Инженерные конструкции стр.167

Инженерные конструкции

верхность оболочки, на форму ее совершенно не влияет.

Задача перекрытия больших площадей может быть эффективно решена и по-другому: путем применения вертикальных тросовых оттяжек, идущих от оболочки к основанию (рис.

8.42) .

У1^^!"мн:цй- (пневмоподушки) состоят их двух оболочек — верхней и II и жней, соединен н ых между собой по <йер^етру2>й передающих распор жестким опорным* конструкциям по контуру или в отдельных точка^ (рис.

8.43) . Пневмолинзу стараются сделать как можно тоньше, ; экономя строительную высоту здания. Однако при этом усилия в оболочке и распор, передаваемый опорам, увеличиваются. Идея создания пневмолинзового покрытия была опубликована проф. И. Покровским в 1936 г., но реализация ее состоялась гораздо позже. В 1959 г. летний театр в Бостоне (США) был перекрыт круглой пневмолинзой пролетом 44 м, который до сего времени остается рекордным.

Перспективы дальнейшего развития воздухоопорньнКконструкций в архитектуре, в частности в градостроительстве, вытекают из двух их характерных возможностей: перекрытия больших площадей (неограниченных при использовании оттяжек) и изоляции подобо-лочечного пространства от окружающей среды. Эти особенности породили ряд реалистичных проектов городов будущего под оболочкой, которая не только защищает обитаемое пространство от атмосферных осадков, ветров и промышленных осадков, но и регулирует инсоляцию и температуру воздуха. Оболочка в этих проектах используется, кроме того, как приемник и аккумулятор солнечной энергии.

Расчет воздухоопориых оболочек заключается в проверке соответствия геометрии оболочки принципам формообразования, определении максимальных величин растягивающих усилий от действия избыточного давления воздуха и внешних сил, установлении величин перемещений оболочки под нагрузкой. Решением этих задач занимается теория мягких оболочек. Наиболее простая ее ветвь — элементарная теория — построена на предположении о нерастяжимости материала оболочек и на некоторых других допущениях. Ее методика показана на примере

Инженерные конструкции

Рис. 8.44. К расчету пневматических оболочек-а - оболочка вращения; б - равновесие сил элементарной площадки

.нижний стороны с нимошью шпилек (см. рис. 4.21), устанавливаемых с тем же шагом, что и поперечные стержни плоских каркасов При ширине колонны не более 500 мм и количестве продольных стержней у одной стороны не более четырех шпильки могут не ставиться. Шаг поперечных стержней S назначается с таким расчетом, чтобы гибкая продольная арматура при сжатии не смогла потерять устой чивость (выпучиться). Шаг поперечных стержней принимается не более 2Ы, где d - наименьший диаметр продольной сжатой арматуры, и не более 500 мм. Шаг S округляют до размеров, кратных 50 мм. В вязаных каркасах S^lSrf. Если общее насыщение элемента арматурой более 3 %, то поперечные стержни ставятся с шагом не более 10d и не более 300 мм.

,Циаметр поперечных стержней в сварных каркасах должен назначаться из условия свариваемости.

Поперечные стержни, расположенные с шагом 15...2CW, не учитываются в расчете, так как они не увеличивают несущую способность элемента. Опытами установлено, что если в сжатом со случайным эксцентриситетом элементе одновременно с продольной поставить поперечную арматуру с малым шагом, то можно существенно повысить его несущую способность. Расположение поперечной арматуры с малым шагом называется косвенным армированием. Поперечное армирование сжатого элемента может быть выполнено спиральной арматурой с малым шагом спирали (рис. 4.24) или часто расположенными сварными кольцами. Такое армирование непосредственно не воспринимает продольной силы, но препятствует поперечному расширению бетона, создавая ' в нем объемное напряженное состояние, являясь как бы обоймой, и таким косвенным ' путем повышает несущую способность бетона. Шаг витков спирали или колец должен удовлетворять условиям 40 мм<5^ 100 мм и S< s^0.02D, где D -- диаметр колонны, ко-


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒