Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Снип iii 40 78 автомобильные дороги. Отделочные и укрепительные работы

При приемочном контроле должна быть представлена следующая документация:

исполнительные чертежи с внесенными (при их наличии) отступлениями, допущенными предприятием - изготовителем конструкций, а также монтажной организацией, согласованными с проектными организациями - разработчиками чертежей, и документы об их согласовании;

заводские технические паспорта на стальные, железобетонные и деревянные конструкции;

документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ;

акты освидетельствования скрытых работ;

акты промежуточной приемки ответственных конструкций;

Исполнительные геодезические схемы положения конструкций;

журналы работ;

документы о контроле качества сварных соединений;

Акты испытания конструкций (если испытания предусмотрены дополнительными правилами настоящих норм и правил или рабочими чертежами);

другие документы, указанные в дополнительных правилах или рабочих чертежах.

1.23. Допускается в проектах при соответствующем обосновании назначать требования к точности параметров, объемам и методам контроля, отличающиеся от предусмотренных настоящими правилами. При этом точность геометрических параметров конструкций следует назначать на основе расчета точности по ГОСТ 21780-83.

5.1. Приемку деревянных конструкций необходимо производить в соответствии с требованиями разд. 1 и 5. При приемке клееных деревянных конструкций следует также учитывать требования ГОСТ 20850-84.

Конструкции, имеющие или получившие при транспортировании и хранении дефекты и повреждения, устранение которых в условиях стройплощадки не допускается (например, расслоение клеевых соединений, сквозные трещины и т. д.), запрещается монтировать до заключения проектной организации-разработчика. В заключении выносится решение о возможности применения, необходимости усиления поврежденных конструкций или замене их новыми.

5.2. Сборные несущие элементы деревянных конструкций следует поставлять предприятием-изготовителем на строительную площадку комплектно, вместе с ограждающими конструкциями, кровельными материалами и всеми деталями, необходимыми для выполнения проектных соединений - накладками, крепежными болтами, затяжками, подвесками, стяжными муфтами, элементами связей и т. п., обеспечивающими возможность монтажа объекта захватками с устройством кровли.

Плиты покрытий и стеновые панели должны поставляться укомплектованными типовыми крепежными элементами, деталями подвесок (для плит подвесного потолка), материалами для заделки стыков.

Примечание. Ответственность за комплектацию и сроки поставки конструкций несет предприятие - изготовитель деревянных элементов конструкций.

5.3. При выполнении работ по складированию, перевозке, хранению и монтажу деревянных конструкций следует учитывать их специфические особенности:

необходимость защиты от длительных атмосферных воздействий, в связи с чем при производстве работ следует предусматривать, как правило, монтаж здания по захваткам, включающий последовательное возведение несущих конструкций, ограждающих конструкций и кровли в короткий срок;

минимально возможное число операций по кантовке и перекладыванию деревянных конструкций в процессе погрузки, выгрузки и монтажа.

Конструкции или их элементы, обработанные огнезащитными составами на основе солей, следует хранить в условиях, предотвращающих конструкции от увлажнения и вымывания солей.

5.4. Несущие деревянные конструкции зданий надлежит монтировать в максимально укрупненном виде: в виде полурам и полуарок, полностью собранных арок, секций или блоков, включая покрытия и кровлю.

Укрупнительную сборку деревянных конструкций с затяжкой необходимо производить только в вертикальном положении, без затяжки - в горизонтальном положении.

Установку накладок в коньковых узлах конструкций надлежит производить после достижения плотного примыкания стыкуемых поверхностей по заданной площади.

5.5. К монтажу конструкций в сборных элементах следует приступать только после подтяжки всех металлических соединений и устранения дефектов, возникающих при транспортировании и хранении.

5.6. При контакте деревянных конструкций с кирпичной кладкой, грунтом, монолитным бетоном и т.п. до начала монтажа необходимо выполнить предусмотренные проектом изоляционные работы.

5.7. Допуски и отклонения, характеризующие точность строительных и монтажных работ, назначаются проектом производства работ в зависи­мости от заданного класса точности (определяемого функциональными, конструктивными, технологическими и экономическими требованиями) и определяются по ГОСТ 21779-82. Остальные отклонения не должны превышать указанных в табл. 24.

Таблица 24

Технические требования Предельные отклонения Контроль (метод, объем, вид регистрации)
1. Отклонение глубины врубок от проектной ±2 мм Измерительный, каждый элемент
2. Отклонение в расстояниях между центрами рабочих болтов, нагелей, шпонок в соединениях относительно проектных: Измерительный, выборочный
для входных отверстий ±2 мм
для выходных отверстий попе­рек волокон 2 % толщины пакета, но не более 5 мм
для выходных отверстий вдоль волокон 4 % толщины пакета, но не более 10 мм
3. Отклонение в расстояниях между центрами гвоздей со стороны забивки в гвоздевых соединениях ±2 мм То же
4. Отклонение граней: венцов рубленых стен от горизонтали на 1 м длины и стен перегородок от вертикали на 1 м высоты ±3 мм Измерительный, в каждом венце

5.8. Монтаж деревянных балок, арок, рам и ферм следует производить в соответствии с ППР, разработанным специализированной организацией.

Монтаж арок и рам с соединениями на рабочих болтах или нагелях следует производить с закрепленными опорными узлами.

Монтаж деревянных конструкций пролетом 24 м и более должен производиться только специализированной монтажной организацией.

5.9. Сборку деревянных ферм необходимо производить со строительным подъемом, создаваемым на строительной площадке и определяемым проектом.

5.10. Безраскосные трехшарнирные фермы из прямолинейных клееных элементов с деревянной и металлической затяжкой предварительно надлежит собирать из отдельных элементов на специальном стенде или площадке.

5.11. При установке деревянных колонн, стоек и т. п., а также при стыковке их элементов необходимо добиваться плотного примыкания торцов сопрягаемой конструкции. Величина зазора в стыках с одного края не должна превышать 1 мм. Сквозные щели не допускаются.

5.12. В деревянных колоннах и стойках до начала монтажа следует выносить метки для постановки ригелей, прогонов, распорок, связей, панелей и других конструкций.

5.13. При монтаже стеновых панелей верхняя панель не должна западать относительно нижней.

5.14. Плиты покрытия следует укладывать в направлении от карниза к коньку с площадками их опирания на несущие конструкции не менее 5 см. Между плитами необходимо выдерживать зазоры, обеспечивающие плотную герметизацию швов.

На уложенных в покрытие плитах, не имеющих верхней обшивки, запрещается производить общестроительные и специальные работы: оформление примыканий плит к стенам, заделку стыков между плитами, кровельные и мелкие ремонтные работы. Для выполнения этих работ на покрытии, а также для складирования материалов и деталей, установки различных приспособлений и механизмов на определенных участках покрытия, в соответствии с проектом производства работ, необходимо устраивать временный дощатый защитный настил, а также использовать переносным трапы.

После укладки плит покрытия и заделки стыков, по ним сразу следует укладывать кровлю, не допуская увлажнения утеплителя.

5.15. Брусчатые и бревенчатые стены следует собирать с запасом на осадку, вызванную усыханием древесины и усадкой материала для заделки швов. Запас должен составлять 3-5 % проектной высоты стен.

---

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

АВТОМОБИЛЬНЫЕ
ДОРОГИ

СНиП 3.06.03-85

ГОССТРОЙ СССР

МОСКВА 1989

РАЗРАБОТАНЫ Союздорнии (канд. техн. наук Б. С. Марышев, канд. экон. наук Е. М. Зейгер, канд. техн. наук О. И. Хейфец ) и ГПИ «Союздорпроект» Минтрансстроя (В. В. Щербаков ), Промтрансниипроектом Госстроя СССР (П. И. Зарубин ).

ВНЕСЕНЫ Министерством транспортного строительства.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (В. И. Чуев ).

С введением в действие СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» с 1 января 1986 г. утрачивают силу СНиП III-40-78 «Правила производства и приемки работ. Автомобильные дороги».

При пользовании нормативным документом следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов, публикуемые в журнале «Бюллетень строительной техники», «Сборнике изменений к строительным нормам и правилам» Госстроя СССР и информационном указателе «Государственные стандарты СССР» Госстандарта.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие правила распространяются на строительство новых и реконструкцию существующих автомобильных дорог общего пользования и ведомственных, за исключением временных дорог, испытательных дорог промышленных предприятий и автозимников.

1.2. При строительстве и реконструкции автомобильных дорог кроме требований настоящих правил следует соблюдать требования, содержащиеся в других документах части 3 СНиП, утвержденном проекте, а также нормативных документах по технике безопасности и промышленной санитарии.

1.3. При строительстве и реконструкции автомобильных дорог необходимо принимать меры по охране природной среды. Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей природной среде и сохранение устойчивого природного баланса при выполнении работ, нарушение которых может вызвать изменение геологических или экологических условий.

Не допускается повреждение дерново-растительного покрова, выполнение планировочных и дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства дороги. Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п., должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию.

При выборе методов производства работ и средств механизации следует учитывать необходимость соблюдения соответствующих санитарных норм, норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты и устранения или максимального уменьшения других видов вредных воздействий на природную среду и прилегающие земельные угодья.

1.4. Склады органических вяжущих материалов должны быть оборудованы системой подогрева.

1.5. Каменные материалы (щебень, гравий) следует, как правило, разгружать на бункерных прирельсовых установках.

1.6. На площадках складирования минеральных материалов на территории асфальто- и цементобетонных заводов (АБЗ и ЦБЗ), смесительных установок, прирельсовых и припирсовых баз необходимо устраивать твердое покрытие с водоотводом.

1.7. Работу по устройству слоев дорожной одежды следует производить только на готовом и принятом в установленном порядке непереувлажненном и недеформированном земляном полотне.

Покрытие и основание с использованием вяжущих материалов следует устраивать на сухом и чистом нижележащем слое, а при использовании органических вяжущих материалов, кроме того, - на непромерзшем слое.

1.8. До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует производить разбивочные работы по закреплению положения бровок и высотных отметок слоев. При применении машин, оборудованных автоматическими следящими системами, закрепление бровок и высотных отметок осуществляется путем установки копирных струн с одной или двух сторон укладываемого споя. Разбивочные работы и их контроль следует выполнять с использованием геодезических инструментов.

1.9. Устройство слоев дорожной одежды в зимнее время разрешается только по земляному полотну, полностью законченному и принятому до наступления отрицательных температур, за исключением строительства в условиях вечной мерзлоты и двухстадийного строительства.

1.10. Перед началом работ по устройству слоев дорожной одежды в зимнее время земляное полотно или нижележащий слой должны быть очищены от снега и льда на участке сменной захватки. В снегопад и метель работы по устройству дорожной одежды не допускаются.

1.11. Подбор составов смесей для устройства оснований и покрытий следует производить в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов к этим материалам.

1.12. Уплотнение катками слоев земляного полотна, оснований и покрытий необходимо осуществлять от краев к середине, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не менее чем на 1/3.

Скорость движения катка, при отсутствии специальных указаний в настоящих правилах, следует принимать равной 1,5-2 км/ч на первых 2-3 проходах и доводить к концу укатки до максимальной рабочей скорости, указанной в паспорте.

Число проходов катка и толщину уплотняемого слоя с учетом коэффициента запаса на уплотнение материалов следует устанавливать по результатам пробного уплотнения. Результаты пробного уплотнения необходимо заносить в общий журнал работ.

1.13. При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды следует контролировать по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 м:

высотные отметки по оси дороги;

толщину слоя неуплотненного материала по его оси;

поперечный уклон;

ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга).

Перечень других контролируемых параметров и порядок их контроля приведены в соответствующих разделах настоящих правил.

При выполнении контрольных работ разрешается применять новые быстродействующие приборы, показания которых сопоставимы с показаниями традиционных приборов.

1.14. При уширении проезжей части автомобильных дорог в случае их реконструкции следует обеспечивать плотное и ровное сопряжение укладываемых слоев с существующей дорожной одеждой.

1.15. При производстве работ на притрассовых карьерах следует предусматривать сбор и в необходимых случаях обогащение отсевов дробления, при наличии разнопрочных горных пород - обогащение каменных материалов по прочности.

При круглогодичном режиме работы карьера необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению промерзания пород в массиве и смерзанию горной массы в процессе добычи и переработки.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

2.1. Поточный метод строительства следует применять как на строительстве всей дороги, так и на отдельных ее участках или при выполнении отдельных видов дорожно-строительных работ.

В условиях строительства группы рассредоточенных объектов небольшой протяженности для выполнения одинаковых видов работ необходимо предусматривать организацию специализированных потоков, последовательно перемещающихся с одного объекта на другой в составе, как правило, одного комплексного потока.

Скорости потоков, величина организационных и технологических перерывов между выполнением отдельных видов работ должны устанавливаться на основе технико-экономического сравнения вариантов организации строительства с учетом оптимальной скорости выполнения наиболее сложных и трудоемких строительных процессов и других организационных и экономических факторов (достигнутого уровня использования и степени готовности технических ресурсов, возможности оперативного маневрирования ресурсами, использования конструкций и материалов, позволяющих наиболее полно механизировать строительные процессы, использования местных материалов и др.).

2.2. При строительстве ведомственных автомобильных дорог способы производства работ, выбор средств механизации и строительных материалов следует определять с учетом обеспечения сохранности действующих и возможности производства работ по строительству новых коммуникаций, зданий и сооружений, а при производстве работ на территории действующего предприятия - с учетом обеспечения нормальной его деятельности.

2.3. При строительстве автомобильных дорог следует использовать специализированные дорожные машины и оборудование, передвижные ремонтные мастерские, необходимые средства транспорта и связи, а также передвижные и легко транспортируемые временные сооружения для размещения строителей, устройства складов, мастерских и др.

2.4. Размещение АБЗ и ЦБЗ вдоль строящейся дороги и протяженность обслуживаемых ими участков должны устанавливаться проектом организации строительства исходя из скорости строительного потока.

При организации притрассовых АБЗ и ЦБЗ, расположенных на значительном удалении от железнодорожных станций (пристаней), необходимо организовывать прирельсовые (припирсовые) базы снабжения материалами.

При темпах строительства автомобильных дорог более 50 км в год одна прирельсовая база снабжения должна обслуживать от 1 до 3 притрассовых стоянок завода по приготовлению цементно- и асфальтобетонных смесей.

2.5. Комплекты машин типа ДС-100 и ДС-110 при незначительных объемах работ на одном объекте или невозможности обеспечения на нем необходимого фронта работ следует использовать в течение одного строительного сезона на двух-трех объектах при условии их полной заблаговременной подготовки к устройству дорожной одежды и четкой организации работы по передислокации машин.

2.6. Сроки выполнения сосредоточенных работ должны обеспечивать соблюдение принятой скорости и ритмичности комплексного потока работ по строительству автомобильных дрог.

Примечание. К сосредоточенным относятся работы по строительству больших мостов, возведению регуляционных сооружений, а также земляного полотна на отдельных участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на 1 км дороги в три и более раз, или резко отличающиеся повышенной сложностью производства и трудоемкостью от работ на смежных участках (переходы через болота, оползневые склоны, слабые грунты и др.).

2.7. Мероприятия по организационно-технической подготовке строительства автомобильных дорог, а также мероприятия по охране природной среды следует осуществлять по участкам дороги с учетом предусмотренных проектом очередности и сроков выполнения строительно-монтажных работ на каждом отдельном участке.

2.8. При строительстве внутренних дорог промышленных предприятий следует соблюдать следующие условия:

сооружение земляного полотна начинать, как правило, после завершения в зоне строительства дороги работ по вертикальной планировке;

сооружение дорожной одежды выполнять, как правило, после завершения устройства постоянных переездов через железнодорожные пути.

2.9. При строительстве внутрихозяйственных автомобильных дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях необходимо:

согласовывать сроки и порядок выполнения отдельных видов дорожностроительных работ с теми землепользователями, на производственно-хозяйственную деятельность которых (выпас скота, орошение посевных площадей и т.п.) они могут повлиять;

предусматривать возможность временного использования, по согласованию с сельскохозяйственными предприятиями и организациями, пригодных для нужд дорожного строительства (по их техническим характеристикам) сельскохозяйственных машин и прицепного (навесного) оборудования к ним, а также возможность временного привлечения трудовых ресурсов, высвобождающихся в сельскохозяйственных предприятиях и организациях в отдельные периоды сельскохозяйственного производства;

предусматривать, в обоснованных случаях, строительство указанных дорог стадийно, обеспечивая на первой стадии возможность открытия временного движения по земляному полотну или по одной из двух полос дорожной одежды (с ограничением вида и времени движения транспортных средств), а также улучшение, в первую очередь, труднопроезжих участков дороги.

2.10. Выбор средств механизации для производства различных видов работ при строительстве автомобильных дорог следует производить согласно рекомендуемому приложению 1 на основе технико-экономического сравнения различных вариантов схем комплексной механизации этих работ. Для производства работ в зимнее время в первой дорожно-климатической зоне следует использовать, как правило, средства механизации в северном исполнении.

Для распределения материалов при устройстве слоев оснований и покрытий. особенно на дорогах I и II категорий, следует преимущественно использовать самоходные распределители, оборудованные автоматическими следящими системами обеспечения направления движения и соблюдении вертикальных отметок.

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

3.1. Состав и объем геодезической разбивочной основы, а также фактические отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства должны соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84.

3.2. В районах вечной мерзлоты при строительстве дорог по методу сохранения грунтов в основании насыпи в мерзлом состоянии расчистку дорожной полосы от леса и кустарника следует производить на ширину основания насыпи и только в зимний период.

Устройство просеки и корчевка пней «в задел», а также нарушение мохорастительного покрова в пределах полосы отвода запрещаются.

При строительстве дорог, запроектированных по принципу использования при эксплуатации в основании земляного полотна оттаивающих грунтов, расчистка дорожной полосы может производиться круглогодично и на всю ее ширину.

3.3. Допускается оставлять пни высотой не более 10 см в основании насыпей высотой не менее 1,5 м при устройстве одежд с усовершенствованными облегченными, переходными и низшими типами покрытий.

3.4. Отходы расчистки должны быть полностью вывезены до начала земляных работ. Не допускается оставлять отходы расчистки на границе полосы отвода.

По согласованию с органами лесного надзора допускается ликвидации неделовых отходов расчистки (захоронение, сжигание) в специально отведенных местах, при соблюдении противопожарных требований.

3.5. При подготовке к разработке грунтовых карьеров и резервов следует выполнить работы по закреплению на местности границ отведенного земельного участка, расчистке территории и устройству землевозных дорог.

При отводе под карьеры и резервы мест возможного водосбора до начала вскрыши и разработки грунта должны быть устроены сооружении поверхностного водоотвода. При влажности грунтов, подлежащих разработке, выше допустимой, следует предусматривать меры по их осушению.

3.6. В случаях, когда строительство автомобильной дороги опережает устройство пересекающих ее подземных коммуникаций, следует по согласованию с заинтересованными организациями предусматривать предварительную укладку кожухов или других устройств для последующей прокладки коммуникаций без нарушения целостности земляного полотна.

3.7. По завершении строительства все площади временного отвода должны быть рекультивированы в соответствии с требованиями проекта и переданы землепользователем.

4. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

4.1. Процесс сооружения земляного полотна должен быть организован, как правило, без разрывов.

Разрывы в возводимом земляном полотне допускаются на участках сосредоточенных работ или расположения искусственных сооружений и на участках с особыми грунтовыми условиями, где работы выполняются по индивидуальному проекту, предусматривающему технологические или сезонные перерывы (глубокие болота, оползневые участки, глубокие скальные выемки и т.п.).

4.2. Земляное полотно, кроме случаев строительства на спланированных территориях промышленных и сельскохозяйственных предприятий, следует возводить с опережением последующих работ (заделом). величина которого должна определяться ПОС и обеспечивать непрерывное и равномерное устройство дорожных оснований и покрытий.

Протяженность задела земляного полотна следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от годовых объемов устройства покрытий:

Годовой объем устройства покрытий, км

Степень готовности земляного полотна (задел), %

сосредоточенные работы (по объему)

От 50 до 100

От 75 до 100

линейные работы (по протяженности)

От 50 до 100

При строительстве дорог на спланированных территориях промышленных и сельскохозяйственных предприятий сооружение земляного полотна следует выполнять непосредственно перед устройством основания дорожной одежды.

4.3. На участках задела земляное полотно должно быть выполнено до проектной отметки, поверхность его, включая откосы, спланирована, откосы укреплены, обеспечена надежная работа водоотводных сооружений.

4.4. Насыпи высотой более 3 м из пылеватых и тяжелых глинистых грунтов должны быть закончены, как правило, за год до устройства асфальто- и цементобетонных покрытий, покрытий и оснований, устраиваемых с применением вязких битумов, а также из материалов, укрепленных цементом.

4.5. При строительстве насыпей на слабых основаниях, использовании в земляном полотне переувлажненных или заторфованных грунтов, оттаивающих мерзлых грунтов, а также при сооружении земляного полотна полностью в зимнее время до устройства покрытий и оснований, перечисленных в п. 4.4, должен быть установлен технологический перерыв для стабилизации земляного полотна.

Во время технологического перерыва допускается организация движения построечного транспорта с установлением необходимых ограничений по скорости и величине нагрузки.

После окончания технологического перерыва поверхность земляного полотна должна быть спланирована и при необходимости произведены досыпка и уплотнение.

ПОДГОТОВКА ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

4.6. Разбивку земляного полотна следует выполнять в соответствии со СНиП 3.01.03-84. При разбивке должны быть вынесены в натуру и закреплены все пикеты и плюсовые точки, вершины углов поворотов, главные и промежуточные точки кривых и установлены дополнительные реперы у высоких (свыше 3 м) насыпей и глубоких (более 3 м) выемок, вблизи искусственных сооружений, через 500 м на пересеченной местности, а также на участках комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб. Разбивочные знаки дублируются за пределами полосы производства работ.

Рабочая разбивка контуров насыпей и выемок, других сооружений, высотных отметок, линий уклонов поверхности откосов и т.д. производится от установленных знаков пикетов и реперов не реже чем через 50 м на прямых и 10-20 м на кривых непосредственно перед выполнением соответствующих технологических операций.

4.7. Плодородный грунт должен быть снят на установленную проектом толщину со всей поверхности, занимаемой земляным полотном, резервами и другими сооружениями и сложен в валы вдоль границ дорожной полосы или в штабели в специально отведенных местах.

4.8. Работы по устройству нагорных канав, валов, водосборных колодцев и других сооружений, предназначенных для перехвата и отвода от дорожной полосы ливневых, паводковых и талых вод, необходимо выполнять до начала основных работ по сооружению земляного полотна. Строительство водоотводных сооружений следует выполнять, начиная с пониженных мест рельефа.

4.9. Работы по устройству дренажей и прокладке различных коммуникаций в основании земляного полотна следует выполнять, как правило, до начала возведения насыпей. Плотность грунта при обратной засыпке траншей с уложенными коммуникациями должна быть не ниже требуемой для земляного полотна на соответствующей глубине.

4.10. Поверхность основания насыпи должна быть полностью освобождена от камней и комьев, диаметр которых превышает 2/3 толщины устраиваемого слоя, а также от посторонних предметов.

Поверхность основания должна быть выровнена. В недренирующих грунтах поверхности придается двускатный или односкатный поперечный уклон. Ямы, траншеи, котлованы и другие местные понижения, в которых может застаиваться вода, в процессе выравнивания поверхности засыпаются недренирующим грунтом с его уплотнением.

4.11. Уплотнение основания насыпей и выемок на требуемую глубину следует выполнять непосредственно перед устройством вышележащих слоев. Если требуемая глубина уплотнения превышает толщину слоя, эффективно уплотняемого имеющимися средствами, излишний слой грунта снимают, перемещают на другую захватку или во временный кавальер и уплотняют нижний слой, затем удаленный грунт возвращают на уплотненный нижний слой основания и уплотняют до требуемой плотности.

4.12. При уширении существующих насыпей в процессе реконструкции дороги поверхность откосов должна быть разрыхлена, на откосах насыпей высотой более 2 м устроены уступы шириной не менее 2 м.

РАЗРАБОТКА ВЫЕМОК И ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПЕЙ

4.13. Разработку выемок и резервов следует начинать, как правило, с пониженных мест рельефа. В процессе строительства должен быть обеспечен постоянный отвод поверхностных вод из всей зоны производства работ. Временные устройства для сбора поверхностного стока и водоотвода выполняются в соответствии с требованиями СНиП III-8-76.

4.14. Разработку выемок и отсыпку насыпей на косогорах круче 1: 3 или оползневых склонах допускается производить только после строительства специальных защитных устройств.

4.15. В нескальных грунтах выемки следует разрабатывать в соответствии с требованиями СНиП III-8-76. Недобор следует ликвидировать при проведении планировочных работ непосредственно перед устройством слоев одежды.

4.16. Использование в одном слое насыпи разных видов грунтов не допускается, за исключением случаев, когда такое решение специально предусмотрено проектом. При изменении вида грунта в месте его разработки слои разных видов следует сопрягать по типу выклинивания.

4.17. Отсыпку грунта в насыпь следует производить от краев к середине споями на всю ширину земляного полотна, включая откосные части. Последующая подсыпка краевых или откосных частей не допускается.

В случае, когда не предусмотрено уплотнение откосов специальными средствами, допускается, в цепях уплотнения грунта в краевых частях, прилегающих к откосу, отсыпать слой на 0,3-0,5 м шире проектного очертания насыпи. Уширение не требуется при устройстве насыпей из крупнообломочных и песчаных грунтов и при высоте насыпи менее 2,0 м с откосами 1:2 и положе.

Излишний грунт убирают при планировке откосов на завершающем этапе возведения насыпи и используют для досыпки обочин, устройства съездов, рекультивации и т.п.

Каждый слой следует разравнивать, соблюдал проектный продольный уклон. Перед уплотнением поверхность отсыпаемого слоя должна быть спланирована под двускатный или односкатный поперечный профиль с уклоном 20-40 ‰ к бровкам земляного полотна.

Движение транспортных средств, отсыпающих на насыпи очередной слой, необходимо регулировать по всей его ширине.

4.18. Плотность грунта после уплотнения слоя не должна быть меньше установленной требованиями СНиП 2.05.02-85.

4.19. Уплотнение грунта в стесненных условиях при засыпке водопропускных труб, опор и в конусах мостов следует производить с применением специальных уплотняющих средств виброударного или ударного действия. Не допускается уплотнение трамбующими плитами на расстоянии менее 3 м от искусственных сооружений и при высоте засыпки над трубой менее 2 м.

Разрешается у труб производить отсыпку и послойное уплотнение грунта продольными (по отношению к трубе) проходами бульдозера и катков. При этом отсыпку и уплотнение грунта следует вести с обеих сторон трубы слоями одинаковой толщины.

4.20. Уплотнение рыхлых глинистых грунтов следует, как правило, начинать кулачковыми, решетчатыми катками или катками на пневматических шинах с неполной балластной нагрузкой (массой 10-16 т) и заканчивать - катками на пневматических шинах массой 25 т и более или самоходными вибрационными катками массой 16 т и более.

4.21. Уплотнение грунтов следует производить при влажности, близкой к оптимальной.

Влажность грунтов, уплотняемых катками на пневматических шинах, по отношению к оптимальному значению, определенному по ГОСТ 22733-77, не должна выходить за пределы приведенных в табл. 1.

4.22. При влажности менее оптимальной следует увеличивать число проходов катка, а при влажности менее допустимых значений, указанных в табл. 1, увлажнять грунт.

При уплотнении песчаных грунтов виброкатками следует проверять возможность достижения требуемой плотности при их естественной влажности.

4.23. При использовании грунтов, имеющих влажность более допустимых значений, следует предусматривать просушивание грунта: естественным способом, введением песка, сухого малосвязного грунта, шлаков, неактивных зол, укладываемых в виде дренирующих слоев или водопоглощающих прослоек, а также активных добавок (известь, золы уноса, гипс и др.), применяемых для осушения глинистых грунтов в основании и верхней части земляного полотна.

Таблица 1

Вид грунта

Влажность при требуемом коэффициенте уплотнения

Пески пылеватые, супеси легкие, крупные

Не более 1,35

Не более 1,6

Не нормируется

Супеси легкие и пылеватые

Супеси тяжелые пылеватые и суглинки легкие и легкие пылеватые

Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые, глины

4.24. Уплотнение просадочных и полупросадочных грунтов на проектную глубину следует производить трамбованием с последующей укаткой.

4.25. При использовании в качестве материала для возведения земляного полотна отходов горно-рудной, угледобывающей промышленности, зол, шлаков, строительных и бытовых отходов уплотнение их следует осуществлять, как правило, тяжелыми вибрационными или решетчатыми катками и трамбующими машинами.

При применении пылеобразующих отходов необходимо при производстве работ принимать меры по обеспыливанию (полив водой или закрепляющими растворами). Перед уплотнением горелые породы должны быть нейтрализованы поливом водой и выдерживанием в течение суток.

ОТДЕЛОЧНЫЕ И УКРЕПИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

4.26. Окончательную планировку поверхности земляного полотна с приданием установленных проектом поперечных уклонов и доуплотнение поверхностного слон, планировку и укрепление откосов следует производить сразу после окончания возведения земляного полотна. Все нарушения поверхности земляного полотна, вызванные построечным транспортом и осадками. следует устранить непосредственно перед устройством дорожной одежды.

4.27. Планировку и укрепление обочин необходимо выполнять вслед за устройством дорожной одежды. При этом следует ликвидировать все временные въезды и съезды.

4.28. Водоотводные канавы и кюветы необходимо укреплять сразу же по мере их устройства.

4.29. Планировку и укрепление откосов высоких насыпей и глубоких выемок (включая устройство дренажей) следует производить сразу же после окончания сооружения их отдельных частей (ярусов).

4.30. При укреплении откосов путем посева трап по слою растительного грунта необходимо откосы выемок, разработанных в плотных глинистых грунтах, разрыхлять перед укладкой растительного грунта на глубину 10-15 см.

Гидропосев многолетних трав следует производить на предварительно увлажненную поверхность откосов или обочин.

4.31. При укреплении откосов сборными решетчатыми конструкциями их монтаж необходимо выполнить снизу вверх после устройства упорной бетонной бермы. По окончании монтажа необходимо заполнить ячейки растительным грунтом (с последующим посевом трав), каменными материалами или грунтом, обработанным вяжущим.

4.32. Укрепление откосов с использованием геотекстиля следует выполнять в последовательности: укладка полотен геотекстиля раскаткой рулонов сверху вниз по откосу с перекрытием полотен на 10-20 см и закреплением в пределах обочин; отсыпка растительного грунта с посевом трав; устройство дренирующего слоя и монтаж сборного крепления на подтопляемых участках откосов.

При применении геотекстиля с обработкой его вяжущим работы следует выполнять в таком порядке: планировка поверхности укрепляемого откоса; укладка полотна геотекстиля с закреплением его кромок штырями или присыпкой валиком из песка; поливка полотна вяжущим, например, битумной эмульсией; посыпка песком.

Стык геотекстиля с прилегающими сборными или монолитными бетонными элементами крепления необходимо осуществлять путем заведения полотна под элемент или приклеивания геотекстиля горячим битумом к поверхности элемента.

4.33. При укреплении подтопляемых откосов, конусов, дамб сборными плитами предварительно должен быть уложен материал обратного фильтра или выравнивающего слоя. Плиты необходимо укладывать снизу вверх. В зимний период подготовленная поверхность откоса должна быть очищена от снега и льда.

4.34. При укреплении откосов гибкими бесфильтровыми железобетонными покрытиями из блоков их следует укладывать на откосе снизу вверх впритык друг к другу. В случае, когда проектом предусмотрено закрепление блоков с помощью анкерных свай, укладывать блоки следует сверху вниз. Просвет между соседними блоками не должен превышать 15 мм.

4.35. При укреплении откосов цементобетоном методом пневмонабрызга предварительно необходимо уложить металлическую сетку и закрепить ее анкерами. Набрызг следует выполнять снизу вверх с последующим уходом за цементобетоном.

4.36. При устройстве обочин необходимо устранить деформации земляного полотна по всей площади обочин, досыпать грунт до установленного проектом уровня, спланировать и уплотнить.

Технология устройства на обочинах покрытий из монолитного и сборного цементобетона, асфальтобетона, битумоминеральной смеси, черного щебня, щебеночных (гравийных), грунтощебеночных (грунтогравийных) материалов аналогична технологии устройства из этих материалов оснований и покрытий дорожных одежд, приведенной в соответствующих разделах настоящих правил.

4.37. Монолитные бетонные водоотводные лотки следует устраивать механизированным способом с использованием навесного оборудования к машине для укладки укрепительных полос. Кромка лотка не должна превышать кромку покрытия в месте продольного стыка.

Деформационные швы при устройстве лотков следует нарезать в свежеуложенном бетоне с помощью металлической рейки, разрешается устраивать швы в затвердевшем бетоне однодисковым нарезчиком.

ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

4.38. В зимний период разрешается выполнять разработку выемок и резервов в необводненных песках, гравийно-галечных и скальных грунтах; в глинистых грунтах при влажности в пределах, указанных в табл. 1, разработку выемок глубиной более 3 м; возведение насыпи из сосредоточенных резервов; устройство насыпи из песчаных грунтов на болотах; выторфовывание; укрепление откосов насыпей регуляционных сооружений и русел рек каменной отсыпкой, бетонными плитами и т.п.; устройство глубоких дренажных прорезей.

4.39. Для возведения насыпи в зимнее время применяют без ограничений скальные, крупнообломочные грунты и пески (непылеватые). Применение глинистых грунтов и пылеватых песков допускается при влажности не более оптимальной. Применение глинистых грунтов повышенной влажности допускается только при выполнении в соответствии с проектом мероприятий по обеспечению необходимой устойчивости земляного полотна.

Глинистые грунты повышенной влажности следует применять только в талом виде. Для устройства насыпей за задними гранями устоев и конусов и засыпки водопропускных труб следует применять талый грунт.

4.40. Основание под насыпь должно быть подготовлено в летнее время, а перед началом возведения насыпи тщательно очищено от снега и льда. При возведении насыпи на сильнопучинистых грунтах в районах с глубиной промерзания более 1,5 м нижние слои (1,2-1,5 м) следует устраивать до наступления устойчивых отрицательных температур воздуха.

4.41. Размер мерзлых комьев при возведении насыпей не должен превышать 30 см при уплотнении грунтов решетчатыми катками или трамбующими машинами и 15 см при уплотнении грунтов катками на пневматических шинах и вибрационными. Укладывать мерзлые комья грунта допускается на расстоянии не ближе 1 м от поверхности откосов. Общее количество мерзлого грунта не должно превышать 30 % общего объема грунта, укладываемого в насыпь, при уплотнении трамбованием и 20 % при уплотнении укаткой. Мерзлый грунт должен равномерно распределяться в теле насыпи.

4.42. Высоту насыпи, возводимой в зимнее время из глинистых и песчаных грунтов с включением мерзлых комьев, необходимо увеличить на 3 % от толщины слоя зимней отсыпки.

4.43. Уплотнение грунтов до требуемой плотности следует производить до их замерзания.

ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА БОЛОТАХ

4.44. Замену слабого грунта в основании насыпи следует выполнять на болотах I типа с механическим, взрывным или гидравлическим удалением.

4.45. Выторфовывание следует производить, как правило, в зимнее время с заблаговременной подготовкой и содержанием путей для перемещения экскаватора и транспортирования грунта.

Насыпь с выторфовыванием следует сооружать, как правило, способом «от себя» с транспортированием грунта по возводимой насыпи и надвижкой грунта вперед бульдозером.

4.46. Посадку насыпи на прочное основание на болотах II и III типов необходимо выполнять методом выдавливания торфа весом насыпи. Для облегчения выдавливания следует производить

1. Общие положения
2. Подготовительные работы
3. Сооружение земляного полотна
Подготовка основания земляного полотна
Разработка выемок и возведение насыпей
Планировочные, отделочные и укрепительные работы
Производство земляных работ в зимних условиях
Возведение земляного полотна на болотах
Разработка выемок в скальных грунтах и сооружение насыпей из крупнообломочных грунтов
Возведение земляного полотна на засоленных грунтах
Возведение земляного полотна в песчаных пустынях
Возведение земляного полотна в районах вечной мерзлоты
Контроль качества работ
4. Устройство дополнительных слоев оснований (морозозащитных, дренирующих, изолирующих и капилляропрерывающих)
5. Устройство оснований и покрытий из крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтов, укрепленных неорганическими и органическими вяжущими материалами
Основания и покрытия из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами
Основания и покрытия из грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами
Укрепление грунтов неорганическими вяжущими материалами при пониженных температурах воздуха
Укрепление переувлажненных грунтов неорганическими вяжущими материалами
Контроль качества устройства оснований и покрытий из укрепленных грунтов
6. Устройство щебеночных, гравийных, шлаковых оснований и покрытий и мостовых
Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки
Устройство покрытий и оснований из гравийно-песчаных и щебеночно-песчаных смесей
Особенности производства работ по устройству оснований и покрытий в зимнее время
Устройство мостовых из колотого и булыжного камня, брусчатки и мозаики
Контроль качества работ
7. Устройство оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов (каменных материалов), обработанных неорганическими вяжущими материалами
Приготовление смесей
Устройство оснований
Особенности производства работ при пониженных температурах
Контроль качества работ
8. Устройство оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных материалов (каменных материалов), обработанных органическими вяжущими материалами
Устройство оснований и покрытий способом пропитки
Устройство оснований и покрытий из черного щебня и смесей, обработанных дегтем и битумными эмульсиями в установке
Устройство оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных смесей, обработанных вяжущими материалами способом смешения на дороге
Контроль качества устройства оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими
9. Устройство асфальтобетонных покрытий и оснований
Приготовление асфальтобетонных смесей
Укладка асфальтобетонных смесей
Контроль качества устройства асфальтобетонных покрытий и оснований
10. Поверхностная обработка покрытий
Устройство шероховатых слоев
Устройство слоев износа
Устройство защитных слоев
Контроль качества поверхностной обработки покрытий
11. Устройство монолитных и сборных цементобетонных покрытий и оснований
Приготовление и транспортирование бетонной смеси
Устройство монолитных покрытий и оснований
Сборные железобетонные покрытия
Контроль качества устройства монолитных и сборных цементобетонных покрытий и оснований
12. Правила производства работ в притрассовых карьерах по добыче и переработке минеральных материалов
13. Приемка выполненных работ
Приложение. Выбор средств механизации работ


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15



стр. 16



стр. 17



стр. 18



стр. 19



стр. 20



стр. 21



стр. 22



стр. 23



стр. 24



стр. 25



стр. 26



стр. 27



стр. 28



стр. 29



стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОССТРОЙ СССР

Москва 1979

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1979

пункты основных осей указанных зданий и сооружений, определяющие их плановое и высотное положение на местности, должны быть привязаны к трассе дороги или к красным линиям регулирования застройки населенных пунктов.

Допускаемые отклонения при выносе проекта дороги на местность не должны превышать величин, указанных в табл. 1.

Таблица 1

Отклонение

Величина допускаемых отклонений (±)

Невязка в сумме измеренных горизонтальных углов хода при N измеренных углов, мин

Относительная разность между длиной трассы по проектным материалам и при выносе трассы на местность (или по двум промерам): в равнинной местности в горной местности

Невязка нивелирного хода на участке длиной L, км:

при передаче абсолютных отметок, производимых двойным нивелированием, мм

в остальных случаях, мм

2.3. Работы по переносу и переустройству пересекаемых трассой линий связи, электропередачи, трубопроводов, коллекторов, сносу и переносу крупных зданий и сооружений должны производиться силами специализированных строительно-монтажных организаций.

Работы по переносу линий связи и радиофикации должны выполняться в соответствии с «Условиями производства работ в пределах охранных зон и просек на трассах линий связи и радиофикации», утвержденных Министерством связи СССР по согласованию с Госстроем СССР.

2.4. При производстве геодезических разбивочных работ в процессе строительства автомобильной дороги должны быть закреплены по трассе дороги все пикеты и плюсовые точки, вершины углов поворотов, главные и проме-

СНиП 111-40-78

жуточные точки кривых и установлены дополнительные реперы у высоких (более 3 м) насыпей и глубоких (более 3 м) выемок, вблизи искусственных сооружений, через 1 км на пересеченной местности, а также на участках комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб.

Для внутренних дорог промышленных предприятий работы по перенесению проекта дороги в натуру следует, как правило, осуществлять непосредственно перед началом работ по возведению земляного полотна.

2.5. До начала земляных работ с дорожной полосы и других отведенных для строительства территорий должны быть удалены лес, кустарник, пни, валуны, строительный мусор. Конкретные размеры площадей и требования к степени расчистки определяются проектом организации, строительства. Вырубку леса и кустарника следует выполнять в минимально необходимых размерах, как правило, в пределах площади, непосредственно занимаемой зданиями и сроружениями. При пересадке деревьев ценных пород должны соблюдаться соответствующие агротехнические требования.

2.6. Рубку и трелевку леса при расчистке дорожной полосы следует выполнять, как правило, в зимний период. Деловая древесина и порубочные остатки должны транспортироваться в специально отведенные места для использования по назначению.

Сплошная валка мелколесья и кустарника бульдозерами и кусторезами без спиливания и разделки допускается лишь в случаях невозможности использования древесины в качестве деловой.

2.7. В районах вечной мерзлоты при строительстве дорог по методу сохранения грунтов в основании насыпи в мерзлом состоянии расчистка дорожной полосы от леса и кустарника должна производиться на ширину основания насыпи и только в зимний период.

Устройство просеки и корчевка пней «в задел», а также нарушение мохо-растительного покрова в пределах полосы отвода запрещаются.

При строительстве дорог, запроектированных по принципу использования при эксплуатации в основании земляного полотна оттаивающих грунтов, расчистка дорожной полосы может производиться круглогодично и на всю

ее ширину. Указания о целесообразности сохранения мохо-растительного покрова должны быть приведены в проекте.

2.8. Расчистку дорожной полосы на дорогах промышленных и сельскохозяйственных предприятий при наличии вечномерзлых грунтов следует выполнять, соблюдая порядок производства подготовительных работ, принятый по условиям использования вечномерзлых грунтов на всей площади строительства промышленного предприятия или территории, прилегающей к полосе дороги.

При строительстве дорог в одном уровне с планируемой поверхностью с заменой грунта в основании или с использованием теплоизолирующих грунтов все работы, включая устройство покрытий, необходимо производить в минимальные сроки на одной захватке расчетной длины. Разработка грунта « в задел» запрещается.

2.9. При подготовке к разработке грунтовых карьеров следует выполнить работы по закреплению на местности границ отведенного земельного участка, расчистке территории и устройству землевозных дорог.

В качестве землевозных дорог следует максимально использовать существующую местную дорожную сеть. При необходимости проектом должно быть предусмотрено улучшение существующих дорог, устройство на них покрытий, усиление труб и мостов.

2.10. Строительство подъездных автомобильных дорог и ремонт существующих, используемых при строительстве основного объекта, следует выполнять в сроки, увязанные со сроками производства основных дорожностроительных работ на отдельных участках строительства.

2.11. В случаях, когда работы по устройству внутренних автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий должны опережать работы по устройству подземных коммуникаций в зоне пересечения их с дорогами, проектом организации строительства и проектом производства работ следует предусматривать предварительную укладку кожухов и других средств защиты для возможности в дальнейшем прокладки коммуникаций без разрытия земляного полотна дорог.

3. СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

3.1. При сооружении земляного полотна следует соблюдать соответствующие требования главы СНиП по земляным сооружениям, а также дополнительно правила настоящего раздела.

3.2. В состав технологического процесса сооружения земляного полотна включены следующие виды работ:

снятие и складирование плодородного слоя почвы; устройство водоотводных сооружений для перехвата поверхностных вод, поступающих из-за пределов дорожной полосы;

подготовка оснований под насыпи, включающая выравнивание их и уплотнение, и устройство дренажей;

разработка выемок и возведение насыпей с послойным разравниванием и уплотнением грунта до установленных пределов;

планировка поверхности и откосов земляного полотна и выработанных резервов, укрепление откосов; досыпка и укрепление обочин; рекультивация карьеров и резервов.

При строительстве дорог в особых климатических и грунтовых условиях (вечная мерзлота, болота, пустыни, скальные, засоленные и слабые грунты и др.) в состав технологического процесса включается также выполнение дополнительных работ, специфических для этих условий.

3.3. Земляное полотно должно возводиться с опережением последующих работ (с заделом), величина которого должна обеспечивать непрерывное и равномерное устройство дорожных оснований и покрытий. Степень готовности земляного полотна следует определять в зависимости от годовых объемов устройства покрытий;

Годовой объем устройства покрытий, км........до 20 20-50 более 50

Степень готовности земляного полотна, % (задел); сосредоточенные работы. , 50 75 100

линейные работы. . . ■ . 30 50 75

3.4. На участках задела земляное полотно должно

быть выполнено до проектной отметки, поверхность его, включая откосы, спланирована и выровнена, откосы укреплены, закончено устройство водоотвода.

Разрывы в земляном полотне допускаются только на участках расположения крупных искусственных сооружений (большие и средние мосты, в том числе путепроводы) и на участках с особыми грунтовыми условиями, где работы выполняются по индивидуальным проектам организации строительства, предусматривающим технологические перерывы или сезонные работы (глубокие болота, оползневые участки, затопляемые места и т. п.).

3.5. Насыпи высотой более 3 м из пылеватых и тяжелых глинистых грунтов должны быть закончены, как правило, за год до устройства асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, покрытий и оснований, устраиваемых с применением вязких битумов, а также оснований, устраиваемых из материалов, укрепленных цементом.

Перерыв между окончанием работ по устройству земляного полотна и началом работ по устройству покрытий указанных типов при возведении насыпей на слабых грунтах, при использовании для устройства насыпей переувлажненных (или с органическими примесями) грунтов, при наличии переувлажненных и высокольдистых грунтов в основании насыпей в зоне вечной мерзлоты, а также в случае возведения земляного полотна в зимнее время устанавливается проектной организацией. За состоянием насыпи должны осуществляться контрольные наблюдения, по результатам которых величина перерыва может быть изменена, что должно быть согласовано с проектной организацией.

3.6. Выбор способов производства и средств механизации земляных работ на отдельных участках дороги должен производиться на основе результатов техникоэкономического сопоставления различных возможных и технически целесообразных вариантов механизации этих работ, обеспечивающих выполнение их в требуемые сроки при надлежащем качестве. Назначение средств механизации при разработке вариантов следует производить с учетом данных, приведенных в приложении Б.

СНиП 111-40-78

ПОДГОТОВКА ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

3.7, Разбивка земляного полотна должна выполняться от постоянных знаков, установленных при выносе проекта дороги на местность. При разбивке должны быть обозначены контуры насыпей и выемок, закреплены высотные отметки, линии уклонов поверхности откосов; при этом основные разбивочиые знаки дублируются за пределами полосы производства работ.

3.8, Работы по устройству предусмотренных проектом нагорных капав, валов, водосборных колодцев и других сооружений, предназначенных для перехвата и отвода от дорожной полосы ливневых, паводковых и талых вод, необходимо выполнять до начала основных работ по сооружению земляного полотна.

3.9, При возведении земляного полотна, регуляционных дамб и траверс в пределах затопляемых речных пойм укрепительные работы, обеспечивающие сохранение отсыпанных насыпей от размыва паводковыми водами, должны выполняться до наступления паводка.

ЗЛО. Работы по устройству дренажей и прокладке различных коммуникаций в основании земляного полотна следует выполнять до начала возведения насыпей. Плотность грунта при обратной засыпке траншей с уложенными коммуникациями должна быть не ниже требуемой для земляного полотна на соответствующей глубине.

ЗЛ1. Поверхность основания насыпи должна быть полностью освобождена от растительных остатков, пней, валунов, диаметр которых превышает 2 /з толщины технологического слоя при устройстве насыпи, а также от посторонних предметов.

Поверхность основания должна быть спланирована. В иедреиирующих грунтах поверхности основания придается двускатный профиль.

Наличие в недренирующем основании возводимых насыпей незасыпаиных ям, траншей, котлованов и других местных понижений, в которых может застаиваться вода, не допускается.

3.12. Уплотнение основания низких насыпей и площадок в выемках на требуемую глубину должно выполняться непосредственно перед устройством вышележащих слоев. Если требуемая глубина уплотнения превышает

толщину слоя, эффективно уплотняемого имеющимися средствами, уплотнение основания производят послойно: сначала удаляют излишний слой грунта, перемещают его во временный кавальер и уплотняют нижний слой основания, затем удаленный грунт отсыпают на уплотненный нижний слой основания, разравнивают и уплотняют до требуемой плотности.

3.13. При реконструкции дорог, если существующая насыпь входит в состав новой, почвенный слой с откосов существующей насыпи должен быть полностью снят, поверхность откосов разрыхлена. На откосах насыпей из недренирующих грунтов высотой более 2 м устраивают уступы высотой 1 -1,5 м.

3.14. По окончании земляных работ на участке все временно занимавшиеся при производстве работ земли, включая площади, на которых находились временные землевозные дороги, боковые резервы и карьеры грунта, должны быть восстановлены (рекультивированы) в соответствии с проектными решениями по рекультивации земель.

РАЗРАБОТКА ВЫЕМОК И ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПЕЙ

3.15. Выбор технологической схемы и типа ведущей машины при разработке выемок и возведении насыпей производится на основе технико-экономического сравнения вариантов комплексной механизации работ о учетом дальности перемещения грунта, темпов строительства, категории грунта, наличия энергоресурсов и других факторов.

3.16. Разработка выемок и боковых резервов должна начинаться, как правило, с пониженных мест рельефа. В процессе строительства должен быть обеспечен постоянный отвод поверхностных вод из всей зоны производства работ. Временные устройства для сбора поверхностного стока и водоотвода выполняются в соответствии с требованиями главы СНиП по земляным сооружениям.

3.17. Разработку выемок на косогорах круче 1:3 или на оползневых склонах допускается производить только после выполнения специальных защитных устройств, предусмотренных проектом.

3.18. Выемки в нескальных грунтах должны разра-

батываться без нарушения структуры грунта в основании. Допустимая величина недобора устанавливается в соответствии с главой СНиП по земляным сооружениям. Недобор следует ликвидировать при проведении механизированных планировочных работ непосредственно перед устройством слоев дорожной одежды. Грунт ог срезки недобора следует перемещать в кавальеры и впоследствии использовать для досыпки обочин.

3.19. Отсыпка грунта в насыпь должна производиться от краев к середине слоями. В целях уплотнения грунта в краевых частях, прилегающих к откосу, ширина отсыпки, как правило, должна быть больше проектного очертания насыпи на 0,3-0,5 м с каждой стороны. Излишний грунт убирают при планировке откосов на завершающем этапе возведения насыпи.

Каждый слой следует разравнивать, соблюдая проектный продольный уклон. Перед уплотнением поверхность отсыпаемого слоя грунта должна быть спланирована под двускатный или односкатный поперечный профиль с уклоном 20-40%о к бровкам земляного полотна.

Движение автомобилей-самосвалов, скреперов и транспортных тележек необходимо регулировать по всей ширине слоя.

3.20. Толщина слоя отсыпки должна назначаться исходя из обеспечения однородной плотности грунта по глубине слоя с учетом технических параметров применяемых уплотняющих машин и уточняться по результатам пробного уплотнения. Для проведения пробного уплотнения толщина слоя отсыпки может быть принята в соответствии с приложением Б.

Уплотнение рыхлых глинистых грунтов следует проводить в два приема: предварительная прикатка катками на пневматических шинах весом 6-12 тс и окончательное уплотнение катками весом 25 тс и более. Предварительная прикатка может выполняться катками на пневматических шинах весом 25 те о пониженным давлением в шинах.

3.21. Возведение насыпей без уплотнения грунта специальными средствами не допускается, за исключением особых случаев, оговоренных в проекте (нижняя часть песчаных насыпей, отсыпаемых на болотах; насыпи, возводимые из барханных песков, и др.).

3.22. Уплотнение грунта в стесненных условиях при засыпке водопропускных труб, опор и в конусах мостов следует производить с применением специальных уплотняющих средств вибрационного, виброударного или ударного действия.

3.23. Уплотнение грунтов следует производить при влажности, близкой к оптимальной (И? 0П т). При отклонениях естественной влажности грунта от допускаемых значений его следует увлажнять (преимущественно в местах разработки) или подсушивать согласно требованиям п. 3.27 настоящего раздела. Уплотнение тяжелых суглинков и глин следует производить при влажности их не более 1,05 W 0 пт.

3.24. При определении объемов грунта, получаемого из резервов и выемок, для возведения насыпей следует учитывать изменение этого объема при уплотнении грунта в насыпи, характеризуемое коэффициентом относительного уплотнения, равным отношению достигнутой плотности грунта в насыпи к естественной плотности грунта в резерве.

3.25. Использование в одном слое грунтов разных видов не допускается, за исключением случаев, когда такое решение специально предусмотрено проектом. При изменении вида грунта в резерве слои из грунтов разных видов следует сопрягать по типу выклинивания, при этом отдельные участки отсыпки сопрягаются по откосу не круче 1:2.

При включении в профиль новой насыпи земляного полотна реконструируемой дороги поверхность последней, включая откосы, должна быть очищена от дернового слоя и разрыхлена.

3.26. В случае применения для насыпи одноразмерных песков проектом должны быть предусмотрены специальные меры к обеспечению проходимости по поверхности земляного полотна транспортных и других колесных машин (введение гранулометрических добавок, укрепление поверхностного слоя, устройство технологической прослойки и т. п.).

3.27. При использовании переувлажненных глинистых грунтов проектом должно быть предусмотрено подсушивание грунта: естественным способом, путем введе-

СНиП Ш-40-78

ния инертных добавок или осушения грунтов активными добавками.

Естественное подсушивание грунтов повышенной влажности следует применять в районах с большим количеством солнечной радиации. Подсушивание грунта следует осуществлять непосредственно в карьерах и резервах, предварительно разрыхлив его с помощью до-* рожных фрез, рыхлителей или боронования.

Активные добавки (известь, цемент, гипс и др.) следует применять для осушения грунтов повышенной влажности в верхней части земляного полотна в выемках, а также невысоких насыпей.

3.28. При устройстве насыпей и выемок, разработке карьеров и резервов, устройстве водоотвода и временных землевозных дорог должны быть приняты меры к сохранению за пределами площадей, отведенных для данных сооружений, существующей растительности от механических повреждений, а также к защите неукрепленных откосов от размыва и исключения возможного выноса вследствие неорганизованного стока глинистых частиц, загрязняющих окружающую территорию и водоемы.

3.29. При использовании в качестве материала для возведения земляного полотна золошлаковых смесей, горнорудных и других неорганических отходов промышленности необходимо принимать меры против повышенного пыления при производстве работ и влияния на работающих содержащихся в них вредных соединений.

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ, ОТДЕЛОЧНЫЕ И УКРЕПИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

3.30. Работы по окончательной отделке земляного полотна (планировка и укрепление обочин) должны выполняться в общем технологическом потоке строительства вслед за устройством дорожной одежды. В период производства отделочных работ необходимо ликвидировать все временные въезды и съезды.

3.31. Водоотводные канавы и кюветы необходимо укреплять сразу же по мере их устройства.

3.32. Работы по планировке и укреплению откосов (включая устройство дренажей) должны, как правило,

Глава СНиП II1-40-78 «Автомобильные дороги» разработана Союздорнии с участием института Союздорпроект Минтрансстроя и Промтрансниипроекта Госстроя СССР.

С введением в действие настоящей главы утрачивает силу глава СНиП Ш-Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию», за исключением разд. 15.

Редакторы -инженер В. Я. Серегина (Госстрой СССР), канд. техн. наук Б. С. Марышев (Союздорнии)

с 047(01)-79 Инструкт.-нормат., I вып. - 1Л4-79. 3201000000

© Стройиздат, 1979

выполняться сразу же после завершения отсыпки и уплотнения насыпи или разработки выемки, а при высоких насыпях и глубоких выемках - немедленно после окончания сооружения их отдельных частей (ярусов).

3.33. При укреплении откосов путем засева трав по слою растительного грунта необходимо откосы выемок, разработанных в плотных глинистых грунтах, разрыхлять до укладки растительного грунта на глубину 0,1- 0,15 м рыхлителем, смонтированным на стреле экскаватора - планировщика откосов. При планировке откосов ковшом драглайна дополнительного рыхления поверхности откосов выемок не требуется.

3.34. Гидропосев многолетних трав следует производить на предварительно увлажненную поверхность откосов путем 2-3 проходов гндросеялки на одной захватке при движении ее по берме или земляному полотну.

3.35. При укреплении откосов сборными решетчатыми конструкциями их монтаж необходимо осуществлять снизу вверх после устройства упорной бетонной бермы. В местах стыковки элементов следует забивать металлические штыри. Стыки должны быть омоноличены раствором. После окончания монтажа необходимо в соответствии с проектом заполнить ячейки растительным грунтом (с последующим посевом трав), инертными материалами или грунтом, обработанными вяжущими.

3.36. Укрепление откосов с применением нетканых синтетических материалов надлежит осуществлять в следующей последовательности: укладка полотнищ нетканого материала сверху вниз по откосу с соединением внахлест и закреплением в пределах обочин; отсыпка растительного грунта и посев трав или устройство Дренирующего слоя на участках подтопляемых откосов.

3.37. При укреплении подтопляемых откосов, конусов, дамб сборными плитами предварительно должен быть уложен материал обратного фильтра или выравнивающего слоя. Плиты необходимо укладывать снизу вверх. При укреплении откосов в зимний период поверхность откоса должна быть очищена от снега и поверхностной наледи.

Строительные нормы СНиП II1-40-78 и правила


Г осу дарственный комитет СССР по делам строительства

Взамен СНиП Ш-Д.5-73


Автомобильные


(Госстрой СССР)


L ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила настоящей главы должны соблюдаться при производстве и приемке работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог, за исключением временных дорог (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), испытательных дорог промышленных предприятий, автозимников и дорог лесозаготовительных предприятий.

L2. При строительстве автомобильных дорог, кроме требований настоящей главы, должны выполняться требования глав СНиП по организации строительного производства, геодезическим работам в строительстве, технике безопасности в строительстве, а также основные положения главы СНиП о приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений и требования других актов законодательства СССР по соответствующим вопросам.

1.3. Поточный метод строительства может применяться как на строительстве всей дороги, так и на отдельных ее участках или при выполнении отдельных видов дорожно-строительных работ в зависимости от общей протяженности дороги (участка) и сроков ее строительства.

Скорости потоков работ, величина организационных и технологических перерывов между выполнением отдельных видов работ должны устанавливаться на основе технико-экономического сравнения вариантов оргаииза-

Утверждены постановлением Г осударственного комитета СССР



Минтрансстроем


ции строительства с учетом оптимальной скорости выполнения наиболее сложных и трудоемких строительных процессов и других организационных и экономических факторов (достигнутого уровня использования и степени готовности технических ресурсов, возможности оперативного маневрирования ресурсами, использования конструкций и материалов, позволяющих наиболее полно механизировать строительные процессы, использования местных материалов и др.).

1.4. Сроки строительства внутренних автомобильных дорог промышленных предприятий должны быть увязаны со сроками строительства этих предприятий с учетом необходимости использования этих дорог для строительства отдельных объектов, комплексов или сооружений.

При строительстве внутренних автомобильных дорог промышленных и сельскохозяйственных предприятий способы производства работ, выбор средств механизации и строительных материалов следует определять с учетом обеспечения возможности производства работ по прокладке расположенных вблизи строящихся автомобильных дорог различных коммуникаций, возведения отдельных зданий и сооружений, а при производстве работ на территории действующего предприятия - с учетом обеспечения нормальной деятельности предприятия.

1.5. Состав и технологическая последовательность работ по устройству отдельных конструктивных элементов дорог должны устанавливаться в проектах производства работ, технологических схемах и картах.

1.6. При определении технико-экономических показателей потоков работ следует предусматривать максимально возможное совмещение различных видов дорожно-строительных работ.

1.7. При строительстве автомобильных дорог должны применяться специализированные дорожные машины и оборудование, передвижные ремонтные мастерские, необходимые средства транспорта и связи, а также передвижные и легко транспортируемые временные сооружения для размещения строителей, устройства складов, мастерских и др.

1.8. На производственных предприятиях дорожно-Стрбительных организаций (асфальтобетонные и цемен-

тобетонные заводы, дробильно-сортировочные и обогати» тельные установки, битумоплавильные базы и др.) должно использоваться, как правило, передвижное оборудование. Стационарное оборудование может использовать» ся, если не требуется перебазирование производственно» го предприятия в период устройства дорожной одежды.

1.9. Мощность временных производственных предприятий для строительства дороги должна определяться из условий обеспечения принятой скорости потока с учетом возможности использования аналогичных предприятий, действующих в районе строительства дороги.

1.10. Размещение асфальтобетонных (АБЗ) и цементобетонных (ЦБЗ) заводов вдоль строящейся дороги, типы и количество технологического оборудования этих заводов, а также протяженность обслуживаемых ими участков должны устанавливаться проектом организации строительства исходя из скорости строительного потока, требуемой производительности заводов и климатических особенностей района строительства.

При размещении АБЗ и ЦБЗ на значительном удалении от железнодорожных станций (пристаней) должны организовываться прирельсовые (припирсовые) базы снабжения материалами, оснащенные разгрузочными устройствами необходимой мощности, и складское хозяйство требуемой емкости, обеспечивающее хранение строительных материалов, накапливаемых до начала работ по устройству дорожной одежды.

При скоростном строительстве автомобильных дорог (более 50 км в год) одна прирельсовая база снабжения должна обслуживать 1-3 притрассовые стоянки предприятия по приготовлению цементобетонных и асфальтобетонных смесей.

1.11. При строительстве внутренних автомобильных дорог строящихся предприятий допускается при надлежащем обосновании предусматривать в стройгенплане строящегося предприятия временные объекты производственной базы, предназначенные только для строительства дорог.

1.12. Сроки выполнения сосредоточенных работ должны обеспечивать соблюдение принятой скорости и ритмичности потока работ по строительству автомобильных дорог.

Примечание. К сосредоточенным работам относятся работы по строительству больших мостов, возведению регуляционных сооружений, а также земляного полотна на отдельных участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на дороге в 3 и более раз, или резко отличающихся повышенной сложностью производства и трудоемкостью от работ на смежных участках (переходы через болота, оползневые склоны, слабые грунты и др.).

1.13. Мероприятия по организационно-технической подготовке строительства автомобильных дорог следует осуществлять по участкам дороги с учетом предусмотренных проектом очередности и сроков осуществления строительно-монтажных работ на каждом отдельном участке.

1.14. До начала подготовительных работ должны быть оформлены документы на отвод земельных участков для строительства дороги и сооружений на ней, а также для предусмотренных проектом предприятий временной производственной базы, карьеров строительных материалов и грунта, временных дорог, зданий и сооружений согласно нормам отвода земель для автомобильных дорог.

1.15. Электроснабжение объектов строительства следует осуществлять, как правило, от действующих сетей энергетических систем или действующих предприятий.

При отсутствии в районе строительства дороги действующих источников энергоснабжения могут использоваться передвижные электростанции и энергопоезда.

Обеспечение электроэнергией объектов линейных дорожно-строительных работ, а также передвижных установок в притрассовых карьерах и других объектов, потребляющих небольшие количества электроэнергии, следует осуществлять от передвижных электростанций соответствующей мощности.

1.16. Временное водоснабжение производственных баз строительства и жилых городков следует осуществлять от действующих систем водоснабжения, расположенных вблизи указанных объектов.

При отсутствии указанных источников водоснабжения, а также для обеспечения водой линейных работ по возведению земляного полотна и устройству дорожных одежд источниками временного водоснабжения могут служить открытые водоемы (реки, озера, пруды, водохранилища, каналы).

СНиП IH-40-78

Допускается использовать для временного водоснабжения грунтовые и артезианские воды.

Использование для временного водоснабжения воды из открытых водоемов или подземных вод должно осуществляться с соблюдением требований Положения о государственном учете вод и их использовании, утвержденного Советом Министров СССР.

1.17. При строительстве внутренних дорог промышленных предприятий должны соблюдаться следующие условия:

сооружение земляного полотна начинать, как правило, после завершения в зоне строительства дороги работ по вертикальной планировке, по укладке ливневой канализации и других коммуникаций, сооружению дренажных и других устройств:

сооружение дорожной одежды, как правило, выполнять после завершения устройства постоянных переездов через железнодорожные пути;

устройство отдельных конструктивных элементов тротуаров и велосипедных дорожек следует производить одновременно с устройством аналогичных конструктивных элементов дорожных одежд.

1.18. При строительстве автомобильных дорог должны приниматься меры к охране природной среды.

1.19. Выбор средств механизации для производства различных видов работ при строительстве автомобильных дорог следует производить согласно приложению на основе технико-экономического сравнения различных вариантов схем комплексной механизации этих работ. Для производства работ в зимнее время в первой дорожнр-климатической зоне должны использоваться средства механизации в северном исполнении.

Для распределения материалов при устройстве слоев оснований и покрытий, особенно на дорогах I и II категорий, следует преимущественно использовать самоходные распределители, оборудованные автоматическими следящими системами обеспечения направления движения и соблюдения вертикальных отметок.

1.20. До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует осуществлять разбивочные работы по закреплению положения бровок, отметок и поперечных уклонов слоев. При применении машин, оборудован-

ных автоматическими следящими системами, закрепление бровок, отметок и уклонов осуществляется путем установки копнрных струн с одной или двух сторон укладываемого слоя. Разбивочные работы и их контроль должны выполняться с использованием геодезических инструментов.

1.21. Материалы и изделия для строительства автомобильных дорог следует принимать по паспортам (сертификатам) и проверять их качество в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на эти материалы и изделия.

1.22. Уплотнение слоев земляного полотна, оснований и покрытий катками должно осуществляться от краев к средине, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе на */з-

Скорость движения катка, при отсутствии специальных указаний настоящей главы, следует принимать равной 1,5-2 км/ч в начале уплотнения и доводить к концу укатки до максимальной рабочей, указанной в паспорте.

Количество проходов катка и коэффициент запаса на уплотнение материалов следует устанавливать по результатам пробного уплотнения.

1.23. При реконструкции автомобильных дорог следует:

предусматривать применение материалов дорожных одежд и грунтов тела насыпи неиспользуемых участков существующих дорог;

производить усиление конструкций дорожных одежд и устройство более совершенных типов покрытий, ис-пользуя существующие дорожные одежды в качестве оснований;

обеспечивать при уширении проезжей части плотное и ровное сопряжение укладываемых слоев с дорожной одеждой.

1.24. Работы по устройству обстановки дороги, предусмотренной проектом (установка ограждений, дорожных знаков и указателей, разметка проезжей части и др.), следует выполнять после завершения работ по устройству покрытий и обочин.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1. Подготовительные работы должны быть выпол-иены в следующем составе:

создание геодезической разбивочной основы; перенос и переустройство воздушных и кабельных линий связи и электропередачи, трубопроводов, коллекторов и др.;

снос и перенос зданий и сооружений; восстановление и закрепление трассы дороги; расчистка дорожной полосы;

расчистка территорий, отведенных под притрассовые карьеры и резервы;

подготовка и усиление сети автомобильных дорог, намечаемых к использованию в период строительства;

строительство временных жилых поселков и производственных предприятий.

В особых климатических и грунтовых условиях проектом организации строительства могут быть предусмотрены дополнительные виды подготовительных работ.

2.2 В составе геодезической разбивочной основы для строительства автомобильных дорог (кроме внутренних дорог предприятий и городских дорог) должны быть следующие закрепленные вне зоны производства работ пункты и знаки:

знаки, закрепляющие вдоль трассы (оси) дороги вершины углов поворотов и главные точки кривых, а также точки на прямых участках дороги - не реже чем через 1 км;

реперы вдоль трассы дороги - не реже чем через 2 км. Состав и объем геодезической разбивочной основы должны соответствовать:

требованиям главы СНиП по строительству мостов и труб при создании геодезической разбивочной основы для возведения мостов и труб;

требованиям главы СНиП по геодезическим работам в строительстве при создании геодезической разбивочной основы для строительства внутренних дорог предприятий и городских дорог, а также для строительства соответствующих зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб и производственных предприятий дорожно-строительных организаций; закрепленные знаками

1. Общие положения

2. Подготовительные работы

3. Сооружение земляного полотна

Подготовка основания земляного полотна

Разработка выемок и возведение насыпей

Планировочные, отделочные и укрепительные работы

Производство земляных работ в зимних условиях

Возведение земляного полотна на болотах

Разработка выемок в скальных грунтах и сооружение насыпей из крупнообломочных грунтов

Возведение земляного полотна на засоленных грунтах

Возведение земляного полотна в песчаных пустынях

Возведение земляного полотна в районах вечной мерзлоты

Контроль качества работ

4. Устройство дополнительных слоев оснований (морозозащитных, дренирующих, изолирующих и капилляропрерывающих)

5. Устройство оснований и покрытий из крупнообломочных, песчаных и глинистых грунтов, укрепленных неорганическими и органическими вяжущими материалами

Основания и покрытия из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами

Основания и покрытия из грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами

Укрепление грунтов неорганическими вяжущими материалами при пониженных температурах воздуха

Укрепление переувлажненных грунтов неорганическими вяжущими материалами

Контроль качества устройства оснований и покрытий из укрепленных грунтов

6. Устройство щебеночных, гравийных, шлаковых оснований и покрытий и мостовых

Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки

Устройство покрытий и оснований из гравийно-песчаных и щебеночно-песчаных смесей

Особенности производства работ по устройству оснований и покрытий в зимнее время

Устройство мостовых из колотого и булыжного камня, брусчатки и мозаики

Контроль качества работ

7. Устройство оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов (каменных материалов), обработанных неорганическими вяжущими материалами

Приготовление смесей

Устройство оснований

Особенности производства работ при пониженных температурах

Контроль качества работ

8. Устройство оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных материалов (каменных материалов), обработанных органическими вяжущими материалами

Устройство оснований и покрытий способом пропитки

Устройство оснований и покрытий из черного щебня и смесей, обработанных дегтем и битумными эмульсиями в установке

Устройство оснований и покрытий из щебеночных, гравийных и песчаных смесей, обработанных вяжущими материалами способом смешения на дороге

Контроль качества устройства оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими

9. Устройство асфальтобетонных покрытий и оснований

Приготовление асфальтобетонных смесей

Укладка асфальтобетонных смесей

Контроль качества устройства асфальтобетонных покрытий и оснований

10. Поверхностная обработка покрытий

Устройство шероховатых слоев

Устройство слоев износа

Устройство защитных слоев

Контроль качества поверхностной обработки покрытий

11. Устройство монолитных и сборных цементобетонных покрытий и оснований

Приготовление и транспортирование бетонной смеси

Устройство монолитных покрытий и оснований

Сборные железобетонные покрытия

Контроль качества устройства монолитных и сборных цементобетонных покрытий и оснований

12. Правила производства работ в притрассовых карьерах по добыче и переработке минеральных материалов

13. Приемка выполненных работ

Приложение. Выбор средств механизации работ

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...