Инженерные конструкции стр.156

Замена стяжек треугольной раскосной решеткой превращает этот тип покрытия в систему пересекающихся в центре тросовых ферм Яверта (рис. 8.21, г). Одну из разновидностей последней создает размещение поясов со сдвижкой верхнего над нижним на половину шага. Образуется интересная в архитектурном отношении радиально-складчатая форма покрытия.

В настоящее время получила распространение, особенно^ в СССР, система двухпоясных покрытий, где несущие и стабилизирующие канаты взаимно пересекаются на некотором удале*

нии от опорного кольца (рис. 8.21, д). Пояса покрытия соединены между собой стойками, сжатыми в центральной части покрытия и растянутыми в периферийной. Достоинствами этой системы являются: сокращение строительной высоты покрытия почти вдвое по сравнению с покрытием двояковыпуклой или двояковогнутой формы; примерно такое же сокращение длины сжатых стоек; удачное решение водоотвода — из кольцевой ендовы во внутренние лотки, но выходящие за габариты покрытия.

Расположение нитей в висячем покрытии на круговом или прямоугольном плане может быть не только радиальным. Нередко используют двух-поясные сетчатые схемы — квадратную или треугольную (рис. 8.22). Если равнодействующие усилий в нитях сходятся в центре, то круговое контурное кольцо, как и при радиальных нитях, может оставаться безызгибным. Однако усилия натяжения канатов вызывают значительный изгиб прямоугольных контуров, для противодействия которому приходится В плоскости контура, между канатными поясами, устанавливать горизонтальные фермы (рис. 8.22, г).

Создание безызгибного контура — сложная инженерная задача. Попытки обойти ее решение находят выражение в системах с внутренними сжатыми элементами (рис. 8.23). В них действительно при равномерной загрузке образовавшихся секторов явление изгиба исключается. Тем не менее к универсальным эту систему отнести нельзя и использование ее в архитектурном про-ектировани возможно лишь при соответствующем решении объема сооружения.

8.2. БАЙТОВЫЕ (ПОДВЕСНЫЕ) ^ И КОМБИНИРОВАННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Вантовые конструкции представляют собой сложные системы, где ванты — растянутые несущие элементы из

Таблица 8.2. Подвесные (вантовые) конструкции

Инженерные конструкцииИнженерные конструкции

канатов, тросов и т. п.,— поддерживают или придают устойчивость соединенным с ними изгибаемым или сжимаемым жестким элементам; балкам, фермам, плитам, аркам и др. Если функция поддержания превалирует над функцией обеспечения устойчивости или вообще является главной, то такие системы называют подвесными.

Оставаясь всегда прямолинейными, ванты не принадлежат к семейству гибких нитей и могут быть выполнены из стержней, обладающих некоторой жесткостью,— полос, профилей и т. п. Ванты широко используются как главный несущий элемент в подвесных покрытиях, в том числе и в качестве подвесок в висячих конструкциях, соединяя гибкую нить с балками жесткости, арками, плитами или другими конструкциями, выполненными из металла, дерева, железобетона и др.

Основные схемы подвесных конструкций представлены в табл. 8.2.

Наиболее распространенной из них является вантово балочная схема — балка жесткости, поддерживаемая вантами в одной или нескольких точках. Наклонные ванты расходятся лучами из верхней точки опорных пилонов или идут параллельно друг другу по схеме «арфа». Способы восприятия возникающего распора остаются такими же, как и для висячих конструкций.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒