Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Права обязанности и ответственность налоговых агентов определяются. Налоговый агент и его обязанности. Что должны налоговые агенты

Налоговый агент - это экономический субъект, который наделен особым правом исчислять и удерживать фискальные платежи с доходов налогоплательщика и затем перечислять данные средства в государственный бюджет. В статье расскажем, кого можно отнести к данной категории и какие права и обязанности закреплены за ними в НК РФ.

О ком идет речь

Налоговым агентом (НА) могут быть признаны не только российские организации, но и индивидуальные предприниматели, представители частных практик (детективы, нотариусы, юристы), а также обычные граждане.

Действующий правовой статус налоговых агентов закреплен в статье 24 НК РФ . Так, НА в России можно стать только по трем видам налоговых обязательств:

  1. НДФЛ. Работодатель выступает в роли НА для своих сотрудников. То есть при начислении заработной платы и других вознаграждений за труд наниматель обязан удержать НДФЛ.
  2. НДС. Стать НА по налогу на добавленную стоимость может субъект, который не имеет никакого отношения к данному виду фискальных обязательств. Операции, при которых экономический субъект становится НА по НДС, поименованы в ст. , и НК РФ. К примеру, компания, применяющая УСН (освобождена от уплаты НДС), арендует или приобретает государственное и(или) муниципальное имущество. В таком случае компания автоматически становится НА.
  3. Налог на прибыль. Фирма становится НА в том случае, если производит начисление и выплаты дивидендов своим учредителям — юридическим лицам. Также ими становятся компании, которые выплачивают доходы от размещения ценных государственных (муниципальных) бумаг. Либо НА становятся компании, выплачивающие доходы иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в России.

Следовательно, НА платят налоги и сборы в бюджет с чужих доходов. В то время как налогоплательщики исчисляют фискальные платежи непосредственно со своих средств или доходов.

Права и обязанности

Наряду с обычными налогоплательщиками, за налоговыми агентами закреплены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающее понятие, кто такие налоговые агенты, их права и обязанности рассмотрены в 24 статье НК РФ.

Ключевые права налоговых агентов:

  1. Бесплатно получать информацию и разъяснения от представителей ФНС в части применения режимов, видов и правил налогообложения.
  2. Запрашивать унифицированные бланки и требовать пояснений по правилам их заполнения и предоставления в ИФНС.
  3. Пользоваться установленными законом вычетами, льготами и послаблениями при наличии законных прав на их применение.
  4. Получить рассрочку, отсрочку или реструктуризацию долгов либо инвестиционный фискальный кредит, если имеются веские основания.
  5. Претендовать на своевременный возврат или зачет излишне перечисленных средств в бюджет.
  6. Инициировать сверки взаиморасчетов с государственными органами, получать соответствующие правки, выписки и пояснения.
  7. Отказаться от выполнения незаконных либо неправомерных действия инспекторов ФНС и иных должностных лиц.

Основные обязанности налоговых агентов: выполняют своевременное и достоверное исчисление, удержание и перечисление сумм фискальных обязательств в бюджеты соответствующего уровня. Помимо данного обязательства, за НА закреплены следующие:

  • в месячный срок сообщить в ИФНС о невозможности удержания фискальной задолженности с налогоплательщика;
  • вести достоверный учет по начисленным и выплаченным доходам, а также по удержанным суммам налогов и сборов, причем отдельно по каждому налогоплательщику;
  • своевременно предоставлять отчетности и документы, подтверждающие правильность и полноту произведенных расчетов;
  • обеспечить сохранность документации, подтверждающей факты совершенных операций, в течение 4 календарных лет.

данный перечень не является исчерпывающим. Так, для конкретного вида фискальных обязательств (НДФЛ, НДС и налог на прибыль) чиновники предусмотрели дополнительные обязательства.

За что могут наказать

За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.

Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:

  1. За неудержание или неполное удержание налога НА оштрафуют на 20 % от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Однако выписать штраф могут только в том случае, если у агента была возможность удержать налог, но он этого не сделал.
  2. За несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена ответственность налоговых агентов в виде 5 % штрафа от суммы, указанной в несданной декларации. Отметим, что начисляют штраф по 5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 %. Также штраф не может быть меньше 1000 рублей.
  3. Несвоевременная подача отчетности по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ) тоже накажет материально. Так, за каждый месяц просрочки по 6-НДФЛ предусмотрен штраф в 1000 рублей. Причем 1000 рублей начислят как за полный месяц просрочки, так и за не полный. За срыв срока сдачи справок 2-НДФЛ накажут по 200 рублей за каждую справку.
  4. За предоставление недостоверных сведений и(или) фиктивных документов налоговики накажут по 500 рублей за каждую такую недействительную бумагу.

Налогоплате́льщик - физ.лицо или организация , на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги .

Налогопл-ки имеют права:

Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письм.форме) о действующих налогах и сборах ,

Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законод-вом о налогах и сборах;

Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит ;

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего -представителя;

Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

Присутствовать при проведении выездной налог.проверки;

уведомления и требования об уплате налогов;

Требовать от должн.лиц налоговых органов соблюдения законод-ва о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов,

Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должн.лиц;

Требовать соблюдения налог.тайны;

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики обязаны:

Уплачивать законно установленные налоги ;

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;

Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов ) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законод-вом о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федер.законами.

Налоговый агент - в российском налоговом законодательстве лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налог.законод-вом .

Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогопл-ками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

Правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять в бюджеты соотв-щие налоги;

Письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;

Вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;

Представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;

В течение четырёх лет сохранять необходимые документы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законод-вом РФ.

Налоговые органы: понятие, права, обязанности.

Закон РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах РФ».

Ст.1. Налоговые органы РФ - единая система контроля за соблюдениемзаконод-ва о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюдж.систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законод-вом РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюдж.систему РФ других обязательных платежей, установленных законод-вом РФ, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы РФ – Мин.РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ. Налоговые органы образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных российским законод-вом, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогопл-ка или налог.агента документы по формам, установленным государственными органами и органами м.с.у., служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, устан.НК;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налог.проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусм.НК;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налог.проверке утверждается Минфинансов РФ;

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законод-во о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законод-ва о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физ.лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налог.отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК;

6) соблюдать налоговую тайну.

Обяз-сти должн.лиц налоговых органов

Должн.лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федер.законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законод-вом о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство

Налоговый контроль: понятие, формы проведения и их характеристика. Налоговый учет как форма налогового контроля.

В широком смысле налоговый контроль - это контроль гос-ва за соблюдением налог.законод-ва всеми участниками налог.правоотношений на всех этапах налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налог.обязанности.

В узком смысле налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогопл-ками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законод-ва о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ

П. 1 ст. 82 НК РФ установлен перечень форм налогового контроля(проводится должн.лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством):

1. налоговые проверки;

2. получение объяснений налогопл-ков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

3. проверки данных учета и отчетности;

4. осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

5. иные формы, предусмотренные НК РФ.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверокналогопл-ков , плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налог.проверки;

2) выездные налог.проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогопл-ком, плательщиком сборов или налоговым агентом законод-ва о налогах и сборах.

Учет налогоплательщиков является важнейшим условием проведения налог.контроля. Учет налогопл-ков - регистрация налогопл-ков в налог.органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налог.контроля. Все налогопл-ки подлежат включению в Единый гос.реестр налогопл-ков (ЕГРН).

постановке на учет подлежат:

1) организации, имеющие статус юр.лица, и индивид.предпр-ли - в связи с их гос.регистрацией;

2) организации, имеющие обособленные подразделения;

3) физ.лица, не являющиеся индивид.предпр-лями, - при наличии обстоят-в, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога;

4) налогопл-ки, имеющие в собств-сти (хозяйственном ведении, оперативном управлении) недвижимое имущество и (или) трансп.средства.

Налоговые агенты - это также участники налоговых правоотношений, наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами. Положения о правовом статусе, правах и обязанностях налогового агента можно найти как в общей части НК РФ (общие нормы), так и в особенной (2) части НК РФ.

Налоговый агент - лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны:

Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему России;

Письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ;

Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

Иные обязанности, предусмотренные НК РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Исполнение обязанностей налогового агента подкреплено существованием отдельной налоговой ответственности для налоговых агентов (ст. 123 НК РФ).

Мы рассмотрели общие моменты, теперь посмотрим на то, когда хозяйствующие субъекты выступают в роли налоговых агентов.

Часть 2 НК РФ

НДС. 1) Налоговыми агентами являются организации и ИП (состоящие на учете в налоговых органах на территории России), которые приобретают на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах на территории России. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).

2) Если органы государственной власти и управления РФ, органы местного самоуправления сдают в аренду федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, то налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они должны исполнить те же самые обязанности. При этом налоговая база по НДС в этом случае рассчитывается как сумма арендной платы с учетом налога. Такие же обязанности возникают у покупателей казенного (государственного) имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ). Правда, следует оговориться, что не являются налоговыми агентами физические лица, не являющиеся ИП.

3) Если организации или ИП покупают у иностранных лиц (не состоящих на учете в налоговых органах на территории России) товары (работы, услуги) на основании посреднических отношений, такие организации или ИП также являются налоговыми агентами (п. 5 ст. 161 НК РФ);

4) Другие случаи, например, реализация конфискованного имущества, бесхозяйного имущества, кладов и т.п. Налоговыми агентами выступают организации, ИП и органы, уполномоченные реализовывать такое имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Российские организации, ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в случае выплат дохода физическим лицам (п. 1 ст. 226 НК РФ). По каким доходам должны отчитываться сами налогоплательщики (перечень налогоплательщиков), а не налоговые агенты, сказано в п. 2 ст. 226 НК РФ. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Если речь идет о доходе в натуральном виде (не денежном), то налог удерживается за счет любых денежных доходов, выплачиваемых в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если удержать налог не получается, налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ). Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

У налоговых агентов есть обязанность отчитываться перед налоговыми органами по суммам доходов, исчисленным, уплаченным налогам. Речь идет об обязанности представлять справки 2-НДФЛ, расчеты по исчисленным (уплаченным) налогам по форме 6-НДФЛ. См. Приказ ФНС России от 30.10.2015 г. № ММВ-7-11/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме» (2-НДФЛ) и Приказ ФНС России от 14.10.2015 г. № ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления».

Налог на прибыль организаций

1. В случае выплаты российской организацией дивидендов она признается налоговым агентом (ст. 275 НК РФ). Налоговый агент определяет налоговую базу при каждой выплате дохода по каждому налогоплательщику (п. 4 ст. 275 НК РФ). Смотрите более подробно обязанности налоговых агентов при выплате дивидендов в ст. 275 НК РФ.

2. В случае выплаты дохода российской организацией (подразделением иностранной организации) иностранной организации, не имеющего отношение к деятельности постоянного представительства такой иностранной организации на территории России, российская организация (подразделение ИО) признается налоговым агентом (п. 4 ст. 275 НК РФ).

3. В случае выплаты российской организацией дивидендов, дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам (если организация - источник дохода) она также является налоговым агентом (п. 5 ст. 275 НК РФ). Обратите внимание на оговорки, которые есть в норме.

4. Дополнительно о том, когда организация является налоговым агентом при выплате дохода не имеющей на территории РФ постоянного представительства иностранной организации, см. ст. 309-310 НК РФ.

Мы видим, что налоговый агент - это отдельный субъект налоговых правоотношений, который частично исполняет налоговые обязанности за налогоплательщика, что обусловлено сложностями исчисления и уплаты налога в отдельных ситуациях.

Понятие налоговых агентов

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам - НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Налоговый агент налогоплательщиком не является(ст. 24). Сначала нужно разделить понятие налогового агента и налогоплательщика. Налоговый агент - это лицо, которое принудительно вовлечено государством в процесс уплаты налогов, и по НК РФ на это лицо возложены дополнительные обязанности, и эти обязанности его личными по уплате налогов не являются. Балабин В.И. Статус налоговых агентов. - М.: Книжн. мир, 2014. - С.122.

Налоговыми представителями могут быть как организации, этак и физические лица. Тем самым физические лица налоговыми представителями будут тогда, когда они сами являются персональными бизнесменами и у их имеются наемные работники. Уплата подоходного налога за наемных работников и формирует налогового агента - физического лица. Это редкостный вариант. В других вариантах налоговыми представителями являются организации.

Права налогоплательщиков налоговых агентов и совпадают фактически. Разница лишь в категории налогов. Однако для этого нужно разглядеть те ситуации, когда появляется налоговый агент.

1-ая более известная ситуация налогового агента - это уплата подоходного налога физическим либо юридическим лицом за собственных работников. В данной ситуации правительство, чтоб не накладывать на себя повинности сообразно персональной работе с каждым фактическим лицом, эти обязательства перекладывает на налоговых агентов, налоговые агенты обязаны от имени налогоплательщика без всякого на то его поручения, но поручению государства уплатить за счет налогоплательщика и от имени налогоплательщика его подоходный налог. Это очень удобно. Иначе, какой надо иметь штат налоговых инспекций для того, чтобы работать с каждым физическим лицом по уплате подоходного налога, и это очень дорого в технологическом плане.

Уплата чрез налоговых агентов безвозмездная и дозволяет надзирать налоговых агентов, этак как контроль самих физических лиц станет в данной ситуации затруднен. Важно, что налоговый агент уплачивает не собственный налог, а налог физического лица от его имени и за счет его средств. Не считая такого, он обязан осуществлять учет всех оплаченных от его имени налогов и предоставить справку о том, какие налоги у него удерживаются.

2-ая ситуация, когда появляется налоговый агент, это выплата дивидендов либо процентов обществами либо товариществами в выгоду юридических либо физических лиц, выплата дивидендов либо процентов, причитающихся обладателям частей либо акций в уставных складочных капиталах. При таковой выплате процентов с денежных средств осуществляется налогообложение, и налог удерживают и уплачивают в бюджет налоговые агенты. Тут налог также уплачивается за счет средств получателей дивидендов либо процентов, однако в этом случае он уплачивается от имени самого налогового агента.

В настоящее время в ч. 2 НК РФ ситуация также немного изменяется. Тут обычная ситуация - когда гражданин в коммерческом банке владеет вкладом, который облагается налогом. Уплачивая проценты сообразно этому вкладу, кредитная организация обязана удержать этот налог на доходы юридического либо физического лица за счет данных средств. Однако в чем изменяется ситуация? Ежели до ч. 2 НК не требовалось вести учет от банков любому физическому лицу, то сейчас в ч. 2 НК это требование прописано.

Если гражданин участвует в игре на бирже, то имеется ввиду реализует и приобретает ценные бумаги тех же самых банков либо остальных эмитентов, то в этом случае появляется ситуация, когда выплата заработка в выгоду физиологического либо юридического личика налоговым представителем сходу исполняется за вычетом налога. Отличие меж главным и вторым случаем в происхождении заработка. Ежели в главном случае это основной заработок, то во другом случае это коммерческий заработок, появляющийся в зависимости или от роли в складочном капитале, или от роли на рынке ценных бумаг.

3-ий вариант, когда появляется налоговый агент, это уплата НДС за иностранную компанию, которая не зарегистрирована в налоговом органе. Ежели иностранная организация стоит на налоговом учете, соответственно, она уплачивает НДС в бюджет. Ежели она не стоит, то это значит, что её невозможно отыскать и налог не изъять. Потому законодатель не отыскал ничего лучшего, как препоручить эту обязательство на российского контрагента данной иностранной организации. При этом отвергается косвенный характер НДС, и разумеется НДС уплачивает тот, кто получает денежные средства.

А в ситуации, когда получателем средств является иностранная организация, не стоящая на учете, то обязательство сообразно уплате НДС возлагается на отечественное начинание, которое оплачивает сделанную, к примеру, работу сообразно соглашению за минусом НДС, и тут непрямой налог преобразуется в непосредственный налог в согласовании с законодательством.

С этим можно поспорить, однако налоговый агент при этом появляется и это особый вариант: налоговый агент - русское лицо сообразно уплате НДС за иностранную компанию, которая располагается на территории РФ, но не стоит на налоговом учете. То имеется снова же обязательство страны сообразно тому, чтоб вынудить их стать на учет, правительство перекладывает на российские организации, не беспокоясь о том, что их(иностранные организации) нужно поймать, поставить на учет и т. д.

Итак, вот 3 варианта, когда появляется налоговый агент. К повинностям таковых налоговых агентов относятся:

  • 1. Верное и своевременное просчитывание налога, удержание его из средств самого налогоплательщика и перечисление налога в бюджет. За повреждение данной повинности предусмотрен особый состав налогового преступления(ст. 123 НК). Но ответственность сообразно данной статье предусмотрена лишь за неправомерное либо неверное перечисление. То имеется, ежели обязательство содержится в том, чтоб рассчитать, сдержать и зачислить в бюджет, то ответственность появляется лишь за перечисление. В целях ответственности это владеет немаловажное смысл.
  • 2. В течение 1-го месяца нужно письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержания налога у налогоплательщика и о сумме задолженности. В данной ситуации налоговый агент должен не спрашивать от налогоплательщика внесения ему в кассу средств, а должен сообщить в налоговый орган о сумме данной задолженности и невозможности удержания налога.
  • 3. Обязательство производить учет по всем налогоплательщикам выплаченных заработков, удержанных и перечисленных налогов и давать в налоговые органы информацию, нужную для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Балабин В.И. Статус налоговых агентов. - М.: Книжн. мир, 2014. - С.128.

Налоговые агенты имеют право(статья 21, статья 24 Налогового Кодекса РФ):

  • 1). Получать по месту своего учета от налоговых органов безвозмездную информацию(в том числе в письменной форме)о работающих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в согласовании с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Срок ответа 30 календарных дней с даты поступления запроса. Приобретать формы налоговых деклараций(расчетов)и объяснения о порядке их заполнения.
  • 2). Получать от Минфина Р Ф письменные объяснения сообразно вопросам внедрения законодательства РФ о налогах и сборах, от денежных органов и городских образований - сообразно вопросам внедрения нормативно-правовых актов городских образований о местных налогах и сборах. Срок ответа 2 месяца с даты поступления запроса(ст. 34. 2 НК РФ).
  • 3). Получать отсрочку, рассрочку либо инвестиционный налоговый кредит в порядке и на критериях, поставленных НК РФ(ст. 64, ст. 65 НК РФ).
  • 4). Применять налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах(ст. 56 НК РФ);
  • 5). Представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично или через собственного представителя(ст. 27, ст. 29 НК РФ).
  • 6). На перерасчет либо возврат сумм излишне оплаченных либо излишне взысканных платежей(налогов, пени, штрафов)(ст. 78, ст. 79 НК РФ);
  • 7). Находиться при проведении эмиграционный налоговой испытания(ст. 89 НК РФ).
  • 8). Представлять налоговым органам и их должностным лицам объяснения сообразно исчислению и уплате налогов, а также сообразно актам проведенных налоговых проверок(ст. 87 НК РФ).
  • 9). Получать копии акта налоговых проверок и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и запросы об уплате налогов(ст. 58, ст. 69, ст. 100 НК РФ).
  • 10). Не делать неправомерные акты и запросы налоговых органов и их должностных лиц не надлежащие НК РФ либо другим федеральным законам.
  • 11). Спрашивать с должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщика;(ст. 33 НК РФ).
  • 12). На соблюдение и со хранение налоговой тайны(ст. 102 НК РФ);
  • 13). На возмещение в полном объеме убытков, причиненных преступными актами налоговых органов либо преступными деяниями(бездействием)должностных лиц.
  • 14). На участие в процессе рассмотрения материалов налоговой испытания либо других актов налоговых органов в вариантах, предусмотренных НК РФ(ст. 100 НК РФ).
  • 15). Апеллировать в установленном распорядке акты налоговых органов и деяния(ничегонеделание)должностных лиц(ст. 137 -139 НК РФ).

Налогоплательщикам(плательщикам сборов)гарантируется административная и судебная охрана их прав и законных интересов.

Налогоплательщики и налоговые агенты имеют еще другие права, поставленные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...