Инженерные конструкции стр.139

, п^--*/(2*,„)--»а6/(2/). (7.23)

Нормальные усилия пх=0; пу=0, т. е. безмоментное напряженное состояние гипара характеризуется касательными усилиями постоянной интенсивности. Главные усилия (вдоль линий главных парабол) для данной поверхности численно равны касательным усилиям пху и постоянны по всей оболочке; одно из

Инженерные конструкцииИнженерные конструкции

них — в направлении вогнутой параболы— растягивающее (пх), другое — в направлении выпуклой параболы — сжимающее (/г2):

п] = -п2=±пху=±даЬ/{21). (7.24)

В контурных (бортовых) элементах одиночных гипаров (рис. 7.44) под действием сдвигающих усилий пху возникает сжатие, достигающее максимальной величины у опоры. Максимальное сжимающее усилие Ыь в бортовом элементе гипара с учетом угла а его наклона к горизонтали определяется как сумма сдвигающих усилий пху по длине элемента.

Ыь Щ 2пхуа/соъа. (7.25) Вертикальная составляющая опорной реакции при опирании одиночного гипара на две опоры составляет

FP=2fla2. (7.26)

Инженерные конструкции

Распор, направленный по опорной диагонали одиночного гипара, равен

Рк=2пхуо^22. (7.27)

В составном покрытии, загруженном равномерно распределенной нагрузкой, каждая оболочка 'может быть рассчитана в первом приближении как одиночная. Сдвигающие усилия от каждой оболочки передаются на коньковые ребра и элементы наружного контура, которые в зависимости от типа покрытия могут быть сжатыми или растянутыми (см. рис. 7.42). Например, в составном «четырехлепестковом» гИпаре на квадратном плане (по схеме рис. 7.42, д) горизонтальные коньковые ребра следует рассчитывать на суммарное усилие от двух оболочек:

А^6=0,85-2л^, (7.28)

где 0,85 — коэффициент, учитывающий краевой эффект при сочленении оболочек, а в наклонных контурных элементах усилие вычисляется по формуле

Ыь=пхуа/со$а. (7.29)

Усилие в наклонных коньковых ребрах покрытия (по схеме рис. 7.42, г) равно

N6 = 0,85 • 2пхуа/со$а, (7.30)

а в горизонтальных контурных элементах —

Ыь=пхуа. (7.31)

Вертикальная опорная реакция и усилие в затяжке при опираний составного гипара на четыре опоры (см. рис. 7.42, д) соответственно равны

Инженерные конструкции

--Диафрагмы в виде ферм, арок, рам рассчитывают на касательные усилия, передающиеся с оболочки, и вертикальные нагрузки, включая собственный вес диафрагмы.

Напряженное состояние пологих ги-паров на прямоугольном плане с криволинейными краями (см. рис. 7.4], б) характеризуется нормальными сжимающими усилиями п„, направленными вдоль главной параболы положительной кривизны, растягивающими усилиями пх — вдоль главной параболы отрицательной кривизны и касательными усилиями пху переменной интенсивности с максимальным значением на контуре оболочки. Их можно рассматривать как оболочки с поверхностью 4 переноса н рассчитывать методом, разработанным для оболочек положительной кривизны |16].

Железобетонные гипары бывают, монолитными, сборными и сборно-моно^ литными. Сборные покрытия размерами в плане 18X6, 18X12, 18x18, 24X24, 30 X 30, 36 X 36, 48 X 48, 60 X 60 м и меют высокие технико-экономические показатели: расход бетона — 6... 15 см/м2, стали 6...24 кг/м2. Достоинством их является высокая индустриальность изготовления однотипных сборных элементов, недостатком — сравнительно высокая трудоемкость монтажа и значительный'объем бетонирования швов между плитами, ширина которых колеблется от 6 до 12. см.—


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒