров на вокзалах, агентских продаж железнодорожных билетов.

Как видно из вышесказанного, наряду с экономическими рычагами воздействия на макроэкономическом уровне управления туринду- стрией используются и административные методы правительственного регулирования деятельности туристских организаций.

Необходимо также подчеркнуть, что на процесс государственного регулирования туристской отрасли на макроэкономическом уровне и на формирование туристской политики отрицательно влияет тот факт, что органы исполнительной власти в сфере туризма имеют разную подчиненность, отсутствует единая система управления туристской сферой, несмотря на то, что определенные попытки решения этой проблемы предпринимаются.

Так, с 2011 г. в стране реализуется федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Осуществление Программы позволит повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка, создать условия для развития туристской инфраструктуры, привлечь инвестиции в отрасль. Мероприятия Программы направлены также на повышение эффективности продвижения национального туристского продукта на внутреннем и международном рынках, совершенствование системы подготовки кадров. Конечной целью Программы является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах и др.

Кроме того, Министерством культуры России разработана государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. Основными целями госпрограммы являются, в частности, реализация потенциала российской культуры как духовно-нравственной основы развития личности и общества, а также развитие туризма.

В ряде регионов (в Новгородской, Вологодской, Нижегородской и других областях) реализуются региональные целевые программы развития туризма.

2. Мезоэкономический уровень управления туризмом представлен органами исполнительной власти субъектов РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуют следующие функции по регулированию туристской деятельности:

  • - участвуют в формировании региональных и территориальных структур управления туризма;
  • - взаимодействуют с региональными туристскими организациями в разработке и принятии нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам туризма, в планировании и реализации региональных программ развития туризма, осуществлении федеральных целевых программ в части, относящейся к данной территории;
  • - в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают статус туристской местности, утверждают положения о порядке ее использования в целях социального туризма, разрабатывают и вводят в действие меры в пределах своей компетенции по сохранению целостности туристских ресурсов;
  • - содействуют восстановлению и сбережению культурного и природного наследия, улучшению и развитию инфраструктуры туризма, расширению перечня предоставляемых туристских услуг, в особенности связанных с привлечением колоритных и этнографически неповторимых факторов, созданию притягательного для туристов образа России;
  • - предоставляют в соответствии с законодательством предприятиям туризма дополнительные льготы по налогам, передают в аренду для целей туризма на льготных условиях земельные участки, здания, сооружения, объекты туризма, принимают другие меры для развития социального туризма;
  • - способствуют созданию в регионе сети обучения и профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма;
  • - совершенствуют в соответствии с требованиями законодательства систему рекреационного использования окружающей среды;
  • - вместе с природоохранными и санитарными службами контролируют экологическую безопасность предоставляемых туристских услуг;
  • - информируют туристов об экологических особенностях посещаемой местности, правилах пользования туристскими ресурсами;
  • - вместе с пользователями рекреационных, туристских ресурсов, субъектами социального туризма привлекают внебюджетные средства для компенсации экологического ущерба, нанесенного туризмом.

Органы местного самоуправления выполняют следующие функции:

  • - сотрудничают с территориальными туристскими организациями в планировании и реализации местных программ развития социального туризма, осуществлении региональных и федеральных целевых программ;
  • - поощряют занятие населения туризмом, другими активными видами досуга и отдыха в свободное время;
  • - содействуют расширению сети местных маршрутов, туристских клубов, детских туристских станций и бюро путешествий и экскурсий, превращению местных объектов туризма в центры досуга и культурного обслуживания населения;
  • - вовлекают местные организации и хозяйствующие субъекты в расширение форм туристского обслуживания;
  • - добиваются экономически устойчивого использования местных туристских ресурсов, освобождают в соответствии с законодательством объекты социального туризма от части местных налогов, в том числе от налога на имущество, социально-культурную сферу, применяют льготное налогообложение на земельные ресурсы;
  • - способствуют расширению сферы занятости населения на предприятиях туризма;
  • - передают в аренду предприятиям туризма муниципальные земельные участки, здания, сооружения, объекты социального туризма, находящиеся в муниципальной собственности;
  • - содействуют восстановлению и сбережению культурного и природного наследия, улучшению и развитию местной инфраструктуры туризма, направлению на эти цели высвободившихся средств, созданию притягательного для туристов образа России;
  • - способствуют открытию в общеобразовательных школах лицейских классов по туризму, а также негосударственных местных учебных центров профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы социального туризма по программам государственных образовательных стандартов.

Права местных органов власти в области туризма постепенно расширяются, что, несомненно, способствует включению многих предприятий и организаций в туристскую деятельность, развитию гостинично-туристского комплекса и увеличению производства туристской продукции.

3. Микроэкономический уровень организации управления туристским комплексом представлен различными организациями, работающими в индустрии туризма. Процессы управления на микроэкономическом уровне будут рассмотрены подробно в гл. 3.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что практическое воздействие государства на сферу туризма осуществляется через механизм государственного регулирования, основными элементами которого являются субъекты регулирования органы государственной власти (законодательные и исполнительные), объекты регулирования, а также формы, методы и средства регулирования.

Государственное регулирование направлено как на объекты внутренней среды туристского комплекса, так и на объекты внешней среды. Объектами регулирования внутренней среды являются, в первую очередь, предприятия туриндустрии и объекты туристского интереса, туристская инфраструктура (социальная, транспортная и инженерная), муниципальные образования и органы местного самоуправления, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма, общественные организации данной сферы и население. Каждый из перечисленных объектов играет свою роль в организации и осуществлении туристской деятельности, но только их совокупность, их совместные усилия определяют уровень развития туризма в стране и его привлекательность для туристов. Все это требует установления приоритетных направлений регулирования туризма, которое включает следующие мероприятия и действия:

  • - определение проблемных объектов регулирования; определение потребностей в средствах и мерах, необходимых для улучшения ситуации;
  • - выбор целесообразных форм регулирования; выбор методов и средств регулирования; непосредственное регулирование воздействия на проблемные объекты;
  • - контроль действенности проведенного регулирования.

Воздействие на объекты внешней среды носит более ограниченный

характер и осуществляется с использованием небольшого числа методов, но имеет не менее важное значение для национальной туристской сферы, чем регулирование объектов внутренней среды, поскольку именно на основании его результатов формируются туристские потоки в страну. Главной целью регулирования объектов внешней среды является стимулирование потенциальных туристов на посещение той или иной страны.

Таким образом, государственное регулирование развития туризма это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных приоритетных социально-экономических задач и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования туристской сферы, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения. Проблемы развития туризма и создания современного туристского комплекса в Российской Федерации могут быть решены при условии государственного регулирования туристской индустрии, осуществления государственной политики реформ в этой сфере и включения планов по развитию туристской деятельности в средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития страны. В конечном счете туристская политика государства направлена на укрепление экономики туризма и повышение экономической эффективности этой отрасли народно-хозяйственного комплекса. В целом развитие теории государственного регулирования туризма и разработка методических положений по его организации и осуществлению должно оказать положительное влияние на туристскую деятельность как в масштабах Российской Федерации, так и в ее субъектах.

Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ - 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

Государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны. Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.

Принципы государственного регулирования туристской деятельности

  • - Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;
  • - определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
  • - формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
  • - осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

  • - обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
  • - охрана окружающей природной среды;
  • - создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
  • - развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

  • - создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
  • - защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
  • - установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;
  • - прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
  • - создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
  • - налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;
  • - содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;
  • - развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
  • - содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
  • - обеспечения картографической продукцией;

иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.

С 01.06.2007г. введен механизм финансового обеспечения туроператорской деятельности. Туроператоры должны иметь банковскую гарантию или страховку от неисполнения обязательств по договору на указанную сумму (таблица 3).

Таблица 3

Направление деятельности туроператора

Дополнительные условия

Размер финансового обеспечения

Внутренний туризм

500 тыс. руб.

Выездной туризм

10 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет не более 100 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года, а также для применяющих УСН

30 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет не более 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года

60 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет свыше 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года

100 млн. руб.

Если туроператор намерен осуществлять деятельность в сфере выездного туризма, а ранее не занимался им, то размер обеспечения не менее 30 млн. руб. Если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, принимается наибольший размер финансового обеспечения.

С 2007г. создан Единый федеральный реестр туроператоров. Без внесения в него их деятельность считается незаконной.

Информация о количестве туроператоров, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров (по состоянию на 1 января 2011 года).

Структура реестра туроператоров в зависимости от цели деятельности

Международный въездной туризм - 14%.

Международный выездной туризм - 44%.

Внутренний туризм - 42%.

Структура реестра туроператоров в зависимости от способа финансового обеспечения

Договор страхования ответственности туроператора - 99%.

Банковская гарантия - 1%.

Структура реестра туроператоров в зависимости от размера финансового обеспечения

Финансовое обеспечение 100 млн. руб., 1%.

Финансовое обеспечение 60 млн. руб., 1%.

Финансовое обеспечение 30 млн. руб., 42%.

Финансовое обеспечение 10 млн. руб., 14%.

Финансовое обеспечение 0,5 млн. руб., 42%.

Количество турагентств в Российской Федерации на начало 2010 года превысило 8 тысяч.

Координацию туристической деятельности в РФ осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Ему подведомственно Федеральное агентство по туризму.

Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица. Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.

На местном уровне:

  • * планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;
  • * маркетинг (рыночное предложение местности);
  • * координация работы турфирм;
  • * информация для туристов, их сопровождение;
  • * организация досуга туристов;
  • * организация собраний конгрессов туристов.

На региональном и межрегиональном уровне:

  • - развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;
  • - анализ рынка, разработка концепции маркетинга;
  • - меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях; профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга; работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Государственная поддержка развития туризма

Федеральное агентство по туризму, в целях оказания поддержки и содействия субъектам Российской Федерации в развитии туризма и строительстве туристско-рекреационных комплексов, а также иной туристской инфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата в регионах России.

Материально-техническая база туризма

Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма.

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

туризм государственный регулирование

Рис. 3 - Классификация объектов МТБ туризма

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...