Инженерные конструкции стр.11

Применение железобетона в больших объемах в нашей стране связано с гидротехническим строительством: Волховская ГЭС (1921 —1926), Днепрогэс (1927—1932) и др. В больших масштабах строительство из железобетона велось в предвоенные годы при возведении промышленных и гражданских зданий. Послевоенный период отличается широким внедрением сборного железобетона (12 % общего объема выпуска в 1954 г., а в 1985 г. уже около 60%). Предварительно напряженный сборный железобетон впервые в мире появился в нашей стране.

Железобетон является основным материалом современного строительства.

Железобетон оказывает заметное влияние на архитектуру. Нередки высказывания, что современная архитектура — в основном архитектура железобетона. Она давно отошла от подражания каменным или деревянным конструкциям и обрела свои собственные черты, порожденные такими уникальными свойствами железобетона, как пластика форм и монументальность, сочетающаяся с изяществом.

В наши дни массовым и основным материалом инженерных конструкций является сборный железобетон из бетонов класса В40 и в некоторых случаях В50. Предполагают, что переход на более высокие классы (В60 и В80) тяжелых и (ВЗО и В40) легких позволит снизить массу конструкций на 30...40 %, а стоимость строительства на 10... 15 %. Преодоление известного противоречия «эстетика — стандарт» между ограниченностью форм сборного железобетона и стремлением архитектуры к разнообразию идет двумя путями: расширение номенклатуры каталогов изделий и использование монолитного бетона.

В значительной мере архитектуру и инженерное искусство обогатил «вторично рожденный» армоцемент (как равномерно насыщенная проволочной сеткой песчано-цементная смесь, он был основой лодок Ламбо и кадок Монье). Ряд изумительных по смелости и красоте армоцементных сооружений был возведен по проектам выдающегося итальянского инженера П.-Л. Нерви и его последователей.

Пластмассы (полимерные материалы)— самый молодой строительный материал. На первых порах своего проникновения в область строительства они привлекали внимание только такими специфическими свойствами, как свето-и радиопрозрачность (световые фонари, обтекатели радаров и т. п.). Затем быстро развивающаяся промышленность полимеров позволила расширить область их применения до уровня соперничества- с традиционными строительными материалами. Однако, несмотря на ряд уникальных свойств (заданные физико-механические показатели, почти неограниченные возможности формообразования, легкость, окрашиваемость в массе в любые цвета и др.), они как материал инженерных конструкций широкого применения еще не нашли. Этому препятствуют высокая стоимость и сравнительная недолговечность пластмасс.

Особую группу конструкций из полимерных материалов составляют мягкие оболочки — пневматические сооружения и тентовые покрытия. Архитектура зданий и сооружений из мягких оболочек своеобразна и резко отличается от традиционной архитектуры. Ее основной тектонический мотив — невесомость — находит яркое выражение в проектах общественных сооружений -выставочных павильонов, крытых стадионов, зрелищных и торговых зданий.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒