Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

До 19 века экономическая теория изучала. История экономической теории. История развития экономического районирования

Школы, на­правления и их представители Период форми­рования Основные идеи
Мерканти­лизм - первая школа жономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества - это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства - сфера обращения (торговля и денеж­ ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь­ко сферу обращения
Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ(1694- 1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен­ ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес­ ти прирост богатства из процес­ са производства, а не обраще­ ния
Английская классическая политэкономия. Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат­ ства - труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости
Марксизм. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимо­ сти и теория прибавочной стои­ мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ­ водства. 3. Разработана теория воспроиз­ водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако­ ны капиталистического способа производства

Продолжение табл. 1.


Окончание табл. 1.1

Неоклассическое на­правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредприниматель­ ская рыночная система, спо­ собная к саморегулированию и поддержанию экономиче­ ского равновесия. 2. Государство создает благо­ приятные условия для функ­ ционирования рыночной экономики
Кейнсианство. Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав­ новесной цены. 2. Государство должно актив­ но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес­ печивать социально-экономи­ ческую стабильность об­ щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро­ вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол­ ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффек тивного спроса и теория эф­ фективного инвестирования
Неоклассический синтез. Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис­пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно­го регулирования, либо рецеп­ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу­дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор - де­ нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо­ бен сам устанавливать равно­ весие между спросом и пред­ ложением, производством и потреблением

Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч­ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции i и гределенной социальной группы и определенного периода.

Краткие выводы

1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением жоиомических благ, т.е. деятельность людей, связанную с до-i i ижением эффективного использования ограниченных ресур­сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме­няющихся потребностей людей в экономических благах.

2.")кономика и право тесно переплетены между собой. Пра-ноиые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль­ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу­лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются Изменениями, происходящими в экономике.

3. Основные методы познания экономических процессов и явлений - это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма­тематическое моделирование.

4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика - изучение деятельности отдель­ных экономических субъектов; макроэкономика - изучение жономики в целом.

5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие­ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика - это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре­шения необходимо принимать.

6. Экономические законы - это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза­висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо­димо для принятия эффективных экономических решений.

7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко­лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.


Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэконо­мика, нормативная и позитивная экономика, научная абстрак­ция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-мате­матическое моделирование, экономические эксперименты, жономические законы, экономические категории, экономи­ческие отношения, общие законы, специфические законы, со­циально-экономические отношения, организационно-техни­ческие отношения, меркантилизм, физиократия, классическая Политическая экономия, марксизм, маржинализм, кейнсиан-ское направление, неоклассическая школа, монетаризм, нео­классический синтез, неолиберализм.

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает экономика, каковы ее основные функции
и методы познания?

2. Что изучают макро- и микроэкономика? Проанализируйте проблемы, которыми занимаются микро- и макроэкономика.

3. Какова связь экономики с юриспруденцией?

4. Что вы понимаете под экономическими законами и кате-гориями?

5. Какие типы экономических отношений вы знаете и како­ва их сущность?

6. Назовите наиболее крупных ученых в области экономи­ки; объясните, в чем состоял их вклад в развитие этой науки.

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: экономика, политэкономия, микроэконо­мика, макроэкономика, мезоэкономика, абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, модель, отношения, закон, катего­рия, меркантилизм, физиократия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм.

Выберите правильный ответ.

1. Каково наиболее полное и корректное определение
предмета экономики:

а) экономика изучает деятельность, включающую производство
и обмен товарами;

б) экономика изучает переменные величины, поведение кото­
рых воздействует на состояние народного хозяйства (цены,
производство, занятость и т.д.);

в) экономика изучает, как общество использует ограниченные
ресурсы, необходимые для производства различных товаров
и услуг в целях удовлетворения потребностей его членов;

г) экономика изучает деньги, банковскую систему и капитал.

2. Что из перечисленного изучает микроэкономика, а что
макроэкономика:

а) уровень занятости и безработицы в стране;

б) определение оптимального объема производства фирмы;

в) издержки производства;

г) финансовое регулирование экономики.

3. Позитивная экономика изучает:

а) что есть;

б) что должно быть;

в) что было;

г) оценочные суждения.

4. Какая из экономических школ впервые сделала пред­
метом своего анализа процесс производства, а не сферу об­
ращения:

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) классическая политическая экономия;

г) маржинализм.


5. Какое направление возникло в экономической теории XX в.:

а) марксизм; В) монетаризм;

в) меркантилизм;

г) физиократия.

По горизонтали. 1. Учение о наиболее общих закономерно­стях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. 2. Основатель и глава физиократов во Франции. 3. Школа политической экономии, которая возникла во Фран­ции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. 4. Учение о спо­собах, приемах научного познания действительности. 5. Эко­номическая теория, исследующая закономерности экономиче­ских процессов на основе использования предельных величин. 6. Родоначальник английской классической политической эко­номии, возникшей и развивающейся в XVII-XVIII вв.

По вертикали. 7. Видный английский экономист, написав­ший сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения». 8. Известная деятельница польской и немецкой социал-демократии, автор теоретических работ по экономике. 9. Автор экономического труда «Капитал». 10. Школа экономи­ческой теории, которая возникла в Англии и других странах в на­чальный период становления капитализма, когда быстро развива­лась международная торговля.


Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития

2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика,

традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика

2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская, российская модели переходной экономики

2.3. Основные экономические проблемы общества: что производить? Как производить? Для кого производить?

Опорный конспект лекции

2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, сме­шанная экономика

В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы жономических систем: две рыночные (рыночная экономика сво­бодной конкуренции (чистый капитализм) и современная ры­ночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).

Рыночная экономика - это экономическая система, осно-нанная на принципах свободного предпринимательства, многооб­разия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующи­ми субъектами, ограниченного вмешательства государства в хо­зяйственную деятельность. Она присуща социально-экономиче­ским системам, где имеются товарно-денежные отношения.

Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла иысокого уровня развития, стала цивилизованной и социаль­но ограниченной. Основные черты рыночной экономики пред­ставлены в таблице 2.1.

Таблица 2. Характеристика рыночной экономики

Основные черты рыночной экономики:
1) основа экономики - частная собственность на средства про-
изводства;
2) многообразие форм собственности и хозяйствования;
3) свободная конкуренция;
4) рыночный механизм ценообразования;
5) саморегулирование рыночной экономики;
6) договорные отношения между хозяйствующими субъект-
тами;
7) минимум вмешательства государства в экономику
Основные достоинства: Основные недостатки:
1) стимулирует высокую эффек­ тивность производства; 2) справедливо распределяет доходы по результатам труда; 3) не требует большого аппарата управления и др. 1) усиливает социальное нера­ венство в обществе; 2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др.

Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в совре­менную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:

1) частная собственность на экономические ресурсы;

2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;

3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Современная рыночная экономика (современный капи­тализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраи-


наться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и вне­шним условиям. Ее основные черты:

1) многообразие форм собственности;

2) развитие научно-технического прогресса;

3) активное воздействие государства на развитие националь­ной экономики.

Традиционная экономика - это экономическая система, it которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

Основные черты традиционной экономики:

1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной об­работкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание ручного труда.
Административно-командная экономика (централизо­
ванно-плановая экономика) - это экономическая система,
в которой основные экономические решения принимаются
государством, берущим на себя функции организатора хо­
зяйственной деятельности общества. Все экономические
и природные ресурсы находятся в собственности государ­
ства. Для административно-командной экономики характер­
но централизованное директивное планирование, предприя­
тия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра»
управления плановыми заданиями.

Основные черты административно-командной эконо­мики:

1) основа - государственная собственность;

2) абсолютизация государственной собственности на эконо­мические и природные ресурсы;

3) жесткая централизация в распределении экономических ре­сурсов и результатов хозяйственной деятельности;

4) существенные ограничения или запрещения частного пред­принимательства.

Положительные стороны административно-командной эко­номики.

1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить дости­жение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

2. Административно-командная экономика в состоянии обес­печить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно воз­растающая заработная плата, бесплатное образование и меди­цинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйствен­ной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

3. Государство полностью контролирует производство и рас­пределение продукции, в результате чего исключаются свобод­ные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная экономика органично соединяет в себе пре­имущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степе­ни устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отри­цательные последствия.

Смешанная экономика - тип современной социально-эко­номической системы, складывающийся в развитых странах За­пада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика но­сит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной соб­ственностью (20-25%).


На базе разнообразных форм собственности функциониру­ют различные типы хозяйства и предпринимательства (круп­ное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

Смешанная экономика - это рыночная система со свой­ственной ей социальной ориентацией экономики и общества и целом. Интересы личности с ее многосторонними потребно­стями выдвигаются в центр социально-экономического разви­тия страны.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная эко­номика в США характеризуется тем, что государственное ре­гулирование здесь представлено в значительно меньшей сте­пени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей сте­пени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государ­ственно-частного предпринимательства через систему прави­тельственных законов.

Россия практически первая в мире применила опыт админист­ративно-командной экономики в форме государственного со­циализма. На современном этапе Россия начинает использо­вать основные элементы смешанной экономики.

2.2. Модели экономических систем:

американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики

Для каждой экономической системы характерны свои на­циональные модели организации хозяйства. Рассмотрим не­которые наиболее известные национальные модели экономи­ческих систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и куль­туры, обогащения наиболее активной части населения. Мало­обеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жиз­ни. Эта модель основана на высоком уровне производительно­сти труда и массовой ориентации на достижение личного успе­ха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной на­правленностью, ориентированной на сокращение имущест­венного неравенства за счет перераспределения национально­го дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной ос­нове, а функция обеспечения высокого уровня жизни (вклю­чая занятость, образование, социальное страхование) и мно­гих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

Главной для шведской модели является социальная направ­ленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели - сочетание относительно вы­соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от рос­та производительности труда. За счет этого достигают сниже­ния себестоимости продукции и резкого повышения ее конку­рентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интере­сам конкретного человека, готовности населения идти на опре­деленные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен­ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.


Японская модель экономики отличается развитым планиро­ванием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко­мендательный характер. Планы представляют собой государ­ственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель­ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при тгом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

Российская модель переходной экономики. После дли­тельного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 - начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача россий­ской модели переходной экономики - это формирование эффек­тивной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономике сложились не­благоприятными для России. Среди них:

1) высокая степень огосударствления экономики;

2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;

3) длительное существование нерыночной экономики, что ослаб­ляло хозяйственную инициативу большинства населения;

4) искаженная структура национальной экономики, где веду­щую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хо­зяйства была снижена;

5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сель­ского хозяйства.

Основные условия формирования рыночной экономики в России:

1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

3) эффективное государство, обеспечивающее надежную за­щиту прав собственности и создающее условия для эффек­тивного роста;

4) эффективная система социальной защиты населения;

5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке эконо-

2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?

Любое общество независимо от того, насколько оно бога­то или бедно, решает три основных вопроса экономики: ка­кие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являют­ся решающими (рис. 2.1).

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка­ком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвес­ти их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хо­тело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в дан­ный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь-


ш ое количество дорогих качественных рубашек или много де­шевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на-чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в бу­дущем поднимут производство и потребление?

Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существу­ют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия боль­шей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производ­ства, но для этого необходимы перестройка национального хо-чяйства, модернизация производства.

Как должны быть произведены товары и услуги? Су­ществуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строитель­ства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие - государство. Решение о выпуске авто­мобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы.

Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими про­дуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены об­щества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судь­бы? Решения данных проблем определяют цели общества, сти­мулы его развития.

Основные экономические проблемы в различных социаль­но-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предло­жение, цена, прибыль, конкуренция.

«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять жела­ния потребителя.

«Как» решается производителем, который стремится полу­чить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях кон­куренции производитель должен произвести и продать как мож­но больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого» решается в пользу различных групп потребите­лей с учетом их доходов.

Краткие выводы

1. В последние полтора-два века в мире действовали сле­дующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-команд­ная и традиционная экономики. В последние полтора-два деся­тилетия появилась смешанная экономика.

2. В каждой системе существуют свои национальные моде­ли организации хозяйственного развития, т.к. страны различа­ются уровнем экономического развития, социальными и на­циональными условиями.

3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательст­ва, неравномерный переход к рыночным отношениям в раз­личных отраслях и регионах страны, высокая криминализа­ция экономики. *

4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решают­ся в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.


Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия /д

Экономическая система; типы экономических систем: тради­ционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южноко­рейская, американская, шведская; российская переходная эко­номика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?

2. Раскройте сущность моделей экономических систем.

3. Каковы особенности российской модели переходной эко­номики (в отличие от административно-командной к рыноч­ной)?

4. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Ка­кие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?

5. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключает­ся их содержание?

6. Каким образом решаются три основных вопроса эконо­мики (что, как, для кого) в рыночной экономике и администра­тивно-командной?

7. В чем состоят особенности развития экономических сис­тем на современном этапе?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, само­регулирование, неравенство, план, планирование, администри­рование, централизация, концентрация, государство, модели.



Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Особенность России в сравнении с другими странами
с переходной экономикой состоит в:

а) высокой доле военно-промышленного комплекса в народ­
ном хозяйстве;

б) широком распространении кустарного производства;

в) наличии свободных экономических зон;

г) конкурентоспособности отраслей промышленности..

2. Можно говорить о преобладании в стране админист­
ративно-командной системы исходя из степени участия го­
сударства в хозяйственных процессах, когда:

а) вмешательство государства в экономику минимально;

б) государство контролирует производство основной части то­
варов и услуг в рамках государственного сектора;

в) государство, сохраняя контроль над некоторыми отраслями эко­
номики, в то же время поощряет развитие частного сектора;

г) все ответы верны.

3. Проблемы что, как, для кого производить могут иметь
отношение:

а) только к обществу, где господствует административно-ко­
мандная экономика;

б) только к рыночной экономике;

в) только к традиционной экономике;

г) к любому типу экономических систем.

4. Когда экономические проблемы решаются частично
рынком, частично правительством, эта экономика:

а) административно-командная;

б) рыночная;

в) традиционная;

г) смешанная.


5. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, ре­шают:

а) потребители:

б) производители;

в) государство;

г) иностранные инвесторы.

По горизонтали. 6. Совокупность хозяйственных отрас­лей, обеспечивающая общество необходимыми материаль­ными и нематериальными благами и услугами. 7. Процесс, который выявляет долю каждого человека в созданном бо­гатстве. 8. Использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. 9. Предмет, на кото­рый направлены человеческие потребности. 10. Носитель потребностей.

По вертикали. 1. Процесс создания полезного продукта 2. Нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для подцер жания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом. 3. Вид целесообразной деятельности, полез­ный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. 4. Такое мно­жество элементов, которые образуют определенное единство и целостность благодаря их устойчивым отношениям и связям между собой. 5. Процесс, во время которого одни продукты об­мениваются на другие.


Тема 3. Экономические потребности,

блага и ресурсы.

Экономический выбор

3,1, Экономические блага и их классификация

|,2, Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей

JJ, Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограничен­ности ресурсов и их занятость

$.4. Экономический выбор. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)

Опорный конспект лекции

\.\. Экономические блага и их классификация

Каждое общество независимо от социально-экономической гистемы сталкивается с двумя основными экономическими проблемами:

I) материальные (экономические) потребности людей практи­чески безграничны;. ).) экономические ресурсы редки или ограниченны.

Рассмотрим эти две проблемы. Любое общество должно удовлетворять потребности людей в различных экономических опагах. В свою очередь эти блага производятся на базе эконо­мических ресурсов, которые имеются в распоряжении общест-нп и его членов.

Блага - это все то, что способно удовлетворять повседнев­ные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, я также дары природы).

Многообразные человеческие потребности можно объеди­нить в группы, пользуясь теми или иными классификационны-

ми признаками. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ:

1) экономические блага - результат экономической (хозяй­ственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам относятся блага, которые являют­ся объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности людей. Для получения экономических благ не­обходимы соответствующие экономические ресурсы;

2) неэкономические блага - результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предо­ставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном коли­честве для полного и постоянного удовлетворения опреде­ленных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.);

3) материальные блага имеют материально-вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.);

4) нематериальные блага не имеют материально-вещест­венной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.

Различают две группы нематериальных благ:

1) внутренние - блага, данные человеку природой. Он разви­вает их в себе по собственной воле (голос - пение; музы­кальный слух - занятия музыкой; способность к науке и т.д.);

2) внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). По степени удаленности от конечного потребления блага

делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для производства по­требительских благ).

По длительности использования блага делятся на долговре­менные, используемые многократно (здания, книги, компьюте­ры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.).

Итак, средства, с помощью которых удовлетворяются по­требности, называются благами.

Первый этап - эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства - внешняя торговля.

Второй этап - эпоха физиократов
. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

Третий этап - период классической школы буржуазной политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Ри¬кардо. Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы , прибыли и земельной ренты.

Четвертый этап - развитие марксистской политической экономии.
Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.

Развитие экономической теории в России.

В числе первых российских экономистов был И. Т. Посошков , крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I.

Определенный вклад в развитие экономической мысли сделал М. В. Ломоносов .
Важные экономические идеи были выдвинуты мыслителями, писателями. А. Н. Радищев выступал за установление частной собственности крестьян на землю.
Н.И. Тургенев высказывал идеи о свободной торговле, о налогах, издал работу “Опыт теории налогов” (1818), положившую начало русской финансовой науке.

Г. В. Плеханов, крупный экономист России XIX в., перевел на русский язык ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.

В. И. Ленин, последователь марксистской политической экономии, развил идеи “Капитала” применительно к эпохе империализма.

М. И. Туган-Барановский, ученый-экономист, изучал кризисы, российскую промышленность.

Н.И. Бухарин в своих экономических исследованиях большое место отводил теории предельной полезности, теории ценности, в том числе объективной и субъективной ценности, а также теории прибыли, ее образованию и распределению в различных обществах.

Н.Д. Кондратьев, русский экономист, впервые сформулировал теорию больших циклов: “Большие циклы конъюнктуры” (1928). В экономической литературе большие циклы называют “циклами Кондратьева”.

Современные направления и теории

  • Маржинализм. Предметом исследования данного направления стали предельные величины в экономических процессах.
  • Кейнсианство. Предметом исследования данного направления являются количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства

Основные идеи кейнсианства:

  • -рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования.
  • -определяющим направлением государственного регулировании экономики является стимулирование спроса;
  • -эффективное сбережение определяется размерами инвестиций.

Неоклассический синтез. Основные принципы неоклассического синтеза:

  • -оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования. Рынок определяет цены и объем производства, а государство регулирует экономические процессы посредством налогов и государственных расходов;
  • -сочетание высших макроэкономических целей (эффективность хозяйствования, стабильность экономического рос¬та, социальная справедливость);
  • -сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения.

Монетаризм.Основные идеи монетаризма:

  • -защита концепции полной гармоничности свободного рыночного хозяйства без вмешательства государства;
  • -признание денег стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса, путем регулирования денежного обращения

Институционализм .Предмет изучения данного направления - институты, социальные явления (институции) в системе экономических отношений и их воздействие на воспроизводственные процес¬сы.

1. Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведение домашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведения своего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпоху рабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактовалась с позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товар рассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, а ростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление, которое губит человеческую душу».

Экономическая теория как наука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18 вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм. В Англии, Италии, Франции и др. странах первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм (от итал. «мерканте» – торговец, купец). Она считала, что богатство людей – это золото, деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В то время товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширять торговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название «политическая экономия» (где определение «политическая» образовано от греческого «политика» – искусство управлять государством), что означало: наука государственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участие государства в хозяйственной деятельности.

Физиократы. Другое направление экономического учения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудах физиократов (от греч. физио – природа, и крат – власть). Основатель этого направления – Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что они перенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленность они считали непроизводительной отраслью.

2. Классическая политическая экономия. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришла классическая политическая экономия. Это направление экономической теории признавало действительным источником богатства производство материальных благ. Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства, распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическая экономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например, обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.


Выдающимся основоположником английской классической политической экономии является Адам Смит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этого экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европе царил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество нового общественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии с объективными законами экономики. Естественным порядком в области экономической жизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию и свободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическая экономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа, образно говоря, «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба, плоды, руды и т.д.). «Отцом» богатства был провозглашен труд (английский экономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита в последующем были развиты другим английским экономистом Давидом Рикардо (1772-1823 гг.) В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теории денег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости, зарплаты, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителям классической политической экономии является английский экономист Милль (1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят от социально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать. Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ, сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономия создала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников, производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собой товары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучению капиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Он считал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняя лишь частично достается им - (заработная плата), остальную часть - прибавочную стоимость - присваивают капиталисты.

Французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832 гг.) - основной труд – «Трактат политической экономии». В нем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю с полезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа, приносящие социальные доходы, заработная плата, прибыль и земельную ренту. Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты на Западе. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавал неизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм. Учение английских классиков по-новому продолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.

Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику). На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).

Во-вторых, при разработке учения о рыночной цене английские классики и Карл Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К. Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В. И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическое направление. В последней трети 19 века в Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло неоклассическое (по гречески «неос» – новый). Основу неоклассической теории составили разработки трех научных школ: австрийской – К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл и лозаннской – Л. Вальрас.

Сторонников неоклассического направления объединяет представление о том, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому из ее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямые последователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностей капиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, с их точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы. В центре внимания неоклассической теории – отдельная фирма, отдельный потребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

3. Экономикс. Неоклассическая теория является одной из трех течений современной западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. Экономикс исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическая теория развивается в основном в рамках трех основных течений:

1) неоклассическое (о нем было сказано выше),

2) теория регулируемого капитализма,

3) институционализм.

Современная экономическая теория. Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30-х годах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночного механизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не может сама «вылечить» себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночный механизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономической эффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всесторонним государственным регулированием.

Наиболее признанная школа, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работами английского ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальное течение в Экономикс составляет так называемый институционализм. Это течение довольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются по целому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этого течения:

Институционалисты не замыкаются на анализе чисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие на хозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения, юридические законы, обычаи, традиции.

Они предлагают изучать не столько как функционирует, сколько как развивается и видоизменяется капиталистическое общество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализму и требование расширения социальных программ с помощью государства.

Рынок - это не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворению потребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий (монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка. Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов и государства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такие жизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположником институционализма считается американский ученый Т.Веблен.

Раздвоение экономической науки на парадигмы,

отстаивающие выгоды предпринимателей и пролетариев

XIX в. - «золотой век» экономической науки. Она стала общепризнанной идеологией общества, ей стали учить во всех высших учебных заведениях, начали писать учебные пособия для обучения подрастающих поколений. Появилось много общепризнанных профессионалов экономической науки.

Впервые курс политэкономии читал в 1801 г. Д. Стюарт, ученик и друг А. Смита. В XIX в. произошло становление экономического образования как обязательного курса во всех вузах, возникли первые профессионалы политэкономии - педагоги.

В XIX в. в целом господствовала концепция классической школы экономики. Ей учили в институтах.

Классическая политэкономия была шагом в теоретизации экономической науки, т. е. переходом к монистическому пониманию экономики. В результате уменьшался плюрализм, число экономических школ. Возникла экономическая наука как единая идеология экономического развития общества.

Классическая политэкономия привела к росту значения экономической науки в обществе.

Ее постулаты:

  • 1. Человек рассматривается исключительно как «экономический человек», у которого имеется лишь одно стремление - к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культура, обычаи и т. и. не принимаются во внимание.
  • 2. Все субъекты рынка, сделок свободны и равны перед законом. Они должна быть дальновидны и предусмотрительны. Никто не повинен в их промахах, неудачах.
  • 3. Каждый субъект полностью осведомлен о ценах, прибылях, заработной плате и ренте на любом рынке как в данный момент, так и в будущем.
  • 4. Рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов: труд и капитал свободно перемещаются в нужное место.
  • 5. Эластичность численности рабочих по зарплате не меньше единицы. Иначе говоря, рост зарплаты ведет к росту численности рабочей силы, а ее падение, наоборот, - к уменьшению рабочих.
  • 6. Единственной целью капиталиста является прибыль.
  • 7. Главным фактором роста богатства является накопление капитала.
  • 8. Существует свободный рынок, и государство в целом не вмешивается в экономику. Главным регулятором рынка является «невидимая рука» по А. Смиту. Она обеспечивает оптимальное распределение ресурсов.

В XIX в. капитализм сформировался в основных странах Европы и успешно развивался. Он стал господствующим строем. Его основой стал наемный труд пролетариев. Росли противоречия предпринимателей и пролетариев, и стало очевидным то, что он не обеспечивает своего главного лозунга «Свобода, равенство и братство». Экономическая дифференциация людей привела к противоположности их интересов. Стал действовать принцип «Богатые богатеют, а бедные беднеют». Все это было социальным заказом экономической науке, в которой начались процессы расхождения парадигм, отвечающих интересам разных классов общества.

Главное расхождение экономических наук - становление двух современных ее парадигм: предпринимательской и пролетарской. И главное их различие - теоретизация экономической науки: одни экономисты пытались продолжить эту историческую тенденцию классической экономической науки, а другие посчитали такой подход словоблудием и стали искать иные направления ее развития.

Все последующие экономические школы базировались на идеях классической политэкономии. И сегодня она является общепризнанным духовным наследием всех экономистов. Но после нее началось расхождение экономических школ. У классиков брали за основу разные идеи, и в результате возникли разные направления экономической мысли - многообразие современных экономических школ.

При анализе современных экономических школ придется ссылаться не только на идеи классической политэкономии, но и на идеи их оппонентов.

При анализе современных экономических школ надо знать современную теорию. При изучении ИЭУ первокурсники не знают экономической теории, а поэтому приходится просто утверждать определенные мысли.

Экономическую теорию можно смело назвать наиболее древней из всех наук, которая даже в древние времена привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Интересно, что ученые доказали тот факт, что даже первобытные люди имели основы экономических знаний, обладали определенными представлениями о ведении хозяйства, об отношениях, которые складываются между членами общины во время и в итоге добывания и распределения благ, а также обмена созданной продукцией. В этой статье мы расскажем о том, как строилась история развития экономической теории.

Возникновение экономической теории

Тем не менее в первобытном обществе такие представления еще не были выделены в самостоятельную область знаний, а существовали лишь в рамках нерасчлененного общественного сознания, то есть были составляющей частью мировоззрения людей в целом.
История экономической теории берет свое начало в недрах философии. Через некоторое время она отделилась от философии в процессе дифференциации наук и специализации учёных, которые вызваны беспрерывным накоплением знаний и невозможностью охватить весь их массив отдельными исследователями.
Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в XVI-XVII веке. Это время характеризуется становлением капитализма, зарождением мануфактуры, углублением общественного разделения труда, расширением рынков, а также интенсификацией денежного обращения.
В XIX веке экономическая теория начала появляться в программах университетов в виде обособленных курсов на юридических факультетах. В следующем столетии уже начали появляться особые экономические факультеты, а также специализированные экономические высшие и средние специальные учебные организации. В это же время экономика внедрилась и в средние школы, лицеи, гимназии, колледжи, сформировался круг профессиональных экономистов.
К примеру, А.С. Пушкин, которому царь Николай I приказал сформировать принципы воспитания молодежи, первым делом призывал к отказу от домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук называл политическую экономию.
И даже сегодня интерес образованных граждан к экономической теории не уменьшается. Известный американский ученый П. Самуэльсон сказал, что экономика - «королева наук», а создатели пролетарской политэкономии называли ее «анатомией человеческого общества». Ведь правда, как не может быть хорошего врача без знания анатомии, так не может быть хорошего экономиста, бизнесмена без знания основ экономической теории.
Многие ученые ищут начало экономической науки в учениях древних мыслителей, главным образом, стран Древнего Востока. К примеру, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV-III вв. до нашей эры) прописано существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.
Кроме этого, экономическую мысль развивали и в Древней Греции. Мнения древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля сегодня называют исходными пунктами современной экономической науки. А экономические взгляды мыслителей Древнего Рима являются продолжением экономической мысли древних греков.

Экономические школы

Экономика — это наука, изучающая применение разнообразных ограниченных ресурсов для того, чтобы удовлетворить потребности человека и всех людей.
Экономика состоит из двух частей:

  • научная. Это экономическая теория, то есть наука о том, как люди выбирают метод использования дефицитных ресурсов, обладающих многоцелевым назначением
  • прикладная часть экономики занимается изучением возможностей применения экономических законов, теорий для деятельности различных экономических систем.

Первые экономические школы появились примерно в XVI-XVII веке. В истории экономической теории насчитывается 8 экономических школ:

  • меркантилизм. Самая первая школа политической экономии сформировалась во времена падения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Это произошло примерно в середине XVI в. - середине XVII века. В то время заговорили об экономической теории как самостоятельной науке, поскольку образовалась первая система экономических взглядов, центром которой стала проблема богатства. Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) были уверенны, что прибыль формируется в сфере обращения, а богатство нации состоит в деньгах - золоте и серебре. Источником богатства для них стала внешняя торговля. Меркантилизм зародился в период великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов. После написания книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория свыше трех веков развивалась в русле политической экономии
  • физиократизм. Следующее веяние в развитии политической экономии представлено физиократами, выражавшими интересы крупных землевладельцев. Физиократы пытались объяснить влияние природных явлений на экономику общества. Они были уверенны, что источник богатства - это исключительно земледельческий труд, сельскохозяйственное производство, а промышленность они называли "бесплодной" сферой, не создающей "чистого продукта". Известными представителями этой школы был Франсуа Кенэ и Робер Тюрго
  • классическая политэкономия. Далее экономическая теория развивалась в работах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Именно Адама Смита считают основоположником классической политической экономии. Главная идея в работах Адама Смита заключалась в либерализме, минимальном вмешательстве государства в экономику, рыночном саморегулировании на основе свободной стоимости. Смит сформулировал азы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда в качестве условия для роста производительности. На его работах учились ученых-экономисты Западных стран. Давид Рикардо говорил, что стоимость и цена товара находятся в прямой зависимости от количества труда, потраченного на его создание. А прибыль он характеризовал как результат неоплаченного труда работника. На основе его работы был сформирован утопический социализм
  • утопический и научный коммунизм (марксизм). Взяв за основу высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) разработали теоретическую концепцию, которую позже назвали марксизм. Также марксизм называли теорией научного социализма (коммунизма). В этой школе формировали социалистические принципы, к примеру, общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, одинаковая плата за одинаковый труд, всеобщая и полная занятость. Люди пытались построить общество, в котором отсутствовала бы частная собственность. Создавалась экономика государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются сотрудниками центрального аппарата
  • маржинализм. Примерно во второй половине XIX века состоялось формулирование теории маржинализма, возникшей как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое переосмысление. Отметим, что маржинализм стал основой современного неоклассического направления экономической мысли. Известные представители маржинализма (школы предельного анализа) - это Менгер, Визер, Вальрас. Главная идея их работ заключалась в использовании предельных крайних величин или состояний, характеризующих цену любой услуги или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя. К примеру, теория предельной полезности изучает сферу ценообразования в связи с эффективностью использования продуктов и говорит о том, как изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого товара в отличие от затратной концепции
  • неоклассицизм возник на базе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма. К известным представителям можно отнести Альфреда Маршала и Артура Пигуна. Главная идея их работ состояла в рассмотрении экономического хозяйства представителями этого направления в качестве совокупности микроэкономических агентов, которые хотят добиться максимальной полезности при условии минимальных издержек
  • кейнсианство. Кейнсианское ответвление экономической теории основал Джон Кейнс (1883-1946). Эта работа является крайне важным теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики при помощи наращивания или снижения спроса методом изменения наличной и безналичной денежной массы. При помощи такой системы регулирования можно оказывать влияние на инфляцию, занятость, ликвидировать неравномерный спрос и предложение товаров, подавлять экономические кризисы. Последователи Кейнса изучали влияние спроса на поток инвестиций, а также на формирование национальной прибыли. Позже Дж. Кейнса назвали "спасителем капитализма", а его теорию провозгласили "кейнсианской революцией в политической экономии". В то же время некоторые теоретические положения своей работы Кейнс позаимствовал в классической политической экономии А. Смита и Д. Ридардо, а также в экономической теории марксизма
  • институционализм является экономическим учением, в котором главное значение уделено роли институтов в сфере принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Эта школа основана на изучении населения, институтов управления и права, общества в целом. Идея институционального подхода заключается в том, чтобы не ограничивать себя анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а подключить к анализу институты, принимать во внимание внеэкономические факторы
  • неоконсерватизм, который еще называют монетаризмом, теорией предложения, теорией рациональных ожиданий, заключается в защите идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Согласно учению этой школы рынок - это самый эффективный метод организации хозяйства, а государство играет роль обеспечителя условий для свободной конкуренции. Основал школу неоконсерватизма Милтон Фридмен.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...