Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Экономическая сфера общества. Тест по обществознанию "экономическая сфера жизни общества". Задания части В

Изучение экономических вопросов в курсах обществознания и экономики на базовом уровне в старшей школе направ­лено на достижение следующих целей:

Освоение основных знаний об экономической деятель­ности людей, фирм и государства, об экономике России;

Ознакомление с функционированием рынка труда, сфе­рой малого предпринимательства и индивидуальной трудо­вой деятельности, ориентация в выборе профессии и траекто­рии дальнейшего образования;

Развитие у учащихся умений подходить к событиям об­щественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономи­ке, государственной экономической политике и вырабаты­вать собственное аргументированное мнение 1 .

Изучение экономической теории помогает адаптировать­ся к современным условиям жизни и трудовой деятельности. Какие преимущества у экономически грамотного человека по сравнению с теми, кто не имел возможности получить эконо­мические знания? Освоив «правила игры», действующие в рыночной системе, такой человек сможет наиболее полно реализовать свои таланты и способности в любой выбрайной сфере деятельности. Знающий основы экономической теории способен не только вырабатывать новые идеи, но и оценивать возможные варианты, принимать эффективные решения в условиях ограниченности ресурсов.


Требования к уровню подготовки выпускников включают следующие позиции:

Знать/понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные ви­ды налогов, организационно-правовые формы предпри­нимательства, виды ценных бумаг, факторы экономи­ческого роста;

Уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобаль­ных экономических проблем;

Описывать действие рыночного механизма, основные фор­мы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, роль профсоюзов, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, пробле­мы международной торговли;

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для: полу­чения и оценки экономической информации, составле­ния семейного бюджета, оценки собственных экономи­ческих действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина 1 .

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы и собственность. Измерители экономической деятельности

Ученики должны уметь:

Давать определение понятий: потребности, блага, фак­торы производства;

Характеризовать сущность проблемы ограниченности ресурсов;

Характеризовать главные вопросы экономики;

Описывать признаки типов экономических систем: тра­диционной, командной, рыночной;

См. образовательный стандарт среднего (полного) общего образо­вания по экономике 2004 года (базовый уровень).


Давать определение валового внутреннего продукта;

Давать определение экономического роста;

Показывать различия между экстенсивным и интенсив­ным экономическим ростом.

Ключевые положения

1) Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть сво­бодными и ограниченными. Ограниченные блага - это эко­номические, платные блага.

2) Для производства экономических благ требуются ре­сурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Доходы собственников факторов производства: заработная плата, рента, процент, прибыль.

3) Главная проблема экономики: потребности безгранич­ны, а доступные ресурсы ограничены.

4) Три главных вопроса экономики - «Что произво­дить?», <■ Как производить?», «Для кого производить?» -ак­туальны в любом обществе.

5) В зависимости от того, как общество отвечает на глав­ные вопросы, формируется определенный тип экономиче­ской системы: традиционная, командная или рыночная.

6) Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмеша­тельство государства и формирование смешанной системы.

7) Основным показателем уровня развития экономики яв­ляется валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП измеряет рыночную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внутри страны.

8) Уровень благосостояния граждан определяется величи­ной ВВП на душу населения.

9) Экономика страны развивается неравномерно: после
ускорения роста наступает спад деловой активности.

10) Возможны внешние причины циклов: мировые от­
крытия, войны, соглашения о торговле, - и внутренние при­
чины: деятельность правительства, изменение объемов инве­
стиций и потребления.

Экономический рост - это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на душу населения. Рост может быть результатом увеличения количества и/или качества ресурсов (экстенсивные или ин­тенсивные факторы). Научно-технический прогресс обеспе­чивает интенсивный экономический рост.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1. Есть несколько значений понятия «экономика». Какая позиция
иллюстрирует экономику как науку?

1) изучение функционирования рынка труда

2) оказание населению образовательных услуг

3) развитие сетей мобильной связи

4) производство большой партии новых автомобилей

2. Экономическая теория - это

1) наука о ведении домашнего хозяйства

2) наука об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей

3) умение сохранять и увеличивать капитал

4) знания о последствиях научно-технического прогресса

3. Экономика как область знаний непосредственно изучает

1) способы регулирования социальных конфликтов

2) способы эффективного использования ограниченных ресурсов

3) социальные последствия научно-технической рево­люции

4) способы оптимального управления обществом

4. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - это наука о том, как наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы для удовлетворе­ния неограниченных потребностей.

Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей пу­тем создания необходимых благ, условий и средств су­ществования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?

А. Экономика относится к общественным наукам.

Б. Методы исследования экономики предполагают ее тес­ную связь с математикой.


ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Что из перечисленного относится к природным ресурсам?

1) сырье, не включенное в производство

2) действующие на производстве машины

3) квалифицированная рабочая сила

4) топливо, находящееся в вагонах на подъездных путях

7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного,
характеризуют понятие «измерители экономического роста».

Валовой внутренний продукт, национальный доход, ВВП в расчете на душу населения, количество налогов, индекс инфляции.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

8. Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воз­действия экономики на социальную сферу (в каждом случае запи­шите сначала проявление, а затем - соответствующий пример).

9. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в го­сударственную собственность составляет суть

1) национализации

2) инфляции

3) приватизации

4) разгосударствления

10. Переход предприятий из рук государства в частную собствен­
ность составляет суть

1) национализации

2) инфляции

3) приватизации

4) деноминации

11. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпора­
тивную форму собственности?

1) облигация

2) страховой полис

4) ассигнация


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

12. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруд­
нику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует пра­
во собственника

1) распоряжаться имуществом

2) пользоваться имуществом

3) владеть имуществом

4) наследовать имущество

13. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три
первых позиции должны представлять формы частной собст­
венности, три последующие - государственной. Цифры в каж­
дой тройке запишите в порядке возрастания.

1) Семейная ферма

2) Вооруженные Силы страны

3) Сельскохозяйственный кооператив

4) Приватизированная гражданином квартира

5) Имущество дипломатических представительств стра­ны за рубежом

6) Национальный парк

14. Необходимым признаком рыночной экономики является

1) свободное ценообразование

2) использование ресурсосберегающих технологий

3) высокое качество продукции

4) внешнеэкономическая деятельность государства

15. Для рыночной экономики характерно(-а)

1) преобладание государственных предприятий

2) самостоятельность предприятий в вопросах производства

3) государственное ценообразование

4) преобладание энергоемких технологий в промышлен­ности

16. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

1) вопрос о том, что и как выпускать, производители ре­
шают самостоятельно

2) работникам на предприятии выплачивается повышен-
- ная заработная плата

3) принимаются государственные планы, обязательные для производителей

4) существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства


ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

17. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Конкуренция в условиях рыночной экономики несо­вместима с монополией.

Б. Задача государства в условиях рыночной экономики - правовым путем ликвидировать конкурентную борьбу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. К объективным условиям функционирования рыночной эконо­
мики можно отнести

1) экономическую самостоятельность предпринимателей

2) общественную собственность на факторы производства

3) преобладание универсального труда.

4) прямые связи между производством и потреблением

19. Основу традиционной экономической системы составляет

1) свободное распределение ресурсов /

2) директивное ценообразование

3) распределение ресурсов государством

4) использование ресурсов в соответствии с обычаями

20. Рынок обязательно предполагает

1) конкуренцию независимых производителей

2) государственную регламентацию производственной деятельности

3) наличие значительного сектора государственной собст­венности

4) полное отсутствие государственного вмешательства в экономику

Что относится к характеристикам рыночной экономики?

1) частная собственность на средства производства

2) уравнительное распределение производимых про­дуктов

3) государственное регулирование ценообразования

4) централизованное планирование производства


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

22. В стране А гарантировано существование предприятий различ­
ных форм собственности. Успех этих предприятий 1¥атчаямую за­
висит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К каЪ
типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А?

1) плановая

2) командная

3) рыночная

4) традиционная

23. Запишите слово, пропущенное в схеме.


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) многообразие форм
собственности

Б) контроль за производством со стороны государства

B) контроль за распределением
со стороны государства

Г) централизованное ценообразование Д) экономическая самостоятельность товаропроизводителей

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробе­лов и других символов).

А Б В Г Д

ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ

26. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«В современной экономике действуют три главных ^______ (1):

производители экономического продукта, его потребители и______

___ (2). Между ними происходит весьма интенсивный__________ (3)

товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Госу­
дарство обеспечивает определенную упорядоченность экономиче­
ских процессов, их правовое_____ (4), защиту прав и интересов от­
дельных участников экономических отношений. В то же время госу­
дарство выступает как весьма крупный________ (5) товаров, услуг,

информации. В то же время государство является________ (6), оно

приобретает у производителей военную технику для армии, про­дукты питания для государственных запасов, компьютерную техни­ку для государственных органов и учреждений».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно за­полняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) производитель Б) обмен

Г) государство

Д) предложение

Е) субъект

Ж) регулирование

И) потребитель

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному ва­ми слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества»:

· Экономика: наука и хозяйство. Экономическая культура. Экономическое содержание собственности, ее основные формы.

· Экономические системы.

· Многообразие рынков. Конкуренция. Измерители экономической деятельности.

· Экономический цикл и экономический рост. Специализация.

· Обмен. Деньги и их функции. Банки. Инфляция.

· Государство в экономике. Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

· Денежно-кредитная политика. Налоговая политика.

· Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

· Экономика потребителя. Экономика производителя.

· Рынок труда. Безработица.

· Уровень жизни. Прожиточный минимум.

· Россия в условиях рыночной экономики.

Основные понятия : экономика, экономические отношения, производство, распределение, потребление, макроэкономика, микроэкономика, государственное регулирование экономики, экономическая политика, факторы производства, собственность, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, правомочия собственника, экономическая система, традиционная экономика, командно-административная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика, рынок, спрос, предложение, деньги, цена, либерализация цен, приватизация, ценные бумаги,



банки, предпринимательство, экономически активное население, валовой национальный продукт, государственный бюджет, денежная масса, дефицит бюджета, профицит бюджета, инфляция, налоги, экономическая культура, экономический интерес, семейный бюджет.

Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Понятие «экономика» первоначально означало:

1) управление сельским поместьем

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) натуральный обмен

4) денежное обращение

А2. Заседание правительства было посвящено обсуждению дополнительных источников доходов государства и составлению государственного бюджета на следующий год. Это вид экономической деятельности в сфере:

1) потребления

3) производства

4) распределения__

А3. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика - наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика - это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А 2) верно только В

А4. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель:

1) национальный доход

2) валовой национальный продукт

3) производительность труда

4) валовой оборот

А5. Поведение производителя в рыночной экономике в отличие от командно - административной характеризует:

1) экономное отношение к ресурсам

2) экономическая самостоятельность

3) соблюдение трудовой этики

4) стремление повышать квалификацию

А6. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:

1) установление необходимых объемов производства

2) обеспечение защиты прав собственников

3) регулирование ценообразования

4) распределение ресурсов между производителями

А7. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

1) разделение труда

2) конкуренция

4) специализация

А8. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?

А. Спрос находится в прямой зависимости от цены товара.

Б. Предложение находится в обратной зависимости от цены товара.

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А9. Бюджетная политика государства регулирует:

1) кредитование предприятий

2) внешнюю торговлю

3) объемы денежной массы в обращении

4) государственные расходы

А10. Что из перечисленного относится к мерам денежно-кредитного регулирования экономики?

1) регулирование налогообложения

2) перепродажа ценных бумаг

3) оформление лицензий на частные услуги

4) изменение ставки банковских резервов

А11. Верны ли следующие суждения о причинах дефицита государственного бюджета?

А. Дефицит государственного бюджета возникает в результате превышения расходов над доходами.

Б. Дефицит государственного бюджета всегда является результатом экономического кризиса.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А12. На увеличение потребительских расходов влияет:

1) увеличение подоходного налога

2) снижение социальных выплат

3) увеличение потребительских доходов

4) снижение производительности труда

А13. Что является условием достижения работником высокой производительности труда?

1) использование кредита

2) многообразие форм собственности

3) разделение труда

4) использование Интернета

А14. Уровень жизни населения в значительной степени определяется:

1) числом частных предприятий

2) уровнем предоставляемых политических свобод

3) объемом произведенных товаров и услуг

4) типом избирательной системы

А15. Экономика, главным образом, призвана:

1) делать богатых еще богаче

2) обеспечивать доходы предпринимателям

3) удовлетворять общественные потребности

4) увеличивать количество собственников

А16. Если спрос выше предложения, то цена на товар:

1) не изменится

2) вырастет

4) будет колебаться

А17. К мерам социальной защиты относятся:

1) антиинфляционное регулирование

2) государственная налоговая система

3) антимонопольная политика

А18. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция характерна только для стран со слаборазвитой экономикой.

Б. В экономически развитых странах инфляции не бывает.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А19. Под рынком понимается:

1) место продажи товаров

2) место производства товаров

3) система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров

4) конкурентная борьба между производителями

А20. Экономическое развитие страны определяется:

1) ее бюджетом

3) расходами на образование

4) количеством предприятий

А21. Условиями специализации страны на выпуске той или иной продукции являются:

1) низкие транспортные расходы

2) наличие преимущества в производстве конкретного товара

3) наличие спроса на данный товар в других странах

4) все вышеперечисленное

А22. Что не может являться объектом собственности:

1) предметы домашнего обихода

2) производственное оборудование

3) знания и умения работника

4) здания и жилища

А23. Налог - это:

А. Плата за пользование государственным имуществом.

Б. Установленный государством для предприятий и граждан обязательный платеж.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А24. Экономика как наука изучает:

1) действие объективных законов истории

2) способы производства и распределения материальных благ

3) систему признаков, определяющую социальную структуру

4) принципы и нормы осуществления государственной власти

А25. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения населения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид деятельности в сфере:

1) производства

2) распределения

4) потребления

А26. Производители хотят продавать продукцию по высоким ценам, а потребители покупать ее по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт решается с помощью:

1) правительства

2) объединения предпринимателей

3) финансовых органов

4) конкуренции

А27. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обязательные

для производителя, при экономической системе:

1) рыночной

2) традиционной

3) командной

4) смешанной

А28. Верны ли следующие суждения об экономическом взаимодействии между народами?

А. Чем выше уровень производства, тем интенсивнее экономическое взаимодействие между народами.

Б. Межнациональные экономические связи способствуют решению проблем жизнеобеспечения народов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29. Количество продукции, произведенное за единицу времени, характеризует:

1) производительность труда

2) интенсивность труда

3) издержки производства

4) доход предприятия

А30. Освобождение цен от государственного регулирования называется:

1) ваучеризацией

2) дефолтом

3) либерализацией

4) инфляцией

А31. Верны ли следующие суждения о целях макроэкономического развития в условиях рынка?

А. Целью макроэкономического развития является поддержание полной занятости трудоспособного населения.

Б. Целью макроэкономического развития является изменение формы собственности отдельного предприятия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А32. Какой из приведенных примеров не относится к предпринимательской деятельности:

1) закупка картофеля на рынке на зиму

2) продажа автомобилей

3) доставка цветов на дом

4) гарантийный ремонт бытовой техники

А33. Прибыль характеризуется:

1) выручкой за вычетом налогов

2) выручкой за вычетом зарплаты

4) доходами за вычетом расходов

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Впишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

Ответ: _________________

В2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду …….. наук».

Ответ:_______________

В3. В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

1) Продвинутая 2) Командная

3) Традиционная 4) Промышленная

5) Индустриальная 6) Рыночная

7) Технотронная 8) Смешанная

Ответ: _____________

В4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется …….. »

Ответ:______________

В5. Установите соответствие между понятиями, характеризующими экономику потребителя, приведенными в первом столбце и их определениями, приведенными во втором столбце.

В6. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.

1) Здание завода 2) Квалифицированные работники

3) Станки 4) Информация

5) Инструменты 6) Управленческий персонал

Ответ:_________________

В7. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершаемых людьми в сфере:

1) Производства 2) Распределения

3) Управления государством 4) Поддержания порядка в обществе

5) Потребления продуктов труда

Ответ:______________

В8. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является ……...»

Ответ:________________

В9. Установите соответствие между формами собственности, приведенными в первом столбце, и примерами, приведенными во втором.

В10. Вставьте понятие, соответствующее определению: «Совокупность граждан трудоспособного возраста (с 15 лет - до пенсионного возраста), не страдающих заболеваниями, исключающими участие в труде, называют ………. »

Ответ:____________________

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

С1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников: Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.

С2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики:

· Постоянное стимулирование эффективности производства.

· Тождество личных и общественных интересов.

· Эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения)

· Функционирование и приспособление к изменениям.

· Обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы первой необходимости, а затем - роскоши).

· Индивидуальная экономическая свобода.

С3. «Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев » (Э. Хаббард)

1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?

2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?

3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?

4) Приведите два примера влияния рынка на производство.

С4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, - экономике или культуре?». Один уверял: «Конечно, экономике! В ней - корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли: это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».

· Какая проблема поднята в этом споре?

· Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?

· Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.

· Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

О РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА

Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда...

Для примера возьмем... производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальным занятием.

Один рабочий тянет проволоку. другой выпрямляет, третий обрезает... Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть... мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различные операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.

.. .Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение труда друг от друга различных профессий и занятий вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идет дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом... выполняется несколькими.

.. .Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа. А.Смит

1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.

С6. Укажите три способа преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.

С7. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе на основе использования знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни и личного опыта.

1. «Бесплатных завтраков не бывает». (Бартон Крейн )

2. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись» . (Д. Джером)

3. «Деньги не пахнут», (Веспассиан)

Совокупность устоявшихся отношений в социуме называют сферой жизни общества. Существует четыре основных сферы: экономическая, социальная, духовная и политическая. В данной статье мы познакомимся с экономической сферой общества, разберёмся со значением понятия собственности и особенностями межличностных отношений.

Экономическая сфера жизни общества

Совокупность связей между людьми, при которых создаются или перемещаются материальные блага, называют экономической сферой жизни общества. К ней относится изготовление, обмен, распределение различных товаров и услуг. Для этого необходимы производительные силы – инструменты, станки, а также рабочая сила (люди). Во время изготовления товара между людьми складываются производственные отношения.

Производственные силы и отношения в совокупности представляют экономическую сферу.

Понятие «экономика» возникло в Древней Греции. Слово состоит из двух основ: «эйкос» – хозяйство и «номос» – закон, и обозначает - «хозяйствование по закону» или «мастерство ведения хозяйства».

Человек является основной производительной силой и источником экономической инициативы. Существуют два типа человеческих усилий:

  • труд - исполнители;
  • предпринимательство - организаторы.

В современном обществе важную роль в производительности труда имеет наука. С её помощью можно создать новые или облегчить привычные орудия труда.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Понятие собственности

Межличностные связи, касающиеся владения, распоряжения, перемещения, пользования материальными благами, называют отношениями собственности. Изначально такие взаимоотношения регулировались традицией и обычаями, но в современном обществе они устанавливаются на основе правовых норм.

Особенность отношений собственности состоит в том, что они предполагают наличие других социальных связей. Так владелец, распорядитель и пользователь - это не один и тот же человек, а абсолютно разные личности.

Чаще всего собственность является основой ряда обязанностей, которые фиксируются в правовых отношениях. Существуют такие формы собственности: личная, частная, коллективная и государственная.

Проблемы экономической сферы общества

Экономическая жизнь общества и его развитие тесно связаны между собой. А именно:

  • Общество постоянно производит материальные блага;

Показателем благосостояния является уровень жизни каждого члена общества. Он включает в себя состояние здоровья человека, условия окружающей среды, доступность культуры, прожиточный минимум и другие показатели. Низкая производительность труда может быть связана с использованием устаревших технологий, неквалифицированных кадров. А чем больше хотим потреблять благ, тем больше нужно их производить.

  • Производство и разделение труда влияют на развитие социальной структуры;

Качественным показателем развития экономики является плотность и численность населения, его состояние здоровья и продолжительность жизни. Проблема экономической сферы общества лежит в неравенстве доходов. В развитых странах доходы обеспеченных слоёв населения перераспределяются в пользу бедных путём социального обеспечения (пенсия, пособия).

В каждой стране свой уровень бедности. Так для развивающихся стран он составляет 1 доллар на человека в день; для СНГ и Восточной Европы - 4 доллара; для развитых государств - 14,4 доллара.

  • Влияние экономических отношений на политику государства;

Большинство развитых стран выбрали рыночные преобразования в экономике. Важной задачей государства при этом остаётся поддержание конкуренции и борьба с монополизмом, а также разработка стратегии экономического развития страны.3.9 . Всего получено оценок: 67.

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ « ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА».

ВАРИАНТ 2.

Задания части А.

1. Российское правительство оказало материальную помощь лицам, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюст-рирует данный факт?

А) распределения б) потребления в) обмена г) производства.

2. Экономические системы различаются:

А) объемом инвестиций в экономику б) способами распределения ограниченных ресурсов в) количеством денежной массы в обращении г) уровнем квалификации работников.

3. Сводный план сбора доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

А) финансовым планом б) бухгалтерским отчетом в) государственным бюджетом

г) экономическим расчетом.

4. Верны ли суждения:

А. Размеры полученной производителем прибыли являются одним из факторов роста предложения.

Б. Увеличение цены обычно приводит к увеличению предложения.

5. Прямые налоги характеризуются тем, что они:

А) взимаются только с предприятий- монополистов б) не взимаются с граждан в) используются только для сокращения гос. долга г) являются обязательным сбором в пользу государства.

6. Государство в рыночной экономике:

А) обеспечивает правовую защиту частной собственности б) устанавливает цены на товары первой необходимости в) централизованно распределяет ресурсы г) определяет размеры ставок и окладов рабочих на предприятиях.

7. К типам предприятий, выделенных в зависимости от формы собственности, относится:

А) производственное объединение б) акционерное общество в) естественная монополия г) филиал фабрики.

8. К рынку экономических ресурсов относится:

А) рынок труда б) товарный рынок в) фондовый рынок г) валютный рынок.

9. К расходам государственного бюджета относится:

А) прибыль гос. предприятий б) % по гос. облигациям в) взносы на социальное обеспечение г) акцизы.

10. Верны ли суждения:

А. Основной целью деятельности Банка России (Центробанка) является получение прибыли.

Б. Важнейшая задача Центробанка состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.

11. Экономический показатель, выражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за год:

А) ВВП б) ВНП в) личный доход г) национальный доход.

12. Рост спроса на услуги менеджеров отражает ситуацию на рынке:

А) капиталов б) труда в) фондовом г) товаров и услуг.

13. Верны ли суждения:

А. В процессе приватизации гос. собственность переходит в частную собственность.

Б. Акционерное общество является формой коллективной собственности.

А) верно только А. б) верно только Б. в) оба верны г) оба неверны.

14. Ценная бумага, дающая право на получение дивидендов- это:

А) акция б) кредит в) сертификат г) вексель.

15. Что не характерно для периода подъема в экономическом цикле:

А) сокращение инвестиций б) снижение безработицы в) рост заработной платы

г) увеличение объемов кредитов.

Задания части В.

1.Заполните пропущенное в схеме:

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Традиционная Командная Рыночная ______________.

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В начале 90-х гг в России было лишь около 10 гос. банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны.(2) По официальным данным Центробанка, на май 1996г. в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556- паевых и 1012- акционерных. (3) Несмотря на бурный рост числа коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. (4) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню.

Определите, какие положения носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений. Ответ запишите в виде последовательности букв.

3. Установите соответствие между факторами производства и примерами. Ответ запишите в виде последовательности букв.

ПРИМЕРЫ: 1. токарный станок 2. каменный уголь 3. наладчик оборудования 4. офис фирмы 5. менеджер.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: А) земля Б) труд В) капитал.

Задания части С.

1. Перечислите три признаки командной экономической системы.

2. На трех примерах покажите источники доходов семьи.

3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Должно ли государство регулировать экономику?

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно- исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала является следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования. А. Фелдстайн

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии.. Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения. Р. Альфонсин.

3-3. Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет гос. регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществознания, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следствий.

Элементы содержания

Экономика и экономическая наука.

Само слово «экономика» происходит от греческих «ойкос» - дом и «номос» - учение, закон, что в переводе означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Очевидно, что первым это слово употребил древнегреческий философ Ксенофонт. Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Экономику изучают многие науки, среди которых важнейшей является экономическая теория. Можно выделить два уровня экономического знания (иногда говорят о двух разделах экономической теории): микроэкономику (исследует отдельные экономические единицы: рынки конкретных товаров и услуг, цены на них, экономику фирмы, семьи и т.д.) и макроэкономику (исследует фундаментальные проблемы экономической науки на уровне национального хозяйства в целом, например, экономический цикл, инфляцию, занятость и безработицу и т.д.). Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Экономика - сфера производства, обмена и распределения материальных благ в условиях ограниченных ресурсов.

Основные элементы экономической системы общества: производство, распределение, обмен, потребление материальных благ и услуг (их иногда называют стадиями движениями общественного продукта). Благо – средство (предмет или его свойство) для удовлетворения определенной потребности. Экономические блага имеются в ограниченном количестве. Услуга – целесообразный вид деятельности, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности. Экономические блага и услуги создаются с помощью экономических ресурсов (факторов производства), которые ограничены, в то время как потребности безграничны (ненасыщаемы). Основная проблема экономики – распределение ограниченных ресурсов. Производство – процесс создания материальных благ - основа экономики. Главные вопросы экономики – что производить? как производить? для кого производить? Основные факторы производства: 1) земля (природный фактор) – все природные ресурсы, вовлекаемые людьми в хозяйственный оборот (земля, вода, воздух, полезные ископаемые, растительный и животный мир); 2) труд (человеческий фактор) – осознанная физическая и умственная деятельность людей, направленная на создание необходимого им или другим людям продукта. Труд характеризуется производительностью труда (количество продукции в единицу времени) и интенсивностью труда (напряженность труда, определяемая степенью расхода физической и умственной энергией в единицу времени); 3) капитал (инвестиционный фактор) – средства производства (средства и орудия труда, используемые в хозяйственной деятельности) и денежные средства. Инвестиции (капиталовложения) – вкладываемые в экономику средства, предназначенные для обеспечения ее ресурсами в будущем; 4) информация – научные, проектно-конструкторские, статистические, технологические ресурсы, используемые в процессе производства; 5) предпринимательство – деятельность по организации и управлению производством, эффективному использованию других факторов производства. Собственники ресурсов получают определенный доход от использования принадлежащих им ресурсов. Формы дохода (плата за ресурсы): 1) владелец земли получает ренту, 2) тот, кто предоставляет для использования свою рабочую силу, получает зарплату, 3) владелец капитала – процент, 4) предприниматель – прибыль.

Экономические системы.

Выделяют традиционную экономику, командную (плановую, централизованную) экономику, рыночную экономику, смешанную экономику. Традиционная экономика характеризуется: 1) замкнутое натуральное хозяйство, 2) однотипность и устойчивость производимых продуктов, 4) крайне медленный технический прогресс, 4) уравнительное распределение продукта, 5) неразвитость обмена. Командная экономика характеризуется: 1) производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом, 2) отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, а также ценообразования (решения принимаются центральными органами), 3) отсутствие обратной связи между производителями и потребителями, 4) отсутствие конкуренции, 5) командно-административные методы управления экономикой. Положительные черты плановой экономики: высокая мобилизационная способность, обеспечивает устойчивое развитие без экономических кризисов, обеспечивает низкие цены, гарантирует занятость и заработок. Негативные черты плановой экономики: отсутствие экономических стимулов к труду, формирование психологии социального иждивенчества, постоянный дефицит товаров, низкое качество продукции, расточительное отношение к ресурсам. Рыночная экономика – это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Условия функционирования рыночной экономики: 1) частная собственность на средства производства, 2) свобода производителей в принятии решений (нерегулируемые предложение, спрос, цена), 3) конкуренция, 4) отсутствие государственного вмешательства. Смешанная экономика тип экономической системы, в которой наряду с частными предприятиями действует большое число государственных предприятий и значительная часть решений в сфере инвестиций принимается государством.

Экономический рост и развитие.

Под экономическим ростом понимается количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства. Достижение экономического роста является одной из важнейших задач развития общества как на микро-, так и на макроуровне. На уровне отдельного предприятия экономический рост ведет к усилению его роли и места на рынке, повышению благосостояние коллектива работников предприятия. На уровне общества экономический рост порождает прирост национального богатства, способствует улучшению условий труда и жизненного уровня людей, ведет к усилению международного влияния и престижа страны. Однако процесс экономического роста может иметь и отрицательные черты: на микроуровне - вызвать рост затрат и чрезмерную интенсификацию труда, породить проблему сбыта произведенного товара; на макроуровне - привести к исчерпанию ресурсов и ухудшению экологического состояния окружающей среды.

В зависимости от того, как используется технический прогресс для расширения масштабов производства, различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном типе расширение объемов производства достигается за счет увеличения вложений капитала и количества занятой в производстве рабочей силы. Однако данному типу экономического роста свойствен технический застой, поскольку количественное увеличение выпуска продукции в этом случае не сопровождается внедрением новых технологий. В отличие от экстенсивного интенсивный тип экономического роста базируется на повышении эффективности производственного процесса за счет использования достижений НТП. Экономика страны развивается циклически: выделяются четыре фазы – кризис (спад, рецессия), депрессия (застой), оживление, подъем.

Государственный бюджет.

Государственный бюджет (от англ. bud-get - чемодан, мешок с деньгами) - это основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона. Государственный бюджет страны разрабатывается и реализуется Правительством на основе бюджетных посланий Президента, а утверждается законодательным органом власти - парламентом. Контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет специальный парламентский орган – Счетная палата. Парламент же утверждает общий отчет об исполнении бюджета.

Бюджет любого государства состоит из двух частей - доходной и расходной. Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, которые выплачивают физические и юридические лица, а также займов и эмиссии денег. Расходная часть бюджета представляет собой затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных и политико-административных функций. В процессе составления и исполнения бюджета государство, как правило, сталкивается с невозможностью достижения равенства его доходной и расходной частей. В этом случае возможны два варианта: бюджетный профицит или бюджетный дефицит. Бюджетным профицитом называется превышение доходов бюджета над его расходами. Это сравнительно редкое явление, которое имеет место только при наличии ряда благоприятных внутренних и внешних условий развития национальной экономики. Гораздо более частое явление - это бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами. Преодолеть его можно несколькими способами: сократить (секвестировать) бюджетные расходы, изыскать дополнительные источники доходов, организовать эмиссию денег, взять заем у населения или других государств и международных финансовых организаций.

Сумма непогашенных обязательств государства перед банками-кредиторами, физическими и юридическими лицами, владельцами государственных ценных бумаг (резидентами и нерезидентами), перед внебюджетными фондами, зарубежными правительствами или международными финансовыми институтами называется государственным долгом. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприятиям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, организациям и правительствам других стран).

Виды налогов.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством. Они являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами.

Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную их группу составляют выделяемые по объекту налогообложения прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество и подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подушный, промысловый); налогообложение строится на основе средней доходности этого имущества. Личные налоги - это налоги на доходы или имущество, взимаемые с источника дохода или по декларации (налог на наследство, подоходный налог, налог на прибыль). Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Они подразделяются на монопольные фискальные налоги (налог на добавленную стоимость), акцизы, т.е. добавки к цене на отдельные виды товаров, и таможенные пошлины (экспортные, импортные). При реализации такого товара (услуги) полученные от фактических плательщиков налоговые суммы перечисляются в бюджет лицом, производящим их реализацию. Различают также прогрессивные (по мере роста облагаемой базы или размера дохода ставка налога растет) и регрессивные (по мере роста облагаемой базы или размера дохода ставка налога снижается). Если ставка налога постоянна и не зависит от размера дохода или имущества (плоская шкала) налог называют пропорциональным.

Как и в большинстве крупных государств, в России действует трехуровневая система налогообложения. Первый уровень составляют федеральные налоги, которые действуют на территории всей страны и регулируются федеральным законодательством. На их основе формируется доходная часть федерального бюджета, за их счет поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Ко второму уровню относятся налоги республик в составе РФ, а также краев, областей, автономной области и автономных округов. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации на основе принципов, закрепленных федеральным законодательством. Часть этих налогов относится к общеобязательным платежам на всей территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только ставки данных налогов в определенных пределах, определяют порядок их взимания и предоставления налоговых льгот. Третий уровень – это местные налоги, т.е. налоги городов, поселков и т.п. Они устанавливаются местными представительными органами власти.

Важнейшими налогами в РФ являются: 1) индивидуальный подоходный налог (его ставка для физических лиц неизменна – 13%), 2) налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, предусматривающий изъятие части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации (добавленная стоимость – выручка предприятия за вычетом покупаемых товаров и услуг). Ставка НДС в России – 18% (по продовольственным товарам и некоторым товарам для детей она снижена до 10%), 3) акцизы – косвенный налог, включенный в цену некоторых товаров, 4) единый социальный налог, взимаемый по регрессивной шкале с фонда заработной платы.

Экономическая сфера жизни общества

Элементы содержания

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...