Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Проблемы социальной защиты населения. Социальная защита населения России: проблемы и пути решения. Проблемы социальной защиты в России

Селезнева Екатерина Игоревна

Студент Инженерно-экономического института, Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Москва, Российская Федерация Москва, Россия

Аннотация: Статья посвящена основным проблемам и современным технологиям организации социальной защиты населения в регионах России. В работе выдвигаются предложения о применении новых социальных технологий для разработки комплексной системы, способной предоставить весь спектр социальных, медицинских и реабилитационных услуг населению для обеспечения максимально эффективного расходования бюджетных средств.

Ключевые слова: социальная защита населения, социально-экономическая политика, регион, региональная экономика, социальные выплаты

Organization of social protection of the population in the regions of Russia: main problems and modern technologies

Selezneva Ekaterina Igorevna

student at Institute of Engineering and Economics National Research University «Moscow Power Engineering Institute» Moscow, Russia

Abstract: The article is devoted to the main problems and modern technologies of social protection of population in the regions of Russia. The author expresses the idea that new social technologies can be applied for the development of a comprehensive system, which can provide the whole range of social, medical and rehabilitative services for population to ensure the most efficient expenditure of budget.

Keywords: social protection of the population, socio-economic policy, region, regional economy, social payments

В условиях современного развития общества социально-экономическая сфера имеет крайне важное значение. Изменение социальной структуры общества, основных социальных институтов, а также экономические трудности увеличили за последние десятилетия число граждан, нуждающихся в социальной защите, в поддержке, в получении минимальных гарантий от государства, связанных с несчастными случаями, безработицей, другими социальными рисками.

Особенно актуальными являются вопросы обеспечения населения в регионах. Чтобы найти ответ на эти вопросы, следует обратиться к исторической ретроспективе проблемы, изучить становление системы социальной защиты в России за предшествующие периоды времени.

Система социальной защиты населения России имеет долгую историю своего развития. Началом организации социальной работы можно считать 911 год, когда был заключен договор между князем Олегом и греками «Об искуплении пленных», по которому существовали обязательства о выкупе россиян, попавших в плен, отправке их на родину. Этот договор был первым документом заботы государства о своих соотечественниках. Изучая систему социальной политики в дореволюционной России, можно увидеть сочетание двух форм социальной поддержки: государственную и общественную, в которых упор делался на благотворительность, направленную на бедное население. После победы Октябрьской революции проблемы социальной защитой населения обострились еще больше.

Одной из особенностей социальной политики советского времени была замена органов государственного призрения органами социального обеспечения. Тогда социальная помощь носила благотворительный характер, но пожертвования и милость были признаны пережитком прошлого, и социальное обеспечение и защита превратились в систему, основанную на патерналистских началах, а государство стало органом социальной поддержки, защиты, обслуживания всего населения.

Но, несмотря на недостатки социального обеспечения советской системы, она эффективно функционировала, и оказание социальной помощи и поддержки было реальным и абсолютно для всех категорий граждан, это:

Медицинское страхование;

– пенсионная политика;

– политика занятости населения;

санаторно-курортное лечение;

– семейная политика и т.д. .

Поэтому, советская система социального обеспечения решила многие проблемы и перешла на более качественную и централизованную ступень своего развития, об этом свидетельствуют данные естественного движения населения по стране, в целом и в ее регионах.

В настоящее время система социальной защиты основывается на следующих принципах (см. рисунок 1).

Однако регионы переживают тяжелые времена в области социальной политики, и это отражается на моральном, физическом, материальном, экономическом, демографическом, социальном состоянии населения.

В настоящее время 95% школьников и студентов нельзя отнести к основной группе здоровья, среди молодого поколения низкий общеобразовательный уровень, количество суицидов растет, это указывает на нездоровую социальную атмосферу в обществе. Примером этого можно привести и тот факт, что, на сегодняшний момент, в России почти нет среднего класса, это заставляет задуматься о путях выхода страны из кризиса, что необходимо считать главной задачей.

В регионах страны еще не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию системы социальной защиты, для нее характерна высокая патерналистская роль государства и слабо обозначенные общественные институты. В последние годы социальная защита населения в регионах ориентировалась на адресное решение острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был необходим. Однако практика показывает, что данный подход не имеет долгосрочного эффекта, поскольку не направлен на профилактику кризисных ситуаций и на перспективную защиту каждого человека и населения в целом .

Одной из подсистем социальной защиты населения в регионах является социальное обслуживание. Отсутствие государственных стандартов социального обслуживания и отработанного механизма лицензирования деятельности в сфере социальных услуг накладывает свой отпечаток на управленческие отношения, не позволяя превратить субъекты социального обслуживания в связанное единство, обеспечить высокое качество услуг. Существующая система социального обслуживания не удовлетворяет потребности населения, ее развитие сдерживается несовершенством правовой базы, отсутствием комплексного подхода к совершенствованию системы социального обслуживания, ограниченностью финансовых ресурсов в регионах и по стране в целом, а также, недостаточной профессиональной подготовкой социальных работников.

Существующая система социальных льгот страны далека от совершенства. Ее неэффективность подтверждается динамикой уровня жизни населения, который изменяется не в сторону сглаживания различий в доходах, а в усилении социальной дифференциации. Отмена значительного количества льгот - необходимая мера. Но, проблему сокращения количества льгот и выплат необходимо решать в комплексе с установлением заработной платы, которая покрывала бы необходимые жизненные потребности человека, так как только сокращение льгот нарушит баланс и приведет к падению жизненного уровня большинства граждан.

Население регионов нуждается в стабильном финансовом обеспечении социальных расходов, в их значительном увеличении, а для этого необходимо поступательное развитие регионов и всей страны.

Подходы к проблеме преодоления бедности также диктуются особенностями регионов. Совершенно очевидно, что бедность в них связана с неразвитостью их инфраструктуры: экономической и социальной.

В условиях ограниченных финансовых ресурсов решение проблем социальной защиты населения связано с проблемами разделения прав и ответственности, бюджетных полномочий между органами власти: федеральными и региональными. Также остро встает вопрос о разделении функций между региональными органами власти и органами местного самоуправления .

Важность процесса регионализации, необходимость его углубления вызвано необходимостью построения работы по оказанию социальной поддержки на принципе адресности. В связи с тем, что наша страна имеет огромные межрегиональные различия, целесообразнее было бы реализовывать несколько моделей адресной социальной поддержки нуждающегося населения.

В сложившихся условиях, для повышения финансирования расходов на социальные нужды на конкретного человека необходима разработка и законодательное закрепление системы государственных социальных стандартов, минимальных норм обеспеченности гражданина услугами и выплатами, а также единые правовые и методические основы их определения, применения и финансирования.

Социальная защита в регионах, особенно малообеспеченных слоев населения, нуждается в серьезном переосмыслении и совершенствовании. Поэтому, одной из принципиальных задач является - максимальное расширение самостоятельности территорий при принятии решений:

– какие выплаты нужны на этой территории,

– в каких объемах, и какой форме они должны предоставляться.

Задачей федеральной власти, при данном подходе, является - снижение социальной дифференциации и борьбе с бедностью при помощи выравнивания бюджета, повышения эффективности системы защиты населения.

Развитие и деятельность учреждений социальной защиты населения, в настоящее время, более направлены к стационарным видам социальных услуг, хотя, их эффективность ниже, чем у нестационарных видов социальной помощи. Приоритетным является финансирование сложившейся сети социальных учреждений на основе затратных принципов. Доступ негосударственных организаций к социальным заказам ограничен. Слабо развито сотрудничество с благотворительными организациями. Также, недостаточно используются возможности самофинансирования при предоставлении социальных услуг.

Недостаточность информации о состоянии дел в социальной защите, низкая репрезентативность этой информации, несопоставимость источников статистических данных также являются проблемой социальных услуг в регионах, не существует стимулов к снижению административных издержек работы системы социальной защиты. Нет практики мониторинга эффективности социальной помощи в большинстве регионов.

Региональная социально-экономическая политика призвана гарантировать населению минимальный доход, социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий для жизни касается должно касаться только тех людей, которые не могут обеспечить семя самостоятельно .

Таким образом, социальная защита населения в регионах еще далека от идеала и имеет много проблем, как например, - высокая патерналистская роль государства и слабость общественных институтов, которые, несомненно, требуют развития. Необходимо изменить в регионах подход к социальной защите населения, он должен быть направлен на профилактику кризисных ситуаций и на перспективу защиты каждого человека.

Также регионам необходимо больше самостоятельности в выборе распределения средств на более необходимые виды помощи и определение ее размера.

Одной из тенденций развития нашего времени является регионализация социально-экономических процессов, которая нашла отражение во внимании к ней всех экономических субъектов:

– органов власти различных уровней;

– хозяйствующих субъектов;

– домохозяйств.

Такое внимание связано с необходимостью повышения эффективности экономико-организационных механизмов, призванных обеспечить результат происходящих процессов.

Одним из критериев успешного развития регионов и страны является социально-эколого-экономическая устойчивость (СЭЭУ), представляющая собой состояние региональных систем, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и экологическую безопасность. Нарушение СЭЭУ влечет возникновение ущербов экономического, социального, экологического характера.

Для достижения СЭЭУ необходима эффективная региональная социально-экономическая политика, сущность которой - управление региональным развитием для достижения общенациональных целей.

Формирование концепции такой политики и выработка ее эффективных инструментов является актуальной.

В современном мире, в составе населения, растет доля людей пожилого возраста, такие тенденции характерны для страны в целом и для регионов. Очевидно, что последствием такого демографического процесса является рост потребностей социальных услуг, развитие системы социального облуживания, поиск ресурсов и не только финансовых для обеспечения эффективности данной сферы деятельности.

В настоящее время повсеместно внедряются новые технологии и подходы в предоставлении социальных выплат и социального обслуживания граждан:

– формируется ряд новых концепций;

– совершенствуется деятельность социальной инфраструктуры для более полного удовлетворения пожилых людей, людей с инвалидностью качественными услугами;

– внедряются новые виды и формы обслуживания .

Организация эффективной деятельности по предоставлению гражданам социальных выплат и ее осуществление – это важное направление социальной защиты, так как, по вопросам получения различных пособий, выплат, субсидий, компенсаций обращается множество людей.

Перед государственным сектором и системой социальной защиты была поставлена задача создания «электронного правительства», которая успешно решается, в настоящее время, с минимальным участием гражданина - заявителя в процессе предоставления услуг и социальных гарантий. В перспективе должна быть создана схема предоставления услуг «без участия заявителя».

На федеральном уровне и республиканском создается единая инфраструктура, правовая база для автоматизированного информационного взаимодействия государственных органов между собой, а также с организациями и с гражданами, создаются многофункциональные центры (МФЦ), которые успешно функционируют уже во многих регионах страны, также модернизируются ведомственные и региональные информационные сети.

Региональная система социальной защиты активно принимает в этом участие. В регионах страны реализуются такие проекты, как переход к предоставлению социальных выплат по модели «Одно окно», которые очень значимы. Суть, в следующем: гражданин, обратившийся за социальной помощью, с одним заявлением и всего с одним пакетом документов обращается в «окно», проходит там собеседование с одним специалистом по всем социальным выплатам, которые он имеет право получать. При их назначении на него формируется одно комплексное личное дело, с несколькими разделами:

– «Меры социальной поддержки»;

Данная технология позволяет быстро и удобно актуализировать право граждан на получение выплат.

Также, уже завершен переход к предоставлению социальных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме через кредитные учреждения или органы доставки, на выбор получателя.

Следующая реформа процесса по предоставлению выплат - создание государственного учреждения «Центра социальной поддержки населения». Для улучшения работы было проделано множество организационных вопросов:

– изменен режим работы для удобства граждан;

– утверждены «Стандарт» и «Регламент» клиентской службы;

– внедрены новые формы заявлений, телефонные справочные службы;

– организована предварительная запись на прием.

– проведена информационная работа с населением.

Новая форма по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг избавляет получателя предоставлять документы много раз, при повторном предоставлении субсидий одиноко проживающим пенсионерам, они оформляются даже без их личного обращения, на основании данных информационного обмена со смежными организациями.

Следует отметить, что успех реформы был бы невозможен без применения компьютерных технологий, автоматизации работы клиентских служб. Во всех регионах внедрен в эксплуатацию программный комплекс «Клиентская служба», который разработанный специалистами отрасли, он организует работу в автоматизированном режиме по принципу «Одно окно».

Положительный результат новых технологий очевиден:

– исчезли очереди,

– удалось минимизировать время обслуживания одного клиента до 15 минут,

– оформление любых социальных выплат производится с одним пакетом документов и в комфортных условиях.

Все эти новации позволяют регламентировать деятельность, иметь электронные личные дела, использовать корпоративные сети для передачи данных. Наличие программного обеспечения позволило успешно взаимодействовать таким центрам с филиалами.

Таким образом, такая модель организации очень эффективна, и ее необходимо распространять на всей территории страны.

Внедрение новых технологий изменило принципы организации работы специалистов этой отрасли. В настоящее время, назначения социальных выплат, пособий, субсидий, компенсаций, мер социальной поддержки производится теперь одним специалистом, который специально готовится к такой многопрофильной работе. Внедрение такого - «участкового метода», обеспечивает:

Итак, система социальной защиты должна обеспечивать широкий спектр социальных, медицинских и реабилитационных услуг населению, при этом необходимо добиваться максимально эффективного расходования бюджетных средств на ее содержание и развитие, при этом, при создании такой системы, должен быть комплексный подход. Поэтому, Министерство социальной защиты населения должно разрабатывать новые социальные технологии.

Список литературы:

  1. Апостолова А.М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации: учебное пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 478 с.
  2. Архипова Н.И., Кульба В.В., Кононов Д.А. Сценарное исследование социально-экономических систем: синтез оптимальных сценариев // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 4. – С. 58–85.
  3. Веттерберг Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора. “Ad Marginem’, М., Дело, 2012.
  4. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2013. – № 4. – С. 20–21.
  5. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2011. – № 1. – С. 48-53.
  6. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. - 162 с.
  7. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. – С. 74–80.
  8. Морковкин Д.Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 6. – С. 81-94.
  9. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.
  10. Незамайкин В.Н. Стратегия устойчивого развития Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2005. – № 17 (185). – С. 22–24.
  11. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Априорная оценка последствий финансовых решений, принимаемых при планировании деятельности компании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2011. № 2. С. 65-68.
  12. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е.С. Пожидаева [и др.] ; под ред. Ю.Н. Шедько. — М.: Издательство Юрайт, 2015. - 503 с.
  13. Современная энциклопедия социальной работы / под. ред. акад. РАН В.И.Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Издательство РГСУ, 2008. 368 с.
  14. Сухарев О.С., Шманев С.В. Региональная политика: проблемы и перспективы (на примере Орловской области) // Экономика региона. – 2006. – № 4. – С. 67–77.
  15. Федеральный закон № 81 от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. на 01.01.14 г.).
  16. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред.27.07.14 г.).
  17. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ (ред.27.07.14 г.).
  18. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономки России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123–126.
  19. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.
  20. Юрзинова И.Л. Влияние налоговой политики на экономическое развитие регионов: дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2004. - 166 с.

Для того чтобы общество можно было с уверенностью назвать цивилизованным и культурным, необходимо придавать значение такой сложной сфере, как социальная система. Вопросы социальной защиты населения должны быть первоочередными. От состояния социальной сферы напрямую зависит стабильность общества, устойчивость его развития.

Определение 1

Социальной защитой называют систему социальных гарантий государства, адресованных его населению. Эти гарантии предполагают помощь, оказываемую на поддержание минимально допустимого уровня жизни индивида , в случае утраты им трудоспособности

Основные проблемы социальной защиты

Социальная политика государства неразрывно связана с общественными взглядами и экономической политикой, и во многом зависит от них. В данном случае государство выступает институтом политической системы. Деятельность социальных институтов и граждан нацелена на индивидов, являющихся элементами общественной сферы, и представляющую собою модель социальных взаимодействий между людьми.

  • Отсутствие четкого законодательства: в данный момент в России не существует законодательной базы, которая четко могла бы регулировать оказание государственной поддержки в рамках социальной защиты населения;
  • Сомнительные перспективы развития пенсионной системы: действующая система не справляется с возложенными на нее функциями, а достойной альтернативы на сегодняшний день нет. Для решения этой проблемы выдвигаются различные предложения. К примеру, повышение пенсионного возраста, отмена страховой части накоплений, переход на добровольно накапливаемую пенсию;
  • Поддержка людей в сложной жизненной ситуации: ряд социальной помощи предоставляется по категориям индивидов. Предоставление социальной защиты должно быть лимитировано оценкой имущества и доходов в собственности, потребности в жилье;
  • Иждивенческие настроения в обществе.

Меры по разрешению проблем социальной защиты населения

Из мировой практики можно выделить ряд мер, успешно применяемый для решения проблем социальной защиты населения. К примеру, модернизация рынка труда, для чего инфраструктура должна быть повсеместно. Новые отрасли помогут развить человеческий капитал. Семьям с детьми, особенно, многодетным, необходима интенсивная поддержка. Такой поддержкой является материнский капитал, предоставление земельных участков в бесплатное пользование, а также различные дотации на коммунальные услуги.

Пожилые люди нуждаются в комплексной программе социальной защиты. В первую очередь, необходимо предоставить адекватную медицинскую помощь. Система здравоохранения у пожилых людей должна соответствовать современным мировым реалиям. К тому же, требуется модернизация системы здравоохранения в целом, и гарантии оказания медицинской помощи безвозмездно.

В целом, государственная социальная защита должна усовершенствоваться, приблизить социальную защиту к населению. Необходимо отметить такой факт, как уравнивание всех граждан. Данное действие неадекватно и неэффективно. Необходимо помнить, что только объективные рамки социальной защиты положительно воздействуют на трудоспособность индивида.

Замечание 1

Являясь особенным институтом современного государства, социальная защита является индикатором уверенности в будущем. Граждане знают, что каждый из них является показателем уверенности в социальных гарантиях. Необходима уверенность, что при наступлении социальных рисков индивид не останется без источника к существованию, в случае, если социальные риски случатся.

3. Проблемы и пути реформирования системы

социальной защиты населения в России

В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой харак-терны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, по-скольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, тре-буют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентиро-ванной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяже-нии всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достой-ным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как за-щиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их ре-формированию:

1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентированна на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоро-вья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагопо-лучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абст-рактным, бесполезным, а то и враждебным.

Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо слож-ных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономи-ческой и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболева-ниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практиче-ски бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в том числе со стороны ма-терей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила иг-рать сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) су-ществующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касаю-щихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и опре-делить учреждения, где это уместно.

В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные инте-ресы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохра-нительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным феде-ральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:

    обуславливающих:

    мертворождение и патологические роды;

    врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;

    голодание и нерациональное для детей питание;

    безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуа-тацию;

    пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркоти-кам и др.);

    негативное психологическое воздействие, дискриминацию по националь-ным, половым, имущественным или любым другим критериям;

    вовлечение в политическую активность и военные действия;

    проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигу-манные религиозно-культовые организации и движения.

    препятствующих:

    охране здоровья;

    пребыванию ребенка в семье;

    получению образования и духовно-нравственного воспитания;

    формированию комфортного психологического климата для каждого ре-бенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;

    развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общест-венно полезных способностей;

    приобщению к культурным ценностям;

    занятиям физической культурой и спортом;

    созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопас-ного отдыха;

    выбору вероисповедания;

    целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначен-ных для детей, имущественным интересам детей.

На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедно-сти, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку се-мье принадлежит ребенок.

2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать соз-дание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоя-тельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспо-моществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денеж-ные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право пося-гать на них.

Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препят-ствующих:

    эффективной занятости человека ;

    предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занято-сти отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой соци-альной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:

    молодежи;

    одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолет-них детей или детей-инвалидов;

    лицам предпенсионного возраста;

    военнослужащим, уволенным в запас;

    бывшим воинам – участникам военных конфликтов;

    инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных ка-тастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;

    лицам, продолжительное время не имеющим работы;

    лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лече-нии по решению суда.

    выплате и получению заработной платы и всех видов социальных посо-бий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательст-вом ;

    охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;

    оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризис-ные материальные и социально-бытовые ситуации;

    равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе му-ниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств ин-формации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;

    реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культур-ном и спортивном плане.

В своей деятельности Управление социальной защиты руководствуется Законом Красноярского края "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края" Закон Красноярского края от 18.12.2008 №7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края" // Консультант Плюс. Красноярский край..

Закон направлен на сохранение уровня социальной поддержки граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, достигнутого до образования нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края.

Закон устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в районе Крайнего Севера с экстремальными природно-климатическими, географическими, социально-экономическими и медико-биологическими условиями, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в муниципальном районе.

Закон предусматривает следующие виды социальной поддержки граждан Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района:

· гарантии прав на отдых;

· гарантии, связанные с переездом;

· гарантии медицинского обслуживания;

· меры социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

· дополнительные меры социальной поддержки в образовании;

· меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в муниципальном районе;

· дополнительные меры социальной защиты отдельных групп граждан, проживающих в муниципальном районе, за особые заслуги перед муниципальным районом;

· меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа;

· субсидии, предоставляемые гражданам с учетом их доходов, и региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

· дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в муниципальном районе;

· гарантии прав коренных малочисленных народов Севера.

Гарантии и компенсации, меры социальной поддержки, устанавливаемые настоящим Законом, являются расходными обязательствами Красноярского края и финансируются за счет средств краевого бюджета.

На сегодняшний в деятельности Управления социальной защиты населения Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района приоритетным направлением социальной политики является социальная поддержка пожилых, инвалидов и семей с детьми. С 2005 года осуществлен перевод натуральных льгот (кроме льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг), в денежную форму. С 2006 года субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются в форме персонифицированной выплаты получателю.

Деятельность системы социальной защиты населения направлена на поддержание приемлемого уровня и качества жизни малообеспеченных и малоимущих жителей, смягчение отрицательного влияния социально-экономической нестабильности на их жизнедеятельность Комплексная Программа социально-экономического развития Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2008 - 2017 годы. Разработана во исполнение Постановления Главы муниципального района от 18.01. 2007 № 03 «О разработке комплексной программы «Социально-экономическое развитие Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2008- 2017 годы» // Консультант Плюс. Красноярский край..

Анализ отчетов Управления социальной защиты за 2010 год показывают, что на 01.01.2011 года численность социально незащищенных граждан составляла 12,3 тыс. человек или 31,5% от общей численности населения муниципального района, из них:

§ пенсионеров - 8,6 тыс. человек, или 22,0% от общей численности населения (из них по старости - 6,0 тыс. человек);

§ инвалидов - 1,7 тыс. человек, или 4,5% населения (из них детей-инвалидов - 0,213 тыс. человек);

§ многодетных семей - 0,559 тыс.ед.

На территории муниципального района функционируют 4 учреждения социальной защиты:

§ предприятие стационарного социального обслуживания престарелых и инвалидов на 29 мест;

§ учреждение для детей, нуждающихся в социальной реабилитации и оказавшихся в социально опасном положении на 20 мест;

§ учреждение по работе с инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов;

§ учреждение общего профиля, работающего с гражданами, нуждающимися в надомном социальном обслуживании, а также оказавшимися в трудной жизненной ситуации на 18 мест.

Социальными учреждениями за 2010 год обслужено около 11 тысяч человек. На надомном социальном обслуживании находятся 0,201 тыс. человек (рост к 2009 г. - 17,54%), в т.ч. на селе 0,075 тыс. человек.

Социальную поддержку за счет бюджетных средств получают более 30% населения, имеют доход ниже прожиточного минимума более 20% населения, из них 42% составляют лица трудоспособного возраста. По отношению к январю 2009 года количество получателей социальной поддержки возросло на 8,8%, что, несомненно, связано с наиболее полным охватом граждан денежными формами социальной поддержки.

В 2009 году отмечается опережающий рост пенсионного обеспечения по отношению к росту величины прожиточного минимума на душу населения, установленной на территории. Тем не менее, социальная поддержка малообеспеченного населения из числа пожилых и инвалидов является для них существенной и составляет до 50% дохода пенсионера, т.к. средний размер пенсии по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району составляет 13622,41 рублей и обеспечивает 59,56% величины прожиточного минимума, установленного на душу населения.

Социальной поддержке семей с детьми уделяется особое внимание. Так с 2009 года размер ежемесячно выплачиваемого малообеспеченной семье пособия установлен 360 рублей. В настоящее время 3,7 тыс. детей, проживают в малообеспеченных семьях, в сравнении с 2008 годом численность получателей детских пособий снизилась на 17,2%. Многодетным семьям предоставляются дополнительная социальная поддержка в виде денежных выплат, льгот по оплате услуг дошкольных учреждений.

Важное место в системе социальной защиты населения занимают социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания населения.

Основная цель социальной защиты населения на сегодня - обеспечение социальных гарантий, доступности социальных услуг, предоставляемых социально-незащищенным категориям населения муниципального района, внедрение новых технологий обслуживания и улучшение их качества, повышение эффективности социальной помощи населению за счет усиления её адресности.

Для достижения поставленной цели комплексная программа предусматривает реализацию следующих мероприятий Комплексная Программа социально-экономического развития Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2008 - 2017 годы. Разработана во исполнение Постановления Главы муниципального района от 18.01. 2007 № 03 «О разработке комплексной программы «Социально-экономическое развитие Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на 2008- 2017 годы» // Консультант Плюс. Красноярский край.:

§ внедрение новых форм социального обслуживания населения;

§ укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания;

§ повышение квалификации кадров;

§ создание и использование единых информационных банков данных о гражданах (семьях), нуждающихся в социальной поддержке.

Одним из важнейших направлений в области социальной защиты населения является работа с несовершеннолетними. С целью анализа деятельности Управления в данной сфере, а также с целью выявления проблем в области социальной защиты несовершеннолетних, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района нами был организован опрос среди сотрудников Управления социальной защиты. В опросе приняли участие 20 специалистов Управления.

Результаты опроса, а также графические данные, представлены ниже.

По мнению опрошенных, приоритетные задачами государства в социальной защите населения сегодня являются:

Снижение социальной напряженности в обществе - 20 (100%);

Оказание социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию - 18 (90%);

Адаптация населения к новым социально-экономическим условиям - 0 (0%);

Социальная реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами - 12 (60%);

Создание благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте - 17 (85%);

Защита прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - 20 (100%).

Рис.1.

Наиболее значимыми направлениями в области социальной защиты населения, согласно данным опроса, сегодня являются: снижение социальной напряженности в обществе, защита прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Их отметили 100% респондентов.

Опрошенные считают, что в работе с детьми, деятельность органов социальной защиты населения, в первую очередь должна быть направлена на:

Сохранение их здоровья - 5 (25%);

Обеспечение материального благополучия - 20 (100%);

Обеспечение свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания - 0 (0%);

Обеспечение гармоничного духовно-нравственного развития, реализацию способностей детей - 0 (0%).

Рис.2.

По мнению большинства опрошенных, основная задача органов социальной защиты в работе с несовершеннолетними - обеспечение их материального благополучия. 25% опрошенных, считают, что задачей органов социальной защиты является и сохранение здоровья детей. Вероятно, здесь имеются в виду меры по медицинскому страхованию либо оздоровление детей в специализированных санаторно-курортных учреждениях. Обеспечение свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания и обеспечение гармоничного духовно-нравственного развития, реализацию способностей детей не являются функциями органов социальной защиты. Эти вопросы входят в введение Управления образования и культуры.

Респонденты отметили в предложенном им списке категории детей, с которыми работает Управление социальной защиты:

Дети-сироты - 20 (100%);

Дети из малообеспеченных семей - 20 (100%);

Дети из неблагополучных семей - 20 (100%);

Дети из многодетных семей - 20 (100%);

Дети-инвалиды - 20 (100%);

Дети, оставшиеся без надзора - 20 (100%);

Дети, находящиеся в тюремном заключении и освободившиеся из мест лишения свободы - 2 (10%).

Рис. 3.

Из предложенного списка опрошенные специалисты Управления социальной защиты населения указали практически все категории детей: дети-сироты, дети из малообеспеченных семей, дети из неблагополучных семей, дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без надзора. Данные категории были отмечены всеми опрошенными. Категория детей, находящихся в тюремном заключении и освободившихся из мест лишения свободы была указана 10% респондентов. Это объясняется тем, что работа с детьми, находящимися в тюремном заключении и освободившимися из мест лишения свободы Управлением не ведется, однако, при их освобождении из мест заключения, Управление социальной защиты оказывает им определенное содействие совместно с органами опеки и правоохранительными органами. Основные направления работы Управления по социальной защите несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении:

Выявление и анализ причин семейного неблагополучия - 0 (0%);

Взаимодействие различных организаций и учреждений муниципального района, обеспечивающих выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении - 20 (100%);

Организация работы с детьми и их семьями - 0 (0%).

Как показывают ответы опрошенных, Управление социальной защиты населения не занимается выявлением и анализом причин семейного неблагополучия (как правило, эти функции осуществляются правоохранительными органами), не занимается организацией работы с детьми и их семьями (как правило, такие мероприятия в муниципальном районе осуществляют учреждения образовательные и культурные учреждения). Однако Управление социальной защиты оказывает посильную помощь организациям и учреждениям муниципального района, которые обеспечивают выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.


Рис. 4.

По мнению опрошенных, наиболее перспективными направлениями работы сегодня являются:

Социальная поддержка беременных женщин - 12 (60%);

Социальная поддержка семей в связи с рождением и воспитанием ребенка - 20 (100%);

Социальная поддержка малообеспеченных семей - 16 (80%);

Социальная поддержка многодетных семей - 20 (100%).

Рис. 5.

Наиболее перспективными направлениями работы в области социальной защиты населения в муниципальном районе на сегодняшний день, по мнению респондентов, являются: социальная поддержка семей в связи с рождением и воспитанием ребенка и социальная поддержка многодетных семей.

На наш взгляд, данные ответы связаны с политикой, которая осуществляется Правительством и Президентом Российской Федерации. Это Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Федеральный закон от 29.12.2006 N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Консультант Плюс., связанный с предоставлением денежных средств женщинам, родившим второго ребенка. Создание единой базы данных вполне укладывается в Концепцию электронного правительства, работа которого должна была начаться уже с 1 января 2011 года Постановление от 28.01.2002 N65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" // Консультант Плюс.. Однако, как показывает практика, на территории муниципального района электронное правительство практически не функционирует.

Как следует из анализа деятельности Управления социальной защиты, а также по данным опроса сотрудников, социальная защита населения на территории муниципального района осуществляется в соответствии с законодательством и охватывает практически все социально незащищенные категории граждан.

Наиболее приоритетным направлением в области социальной защиты населения является снижение социальной напряженности в обществе. Деятельность органов местного самоуправления - Управления социальной защиты населения Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - направлена, в первую очередь, на обеспечение материального благополучия социально незащищенных слоев.

Однако, специалистами Управления выделены категории детей, работа по социальной защите которых ведется недостаточно. В их числе дети, находящиеся в тюремном заключении и освободившиеся из мест лишения свободы.

Наиболее перспективными направлениями по социальной защите населения специалисты Управления считают работу с семьями, имеющими детей. Это обусловлено государственной политикой Российской Федерации в области демографии.

Оценка деятельности Управления социальной защиты населения была бы недостаточно объективной без учета общественного мнения. В связи с этим в целях совершенствования работы органов местного самоуправления по социальной защите населения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района нами был проведен опрос 20 жителей города Дудинка.

Вопросы анкеты были разработаны на основе социологического исследования среди населения Брединского муниципального района по вопросам совершенствования работы учреждений социальной защиты населения Челябинской области, результаты которого были опубликованы на сайте Министерства социальных отношений Челябинской области Совершенствование работы учреждений социальной защиты населения. Брединский муниципальный район // Сайт Министерства социальных отношений Челябинской области www.minsoc74.ru..

По данным опроса, жители города оценивают уровень жизни своей семьи как:

Высокий - 0 (0%)

Средний - 6 (30%)

Низкий - 12 (60%)

За чертой бедности - 2 (10%).


Рис. 6.

Анализ социального благополучия населения города Дудинка показал, что 30% опрошенных жителей оценивают уровень жизни своей семьи как средний, однако 60% респондентов отметили, что их уровень жизни является низким, а 10% живут за чертой бедности.

Состояние своего здоровья респонденты оценили как:

Отличное - 1 (5%);

Хорошее - 4 (20%);

Удовлетворительное - 11 (55%);

Тяжелое - 4 (20%).

Как видим из результатов опроса, менее половины опрошенных считают состояние своего здоровья отличным (5%) или хорошим (20%). 20% оценили состояние здоровья как тяжелое, что говорит о необходимости регулярной социальной поддержки данным респондентам. Такая поддержка периодически необходима и тем, кто оценил свое здоровье как удовлетворительное (55%).


Рис. 7.

На вопрос «Обращаетесь ли Вы за помощью в органы социальной защиты населения?» ответы распределись следующим образом:

Да - 18 (90%);

Нет - 2 (10%).

Рис. 8.

Большинство опрошенных (90%) обращаются за помощью в Управление социальной защиты населения.

На вопрос «Получаете ли Вы помощь от органов социальной защиты населения?» респонденты ответили так:

Да - 18 (90%);

Нет - 2 (10%).


Рис. 9.

Также 90% опрошенных получают от органов социальной защиты помощь.

В 2011 году опрошенным были оказаны следующие виды социальной поддержки:

Социальные услуги (транспортные, коммунальные, медицинские и др.) - 15 (75%)

Денежная помощь (пособия, доплаты, материальная помощь и т.п.) - 12 (60%)

Санаторно-курортное лечение - 3 (15%)

Натуральная помощь (питание, продуктовые наборы, одежда и т.п.) - 4 (20%)

Не оказана - 2 (10%)

Ваш вариант - 0 (0%).

Как видим, меры социальной поддержки населения в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе имеют достаточно разноплановый характер. Наиболее популярной мерой является предоставление населению социальных услуг: транспортных, коммунальных, медицинских и др. Ими в 2011 году воспользовались 75% опрошенных. Достаточно велика категория респондентов (60%), которым оказывается денежная помощь: пособия, доплаты, материальная помощь и т.п. 20% в 2011 году воспользовались такой мерой социальной поддержки как натуральная помощь: питание, продуктовые наборы, одежда и т.п.


Рис. 10.

По мнению, респондентов, наиболее актуальными проблемами социальной защиты в муниципальном районе сегодня являются:

Проблема социальной поддержки семьи и детства - 20 (100%)

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг - 16 (80%)

Организация назначения и выплаты государственных социальных пособий и компенсаций - 2 (10%)

Проблема социальной поддержки инвалидов - 16 (80%)

Проблема социальной поддержки ветеранов - 16 (80%)

Проблема организации социальной помощи - 16 (80%)

Ваш вариант - 0 (0%).


Рис. 13.

Итак, опрос жителей города Дудинка показал, что 60% о респондентов оценивают свой уровень жизни как низкий, а 10% опрошенных живут за чертой бедности. 90% опрошенных регулярно обращаются в органы социальной защиты за оказанием той или иной социальной помощи. Наиболее востребованными мерами социальной защиты населения являются социальные услуги (транспортные, коммунальные, медицинские и др.) и денежная помощь (пособия, доплаты, материальная помощь и т.п.). Наиболее актуальной проблемой, по мнению респондентов, является проблема социальной поддержки семьи и детства.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы. Органами социальной защиты Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района осуществляется достаточно всесторонняя деятельность, охватывающая практически все категории социально незащищенных слоев населения. Однако, требуют решения следующие проблемы:

Низкий уровень жизни населения муниципального района;

Недостаточная работа органов местного самоуправления в области социальной защиты детей, находящихся в тюремном заключении и освободившихся из мест лишения свободы;

Необходимость дальнейшего развития мер социальной защиты семей с детьми.

С другой стороны, проблема социальной защиты населения на современном этапе развития нашего общества характеризуется снижением финансовых возможностей для реализации эффективной социальной защиты, обусловленным спадом эффективности и объемов производства, высокими темпами инфляции . Между тем преодоление спада производства и стабилизация экономики невозможны без квалифицированного, эффективного труда и занятости. Поэтому естественно возникает вопрос о том, что социальная защита не может быть полноценной, если она ограничивает сферу своего влияния только социально уязвимыми группами неработающей части населения, в то время как необходимые для этого средства и условия создаются экономически активной частью населения, т.е. наемными работниками и предпринимателями, занятыми производством товаров и услуг.  


Сегодня, говоря о проблеме социальной защиты населения, мы столкнулись с таким относительно новым для нас явлением, как бедность. Хотя бедность как социально-экономическое явление существовала и в дореформенный период, что проявлялось в достаточно низких стандартах потребления и материального обеспечения, в современных условиях она приобрела новые количественные и качественные параметры.  

Исследование содержания доктрины социального неолиберализма позволяет выявить принципиальные различия между основными современными моделями рыночной экономики в решении самой сложной проблемы - проблемы социальной защиты населения.  

В то же время на современном этапе реформирования проблемы социальной защиты населения стали центральными. От их решения во многом зависят на-  

Данная проблема требует разработки теоретических и методологических положений и рекомендаций, направленных на решение широкого комплекса следующих задач обобщение имеющегося методического и практического опыта по управлению социально -экономическими процессами изучение вопросов, связанных с содержанием понятия социально-экономических факторов, выявление путей усиления влияния социально-экономических факторов разработка рекомендаций по оценке уровня развития коллектива выбор методов оценки эффективности разработка методических рекомендаций по программно-целевому управлению социально-экономическими процессами рассмотрение основных понятий , характеризующую социальную защищенность сформулировать общий подход к построению системы социальной защиты населения в новых условиях выработать предложения для формирования социальной политики и механизма ее реализации на этапах рыночных преобразований.  

Государство не в состоянии эффективно разрешить все социальные проблемы , поэтому актуальным становится вопрос быстрейшей разработки и внедрения механизмов социальной защиты населения на новой основе, которая предусматривала бы вовлечение в сферу социальной деятельности различных негосударственных, частных, предпринимательских структур, групп и отдельных добровольных помощников.  

Информацией для составления первого раздела являются текущие данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте сведения органов социальной защиты населения о численности неработающих инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях распространенные данные итогов обследования населения по проблемам занятости о численности лиц старших возрастов и подростков, занятых в экономике.  

Р.т. самый взрывоопасный рынок, чреватый социальными катаклизмами, рождающий социальные проблемы и потрясения, преодоление которых и сглаживание социальной напряженности не под силу рыночным факторам - для этого необходимо руководство рынком труда высшими силами общества, государством. В странах социальной рыночной экономики (Швеция, ФРГ, Дания) государство достаточно успешно справляется с проблемами регулирования рынка труда , направляя его динамичные созидательные свойства на процветание населения и устраняя социально опасные проявления Р.т. В России рынок труда находится в стадии формирования , а некоторые его признаки деформированы. Еще слабо реализуется цена рабочей силы (заработная плата), господствуют неплатежи и бартер, не налажена банковская система и деформировано денежное обращение , не отработана система социальной защиты населения и т.п.  

Проблемам У.ж. уделяется определенное внимание, в большей мере декларативного характера, со стороны международных организаций . Так, в ст. 25 Конвенции МОТ "Об основных целях и нормах социальной политики" № 117 отмечается, что человек имеет право на такой У.ж., который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, право на обеспечение в случае безработицы, инвалидности и т.д. По рекомендации ООН У.ж. определяется системой показателей состояния здоровья, уровня потребления, занятости населения , образования, жилищного обеспечения, социальной защиты населения страны.  

Для решения этой проблемы необходимо освободить жилищно-коммунальные предприятия от несвойственных им функций социальной защиты населения, изменив порядок предоставления и финансирования льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.  

В силу сложившихся исторических и экономических обстоятельств - слабой межрегиональной мобильности экономически активного населения , наличия института прописки, отсутствия рынка жилья , национальных особенностей населения, его оседлости, психологической неподготовленности к перемене жительства - рынок труда России носит в основном региональный характер. Следовательно, материальная и социальная поддержка работников в случае несостоятельности их предприятий -это проблема в основном регионального уровня. В целях координации усилий и согласования действий, предпринимаемых в направлении социальной защиты предприятий-банкротов, между ФСФО России и Федеральной службой занятости России заключено соглашение, в соответствии с которым они обязуются на территориальных уровнях обмениваться необходимой для этого информацией, совместными усилиями разрабатывать концепцию социальной поддержки высвобождаемых работников, систематически проводить консультации, семинары и конференции по выявлению путей решения социальных проблем. Налажено сотрудничество с профсоюзными, общественными и коммерческими организациями в этой области.  

В целях недопущения дальнейшего обострения проблемы бедности и снижения уровня жизни населения органами социальной защиты республики предоставлялись социальные пособия малоимущим гражданам в виде доплаты до уровня официально устанавливаемого прожиточного минимума . Социальные пособия выплачивались в денежной и натуральной (продукты питания) форме.  

Пока не будет преодолен недостаток финансовых средств , направляемых на социальные нужды, и не будет налажено регулярное пополнение доходной части бюджета, ни о каких комплексных мероприятиях социальной защиты не может быть и речи. Однако реализация политики адресной социальной защиты зависит не только от средств и возможностей, но и от желания. Социальная политика пока не является приоритетным направлением действий государства. Да и на уровне местной власти часто остаются незамеченными насущные проблемы слабо-защищенных слоев населения, общество не готово к благотворительности и состраданию как органической гуманистической потребности.  

Узловыми вопросами современной экономики Башкортостана, которые выступают в качестве социальных индикаторов, отражают соответствие функционирования экономики потребностям людей, являются проблемы выравнивания социально-экономического развития регионов РБ вопросы природопользования и охраны среды обитания развитие потребительского рынка , сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства обеспечение занятости и подготовки кадров задачи социальной защиты и обеспечения роста денежных доходов населения.  

Более эффективными в этом отношении доказали себя законодательно обязывающие экономические методы социальной защиты , предложенные государству Дж.М.Кейнсом, который обозначил самые болевые точки рыночной социальной болезни 1) несостоятельность саморегулирования обеспечить полную занятость населения и 2) несправедливое распределение доходов и богатства рыночными методами. Тем не менее приоритет Дж.Кейнс отдавал проблеме обеспечения населения полной занятостью , ибо занятость - это наличие не только работы и соответствующих рабочих мест , но и заработка, дающего населению необходимые средства существования.  

Несколько лучше решаются вопросы социальной защиты в Москве, где, как отмечалось, достигнут самый высокий в России уровень занятости населения и самый низкий уровень безработицы . Вместе с этим в Москве наблюдается самый большой разрыв в доходах между высшей и нижней 10-процентными группами населения. Поэтому проблема выравнивания доходов яв-  

Особенность Р.р.с. состоит в том, что он порождает сложные, взрывоопасные социальные проблемы (безработицу, забастовки, бедность, социальную напряженность и т.п.), но не обладает свойством решать эти проблемы. Их решение становится делом государства (см. Государственная программа содействия занятости населения Социальная защита).  

Через систему норм и нормативов осуществляется взаимодействие между государством и хозяйствующими субъектами, решаются проблемы социально -экономического развития страны, определяются потребности в ресурсах, продукции, услугах, рассчитываются производственные возможности , устанавливаются пропорции. Нормы и нормативы являются важнейшей составляющей всей совокупности информационных данных, характеризующих основные элементы производственного процесса , который предполагает взаимодействие предметов и орудий труда , самого труда развитие социальной сферы, защиты населения, рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды , формирование и движение финансовых потоков и т.д.  

С началом рыночных преобразований основной задачей системы социальной защиты стала оперативная реакция на обостряющиеся социально-экономические проблемы (рост числа бедных и безработных, появление беженцев и мигрантов, невыплаты заработной платы и пенсий и пр.). В результате появились новые виды социальных пособий и льгот на федеральном, региональном и местном уровнях. Но основные социальные обязательства и принципы социальной поддержки советского периода были сохранены, и поэтому возникли параллельные однотипные социальные программы для отдельных категорий населения и для бедных. Например, в настоящее время существуют две программы социальной помощи, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг. Первая - это льготы для определенных категорий населения, предоставляемые без контроля доходов домохозяйств. Расходы консолидированных региональных бюджетов на оплату этих льгот, составили 11.9 млрд. рублей в 1999 г. и 17.6 млрд. руб. в 1999 г. Вторая программа - это жилищные субсидии для бедных семей, расходы на которую составили 1.96 млрд. руб. в 1999 г. и 3.08 млрд. руб. в 2000 г.23 Сопоставление этих данных позволяет нам сделать вывод о том, что льготы для бедных на оплату жилищно-коммунальных услуг составляют только 14% в общем объеме финансирования данного вида льгот.  

Существуют также аргументы в защиту социального регулирования. Проблемы, которые решает социальное регулирование , серьезны и значительны по масштабам. В 1992 г. в США 8500 рабочих погибли в результате несчастных случаев на производстве. Загрязнение окружающей среды твердыми частицами продуктов неполного сгорания и элементами, разрушающими озоновый слой атмосферы, по-прежнему является бедствием для крупных городов и дорого обходится, вызывая снижение стоимости имущества и рост расходов на поддержание здоровья. Тысячи детей и взрослых ежегодно умирают вследствие несчастных случаев, вызванных использованием продуктов, которые создавались с нарушением технологии. Дискриминация чернокожего населения и представителей национальных меньшинств, женщин, инвалидов и престарелых рабочих снижает заработки этих групп и вдобавок вменяет обществу большие издержки.  

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы , пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения , позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности , особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.  

За рубежом получил распространение метод оценки ущерба, который основан на готовности населения платить за благоприятное качество окружающей среды . В целом методические принципы оценки ущерба окружающей среде основываются в большей степени на категории нематериальной выгоды защиты окружающей среды , куда относятся такие категории, как стоимость выбора, стоимость наследства, стоимость существования и др. Речь идет о возможности использования определенного аспекта окружающей среды в будущем. Сюда же относится и оценка психологических и социальных издержек, связанных с загрязнением окружающей среды . При этом сложной проблемой является перевод таких эффектов, связанных с загрязнением окружающей среды , как стресс, отказ от своих первоначальных намерений, разочарование, агрессивность и чувство тревоги и другие экономические показатели.  

Таким образом, статистические органы должны не просто описывать различные социально-экономические процессы, но и выявлять взаимосвязи между ними. Это важно для разработки экономической политики , принятия управленческих решений , выбора наиболее эффективных мер по их реализации. Например, для улучшения здоровья населения необходимо строить новые медицинские и оздоровительные учреждения. Однако при определенных условиях более эффективными способами решения этой задачи являются улучшение жилищно-бытовых условий и защита окружающей среды . Статистические органы должны также способствовать тому, чтобы были приняты наиболее оптимальные решения по этому и многим другим аналогичным вопросам. Понятно, что для того, чтобы выбрать наиболее эффективный способ решения проблемы , нужно изучать взаимосвязи между соответствующими явлениями и процессами.  

В бизнес-инкубаторе открыт бизнес-клуб для деловых женщин, целью которого является привлечение социально незащищенного слоя населения к решению проблем безработицы через поддержку предпринимательской инициативы, защита интересов женщин, привлечение общественного мнения к проблемам женского предпринимательства, а также поиск партнеров по бизнесу. Для бизнес-инкубатора данный клуб является поставщиком новых идей и знакомством с потенциальными партнерами. Для желающих найти партнеров по бизнесу подготовлен постоянно действующий стенд под рубрикой Предлагаю сотрудничество.  

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...