Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Способ полярных координат. Разбивочные работы на строительной площадке Выноска осей электронным тахеометром

Способ угловой засечки применяют для разбивки недоступных точек, находящихся на значительном расстоянии от исходных пунктов. Различают прямую и обратную угловые засечки.

В способе прямой угловой засечки положение на местности проектной точки С (рис. 1) находят отложением на исходных пунктах А и В проектных углов 1 и 2 . Базисом засечки служит или специально измеренная сторона, или сторона разбивочной сети. Проектные углы 1 и 2 вычисляют как разность дирекционных углов сторон. Дирекционные углы находят из решения обратной геодезической задачи по проектным координатам определяемой точки и известным координатам исходных пунктов.

Рисунок 1 − Схема разбивки способами прямой и линейной засечек

Способ обратной угловой засечки. На местности находят приближенно положение О" разбиваемой точки О (рис. 2). В этой точке устанавливают теодолит и с требуемой точностью измеряют углы не менее чем на три исходных пункта с известными координатами. По формулам обратной засечки вычисляют координаты приближенно определенной точки и сравнивают их с проектными значениями. По разности координат вычисляют величины редукции (угловой и линейный элементы) и смещают точку в проектное положение.

Для контроля на этой точке измеряют углы, вновь вычисляют ее координаты и сравнивают их с проектными. В случае недопустимых расхождений все действия повторяют.

Рисунок 2 − Схема способа обратной угловой засечки

    1. Способ линейной засечки

В способе линейной засечки положение выносимой в натуру точки С

(см. рис. 1) определяют в пересечении проектных расстояний S 1 и S 2 , отложенных от исходных точек А и В. Этот способ обычно применяют для разбивки осей строительных конструкций в случае, когда проектные расстояния не превышают длины мерного прибора.

Наиболее удобно разбивку производить при помощи двух рулеток. От точки А по рулетке откладывают расстояние S 1 , а от точки В по второй рулетке − S 2 . Перемещая обе рулетки при совмещенных нулях с центрами пунктов А и В , на пересечении концов отрезков S 1 и S 2 находят положение определяемой точки С.

2.3 Способ полярных координат

Способ полярных координат широко применяют при разбивке осей зданий, сооружений и конструкций с пунктов теодолитных или полигонометрических ходов, когда эти пункты расположены сравнительно недалеко от выносимых в натуру точек.

В этом способе положение определяемой точки С (рис. 3) находят на местности путём отложения от направления АВ проектного углаи расстоянияS. Проектный угол находится как разность дирекционных углов α АВ и α АС, вычисленных как и расстояние S из решения обратных задач по координатам точек А, В и С. Для контроля положение зафиксированной точки С можно проверить, измерив на пункте В угол β" и сравнив его со значением, полученным как разность дирекционных углов α ВА и α ВС.

Рисунок 3 − Схема разбивки способом полярных координат

Если разбиваемая точка находится на значительном расстоянии от исходного пункта, то приходится несколько раз откладывать полярным способом проектные углы и расстояния, прокладывая проектный ход (рис. 4). При наличии прямой видимости с точки Сна точку В для контроля измеряют примычные углы и, образуя замкнутый угловой полигон, поэтому такой способ называютспособом проектного полигона. При точных разбивочных работах углы полигона уравнивают, вычисляют по ним и проектным расстояниям координаты точки С, сравнивают их с проектными и при необходимости редуцируют в проектное положение.

При редкой разбивочной основе способ проектного полигона может быть использован для разбивки всех точек пересечения основных осей сооружения от одного исходного пункта. В этом случае проектный ход с проектными углами и расстояниями прокладывают полностью.

Рисунок 4 − Схема разбивки способом проектного полигона

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В ГРАЖДАНСКОМ

СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ НУЛЕВОГО ЦИКЛА

Разбивка осей зданий и сооружений

Здания и сооружения состоят из отдельных связанных ме­жду собой геометрических элементов. Эта связь обеспечива­ется взаимным расположением осей. Разбивка здания состоит в определении и закреплении на местности осей. Конфигурация иразмеры здании определяют число и вид осей, подлежащих переносу в натуру.

Различают три вида осей зданий и сооружений. Главные оси - это две взаимно перпендикулярные линии, относительно которых здание или сооружение располагается симметрично. Обозначаются главные оси на генеральном плане римскими цифрами.

Основные оси проходят по контуру здания или соору­жения, одни из них - продольные - обозначаются буквами, а перпендикулярные к ним - поперечные - обозначают циф­рами. Такое обозначение осей позволяет избежать однозначно­сти понятий при производстве разбивочных и строительных ра-

Рисунок 1- Главные и основные оси здания

бот (рис. 1). Для линейных сооружений (дорог, трубопрово­дов, каналов) в проекте намечают главные и основные про­дольные оси. Если сооружение имеет закругление, то оси повто­ряют его контур.

Вспомогательные или разбивочные оси служат для детальной разбивки частей и элементов сооружений. Они проектируются и разбиваются чаще всего параллельно основ­ным осям, но могут быть расположены и под углом к ним. При разбивке достаточно главные и основные оси закрепить че­тырьмя знаками, по два с каждой стороны здания. Знаки дол­жны располагаться на одинаковом расстоянии от здания, в местах, обеспечивающих их длительную сохранность и бес­препятственное ведение работ, особенно при возведении нуле­вого цикла, и должны быть ограждены (рис. 2) горизонта на последующие этажи. Поэтому расстояния до створных знаков должны быть не менее полной высоты сооружения, а при возможности составлять полторы вы­соты здания.

Для уменьшения числа знаков оси можно закрепить краской на стенах существующих зданий, попадающих в створ данной оси.

Кроме плановой разбивки на местности каждое строящееся здание должно быть обеспечено не менее чем двумя рабочими высотными реперами. Отметка чистого пола первого этажа строящегося здания принимается за нуль, в дальнейшем все отметки ниже пола будут отрицательными, а выше - положи­тельными. Отметка строительного нуля переносится на рабочие реперы методом геометрического нивелирования.

Место установки рабочих реперов выбирается с учетом удоб­ства пользования ими в процессе высотных разбивочных и кон­трольных работ и с учетом сохранности на весь период строи­тельства.

После завершения разбивки здания или сооружения, за­крепления осей и установки рабочих реперов геодезистом и про-

Рисунок 2- Схема разбивки осей

изводителем строительных работ составляется акт передачи-приемки разбивочных работ с приложением схемы закрепления осей, линейных и угловых размеров между осями, исходных пунктов геодезической разбивочной основы и других необходи­мых данных.

Построение обноски

Для выполнения детальных разбивочных работ при строи­тельстве подземной части здания (нулевого цикла) строят об­носку. Она представляет собой специальное ограждение, уста­навливаемое по внешнему контуру строящегося здания на не­котором расстоянии от основных осей, на которые переносятся основные и детальные разбивочные оси. Обноска обеспечивает высокую точность (1-2 мм) разбивки осей и передачи их в кот­лован при устройстве фундаментов. Ее проектируют на генплане параллельно контуру здания и так, чтобы она не попадала в зону производства земляных работ, установки строительных кранов или на места складирования строительных конструкций. Обычно расстояние от стены строящегося здания до обноски составляет 4-8 м, но не ближе 1,5-2 м от верхней бровки котлована под фундамент.

По конструкции обноска может быть сплошная, разрежен­ная и створная. При сплошной обноске по периметру здания примерно через 2-4 м на принятом расстоянии вкапывают столбы. С помощью нивелира на одном уровне, на высоте 0,5- 1,2 м делают метки и прибивают обрезные доски. В отдельных местах для выезда транспорта делают разрывы (рис. 3, а).

Разреженная обноска устраивается аналогично сплошной, но только в местах расположения осей (рис. 3, б). Створная обноска (рис. 39, в) состоит из отдельно стоящих столбов, ус-

Рисунок 3- Виды обноски:

а - сплошная; б - разреженная; в - створная

тановленных в створе всех осей зданий. Каждая пара столбов закрепляет отдельную ось. Все столбы устанавливают по ли­нии, параллельной осям здания. Срезы должны быть на одной высоте. На местности с большим уклоном обноску строят ус­тупами.

В практике жилищного строительства широко применяется инвентарная обноска. Она состоит из металлических якорей, вбиваемых в землю через 3-4 м. В отверстия якорей встав­ляют металлические стойки с муфтами, в которых горизон­тально крепят трубчатую штангу. Оси на штанге фиксируются специальным подвижным хомутом с табличкой, обозначающей название оси.

Относительная погрешность линейных измерений при раз­бивке осей по обноске составляет 1/10 000-

1/25 000. Точность разбивки осей обусловлена ошибками непараллельности сторон обноски продольным и поперечным осям сооружений, отклоне­ниями обноски от прямолинейности и негоризонтальности ее; чтобы обеспечить заданную точность разбивки осей по обноске влияние каждой ошибки не должно превышать примерно 1/50 000.

Угол непараллельности обноски находят из формулы:

Он не может быть более 22". Величину отклонения обноски от створа вычисляют следующим образом.

Когда рабочий проект прошёл экспертизу, когда получены все необходимые разрешения и согласования, когда огорожена стройплощадка, начинаются геодезические работы по выносу в натуру главных и основных осей будущего здания для начала производства земляных работ.

Возведение строительных конструкций начинают с процесса, обратного проектированию - с перенесения проекта сооружения (его геометрической схемы) в натуру, т.е. с вынесения и закрепления на местности разбивочных осей. Поэтому, геодезические работы по перенесению проектов зданий и сооружений называют геодезической разбивкой здания (сооружения).

Разбивочные оси в совокупности представляют геометрическую схему зданий, сооружения. Они являются геодезической (геометрической) основой, по которой ориентируют элементы строительных конструкций и технологического оборудования при установке их в проектное положение. Система разбивочных осей играет примерно ту же роль, что и координатная сетка на картах и планах.

Главные оси -- взаимно перпендикулярные линии, относительно которых здание или сооружение симметрично. Их разбивают для сложных по очертанию и имеющих значительные размеры объектов. Основные оси определяют контур здания или сооружения в плане.

Оси делят на продольные и поперечные (рис. 3, б).

Рисунок 3. Схемы разбивочных осей

Продольные обозначают прописными буквами русского алфавита, поперечные - цифрами. Разбивочные оси разделяют на главные - оси симметрии (их обозначают для зданий и сооружения сложной в плане конфигурации); основные или габаритные (рис. 5, б) обозначенные А, В и 1, 6. Все остальные оси - промежуточные.

Шаг разбивочных осей, т. е. межосевые интервалы, устанавливают в соответствии с модулем, принимаемым в расчетной схеме проектируемого здания или сооружения, с учетом его конструктивных особенностей. При проектировании конструктивные элементы привязывают размерами b и l к линиям - разбивочным осям А и 1 (рис. 5, а).

Процесс перенесения габаритов здания, сооружения заключается в последовательном построении на местности разбивочных элементов, контроля точности построения и закреплении основных осей.

Так, в соответствии с разбивочными данными на рис. 2, при вершине Т8 теодолитом строят полярный угол и затем стальной компарированной рулеткой - полярное расстояние d 8-AI . Габаритную точку АI временно закрепляют (колышком, обрезком арматуры и т. п.). Аналогично с точки Т9 выносят и закрепляют точку АII.

В точках АI и АII строят проектные прямые углы, откладывают габаритный размер 12,00 и точки ВI и ВII закрепляют. Засечкой полярным расстоянием точки ВII с Т10 проверяют правильность ориентирования здания относительно пунктов опорного хода. Для контроля измеряют сторону ВI-ВII и углы при вершинах ВI и ВII. Дополнительно точность построения габаритов оценивают измерением диагоналей.

Иногда, по вынесенным габаритным точкам прокладывают исполнительный (контрольный) полигонометрический или теодолитный ход, и по разностям исполнительных и рассчитанных координат точек судят о точности построений. Требования к точности построений содержатся в соответствующих нормативных документах, из которых основным является СНиП 3.01.03 - 84.

При перенесении габаритов зданий и сооружений от существующих капитальных строений, разбивочными данными служат проектные размеры, определенные графически по генплану участка застройки. На рис. 3 представлен один из вариантов разбивки проектируемого здания П с габаритами в осях А, В, 1, 7 и общей фасадной линией с опорным существующим строением I.

Пусть проектируемое здание отстоит от опорного на расстоянии d 1 , а внешние грани его стен - от осей на проектные размеры d 2 и d 3 . Вблизи торцевой стены опорного здания на произвольном расстоянии L 1 от продольной стены в точке б устанавливают теодолит.


Рисунок 4. Схема разбивки основных осей объекта застройки (II) от существующего здания (1).

Зрительной трубой визируют на точку а, отстоящую также от стены на величину L 1 , строят прямой угол, фиксируют риской на стене точку б 1 и от нее до угла здания измеряют расстояние l 1 . Теодолитом продолжают створ базисной линии аб, параллельной стене опорного здания, и от точки б строят проектный отрезок, равный l 1 +d 1 +d 2 , закрепляют точку б и от нее в том же створе откладывают габаритный размер между осями 1 и 7, закрепляют точку г. В точке б теодолитом строят прямой угол, откладывают отрезок длиной L 2 =L 1 -d 3 и закрепляют точку А1 по оси 1; по створу этой оси откладывают габаритный размер между осями А и В и фиксируют точку В1. Аналогично выносят точки А7 и В7. Затем, для оценки точности построения габаритов производят контрольные измерения. Процесс перенесения габаритов зданий от красной линии или линии застройки мало отличается от описанного.

Рисунок 5. Способы закрепления основных осей

Основные разбивочные работы завершают закреплением осей за пределами будущего котлована, так как при его разработке все габаритные точки будут уничтожены. Для этого в створе основных осей закладывают специальные осевые знаки 1 (рис. 4, а) и теодолитом, установленным в габаритных точках А1 и Г9 или А9 и Г1, передают основные оси на знаки, где их фиксируют на металлической пластине крестообразной насечкой или накернованным углублением.

Одна из конструкций знаков приведена на рис. 4, б. Знаки закладывают вне призмы обрушения грунта при отрытом котловане, в местах, где будет обеспечена их сохранность, и в соответствии со стройгенпланом. Оси закрепляют по обе стороны от габаритов сооружения не менее, чем двумя знаками. Знаки привязывают промерами к местным предметам.

Если в створе осей находятся капитальные строения, ограды и т.п., на их стенах оси маркируют яркой несмываемой краской 2 (рис. 4, а).

Геодезическую разбивку осуществляют в два этапа.

На первом этапе, называемом «основные разбивочные работы», опираясь на геодезическую основу или существующие капитальные строения, в натуру переносят главные и основные оси. В результате, определяют лишь общее положение сооружения относительно пунктов геодезической основы или существующих строений.

Точность перенесения габаритов сооружений должна быть не меньше точности плана, на котором оно запроектировано.

Точность перенесения габаритов сооружений может быть повышена, если это обусловлено проектом, как например, в случае, когда сооружения между собой технологически связаны и к точности их взаимного положения предъявляют повышенные требования.

Второй этап - «детальная разбивка осей» заключается в вынесении и закреплении в натуре промежуточных осей или линий им параллельных. Детальную разбивку производят с точностью более высокой, чем основные разбивочные работы. Это связано с тем, что к установленным по осям конструктивным элементам предъявляют требования практически полного их сопряжения без дополнительной подгонки по месту. Точность детальной разбивки устанавливают путем специальных расчетов с учетом точности изготовления и монтажа элементов. Детальные работы обеспечивают закрепление конфигурации, размеров и высотных отметок элементов сооружений.

Разбивку котлована перед его отрывкой осуществляют по отвесу с натянутых проволок, отмечая его границы колышками.

Для детальной разбивки осей зданий, обозначения контура котлованов и закрепления их на местности служит строительная обноска. Она может быть сплошной по всему периметру здания и прерывной. Прерывная обноска удобнее, так как не затрудняет передвижения строительных машин и транспорта на объекте. В процессе строительства периодически контролируют положения обноски и разбивочных знаков на местности. Устройство обноски, закрепление осей (рис. 6, 7).

На косогорах обноску устраивают с уступами.



Рисунок 6. Устройство обноски и закрепление осей: а -- схема разбивки котлована; б -- элементы обноски; 1 -- обноска из деревянных элементов; 2 -- штырь - контрольный знак закрепления оси на местности; 3 -- обрезная доска; 4 -- гвоздь для закрепления оси на обноске; 5 -- стойка обноски

Устанавливается обноска с использованием геодезических инструментов параллельно основным осям, образующим внешний контур здания на расстоянии, обеспечивающем неизменяемость ее положения в процессе строительства.

Обноска представляет собой каркас из столбов, забиваемых в грунт на расстоянии 3 м друг от друга. С внешней стороны к столбам прибивают широкой стороной обрезные доски толщиной 40...50 мм, каждая из которых опирается не менее чем на три столбика. Верхнее ребро всех досок располагают горизонтально, что контролируется с помощью нивелира. Оптимальная высота обноски 0,5...1,2 м. В конструктивном отношении обноска может быть деревянной и металлической. Достоинства металлической обноски: удобна в работе, легко демонтируется и имеет многократную оборачиваемость.

Расстояние от края котлована до обноски должно быть не менее 3...4 м. Это расстояние проверяют расчетом из условия, чтобы при отрывке котлована устойчивость обноски не нарушалась. Обноска окаймляет будущее здание параллельно его сторонам, в ней устраивают разрывы для прохода людей и проезда транспорта.

Для разбивки осей на обноске теодолит устанавливают и ориентируют по ней. Затем, передают трубой и закрепляют гвоздями оси на ребрах досок обноски. Все построения теодолитом производят при двух положениях круга, каждый раз намечают точку и при допустимом расхождении в их положении принимают и фиксируют окончательно среднюю. Окончательное положение осей на обноске фиксируют гвоздями, обводят масляной краской и подписывают их номера.

Рисунок 7. Построение прерывной обноски (скамеечная обноска)

Независимо от вида обноска должна удовлетворять следующим требованиям: стороны ее должны быть параллельны продольным и поперечным осям сооружения, а доски - прямолинейными и горизонтальными. Степень соблюдения этих требований зависит от точности разбивки осей на обноске.

Все данные с разбивочного чертежа выносят на обноску, в частности, выносят основные оси здания и закрепляют их гвоздями; сами оси, продольные и поперечные, выполняют с помощью туго натянутой проволоки или шнура, которые закрепляют на этих гвоздях. От осей стен выносят и отмечают гвоздями на тех же обносках бровки будущего котлована. Сами бровки также выносят с помощью проволоки «в натуру».

Пересечение проволок продольного и поперечного направлений осей определяет точки пересечения основных осей здания, которые проверяют отвесом и которые должны совпасть с ранее закрепленными на земле точками, определенными с помощью геодезических инструментов.

На некотором расстоянии от обносок, на которых закреплены основные оси здания, на случай их повреждения и для того, чтобы легко найти знак закрепления оси при производстве работ, обычно устанавливают штыри -- контрольные знаки закрепления осевых линий. Обычно это арматурные стержни, забиваемые в грунт на расстоянии 5... 10 м от обноски и выступающие над поверхностью земли на 2...6 см.

Обноску сохраняют только на период возведения подземной части, после чего разбивочные оси переносят непосредственно на строящееся здание. В современных условиях при наличии лазерных геодезических приборов обноску можно устанавливать значительно реже, а оси изображать (фиксировать) на временных зданиях и сооружениях строительной площадки (инвентарных помещениях, заборе и т.д.).

Также на строительной площадке проверяют взаимную перпендикулярность осей. Отклонение от прямого угла допускается не более 60”. При больших отклонениях необходимо несколько переместить ближайшую точку. Следует иметь в виду, что взаимная перпендикулярность главных осей является одним из основных требований, предъявляемых к их разбивке, ибо перекос этих осей приведёт в дальнейшем к перекосу всех остальных осей сооружения.

Оси сооружения должны быть разбиты одна относительно другой с ошибкой порядка ±5 мм. Точность геодезических работ должна составить ±1-2 мм.

Ошибки, зависящие от способа построения в натуре проектных линий и углов, называют ошибками разбивочных работ.

Разбивочные оси, монтажные (ориентирные) риски следует наносить от знаков внешней или внутренней разбивочных сетей здания (сооружения). Количество разбивочных осей, монтажных рисок, маяков, места их расположения, способ закрепления следует указывать в проекте производства работ или в проекте производства геодезических работ.

Внутренняя разбивочная сеть здания (сооружения) создается в виде сети геодезических пунктов на исходном и монтажных горизонтах здания (сооружения). Вид, схему, точность, способ закрепления пунктов внутренней разбивочной сети здания (сооружения) следует приводить в проекте производства работ или в проекте производства геодезических работ.

Создание внутренней разбивочной сети здания (сооружения) на исходном горизонте следует выполнять с привязкой к пунктам внешней разбивочной сети, а на монтажном горизонте - к пунктам внутренней разбивочной сети исходного горизонта.

Правильность выполнения разбивочных работ должна проверяться путем проложения контрольных геодезических ходов (в направлениях, не совпадающих с принятыми при разбивке) с точностью не ниже, чем при разбивке.

Результаты измерений и построений при создании внутренней разбивочной сети на исходном и монтажных горизонтах следует фиксировать путем составления схем местоположения знаков, закрепляющих оси, отметки и ориентиры.

При передачи отдельных частей здания (сооружения) от одной строительно-монтажной организации другой необходимые для выполнения последующих геодезических работ знаки, закрепляющие оси, отметки, ориентиры и материалы исполнительных съемок должны быть переданы по акту.

Детальная разбивка производится на основе вынесенных главных осей сооружения в соответствии со стадиями строительно-монтажных работ: для производства земляных работ, возведения фундаментов и коммуникаций, строительства надземной части зданий и сооружений и монтажа технологического оборудования.

Непосредственно перед началом разбивочных работ исполнитель проверяет контрольными измерениями незыблемость геодезических знаков, закрепляющих основу разбивочных работ - пункты закрепления главных осей, строительной сетки и т.п.

Точность детальной разбивки зависит от типа и назначения сооружения, материала изготовления деталей, технологии их возведения или сборки и т.п. Обычно требуется, чтобы предельные погрешности геодезических измерений при разбивке и контроле точности положения конструктивных элементов не превышали 33% величины допуска на строительные и монтажные работы. Погрешности в плановом положении рассматривают относительно разбивочных осей, а в высотном - относительно ближайших рабочих реперов. При этом стараются выдержать заданное в проекте взаимное как плановое, так и высотное положение осей и конструктивных элементов сооружений.

Для контроля незыблемости обноски в процессе строительства основные оси дополнительно закрепляют грунтовыми знаками, размещаемыми под обноской. Контроль производится отвесом. Для сохранения обноски иногда ее строят после подготовки котлована.

Завершив работы по разбивке и закреплению основных осей, составляют исполнительный чертеж, на который наносят:

а) пункты строительной сетки, от которых по координатам разбиваются главные оси, с указанием порядка разбивки последних;

б) обноску с расположением осей и с указанием расстояний между ними по результатам контрольных измерений;

в) знаки крепления осей.

Разбивку оформляют актом, к которому прилагают схему расположения и закрепления осей, включая исходные пункты геодезической основы, с указанием результатов контрольных измерений.

Способ полярных координат широко применяют при разбивке осей зданий, сооружений и конструкций с пунктов теодолитных или полигонометрических ходов, когда эти пункты расположены срав­нительно недалеко от выносимых в натуру точек.

В этом способе положение определяемой точки С (рис. 16) находят на местности путем отложения от направления АВ проектного угла β и расстояния S . Проектный угол β находится как разность дирекционных углов а АВ и α AC , вычис­ленных как и расстояние S из реше­ния обратных задач по координатам точек А, В и С. Для контроля поло­жение зафиксированной точки С мо­жно проверить, измерив на пункте В угол β ׳ и сравнив его со значением, полученным как разность дирекцион­ных углов а B А и α CA .

Рис. 16. Схема разбивки спо­собом полярных координат

Средняя квадратическая ошибка выноса в натуру точки С опре­деляется формулой

Ошибка собственно разбивки полярным способом зависит от ошибки m β построения угла β и ошибки т S отложения проектного расстояния S

. (56)

Влияние ошибок исходных данных при т A = т B = т А B выражается формулой

, (57)

а ошибок центрирования

. (58)

Формулы (57) и (58) аналогичны. Из этих формул следует, что для уменьшения влияния ошибок исходных данных и центрирования необходимо, чтобы угол β и отношение были минимальны, полярный угол был бы меньше прямого, а проектное расстояние - меньше базиса разбивки, т. е. β < 90°, S < b .

Для приближенных расчетов, приняв β = 90° и S =b, получим

; , (59)

а для суммарной ошибки в положении точки, разбиваемой спосо­бом полярных координат,

. (60)

Для примера оценим точность разбивки проектного положена» точки С с пунктов ходов полигонометрии, для которой b = 250 м т AB = 10 мм. Примем S =100 м, , β = 45°, m β = 10", e = 1 мм и m ф = 1 мм.

Ошибка отложения проектной линии составит

мм;

линейная величина ошибки построения проектного угла -

мм,

величины т β и ρ выражены в секундах;

влияние ошибок исходных данных -

Из соотношения полученных величин видно, что ошибками цент­рирования и фиксации можно пренебречь. Таким образом,

Расчет показывает, что для данных условий уменьшение ошибки в положении выносимой в натуру точки возможно лишь при суще­ственном уменьшении ошибки отложения проектного расстояния, хотя бы в два раза.


Рис. 17. Схема разбивки спосо­бом проектного полигона

Если разбиваемая точка находится на значительном расстоянии от исходного пункта, то приходится несколько раз откладывать полярным способом проектные углы и расстояния, прокладывая проект­ный ход (рис. 17). При наличии пря­мой видимости с точки С на точку В для контроля измеряют примычные углы γ 1 и γ 2 , образуя замкнутый уг­ловой полигон. Поэтому такой способ называют способом проектного поли­гона. При точных разбивочных рабо­тах углы полигона уравнивают, вычи­сляют по ним и проектным расстоя­ниям координаты точки С , сравнива­ют их с проектными и при необходи­мости редуцируют в проектное поло­жение.


При редкой разбивочной основе способ проектного полигона дожет быть использован для разбивки всех точек пересечения ос­новных осей сооружения от одного исходного пункта. В этом случае проектный ход с проектными углами и расстояниями прокладыва­ют полностью.

Работы по разбивке искусственных сооружений, расположенных на оси существующего ж.-д. пути и на проектируемом обходе, почти не имеют различия.

В обоих случаях необходимо прежде всего проверить и восстановить правильное положение оси пути.

При варианте, когда сооружение расположено на прямой пути, действуют следующим образом.

На расстоянии не менее 200 м от сооружения в одну и другую стороны выбирают участки хорошо отрихтованного пути и устанавливают на оси пути одного участка теодолит, а на оси пути другого участка - веху.

Затем теодолит наводят на веху и по вертикальной нити провешивают ось пути, устанавливая вехи «на себя», т.е. приближая их установку постепенно от начальной вехи к теодолиту.

Две из этих вех нужно поставить вблизи искусственного сооружения по обе его стороны так, чтобы с них была видна любая точка поверхности земли в пределах намеченного проектом места расположения сооружения.

Опорными точками для разбивки сооружения на прямом участке обхода должны служить точки углов поворота.

Чтобы разбить и закрепить ось сооружения, совпадающую с осью пути, в пониженных местах его расположения, т.е. спроектировать ее на местность, необходимо теодолит перенести на место установки одной из этих вех и, ориентировав его на удаленную веху на оси пути, обозначить затем вехами положение оси сооружения по всей пониженной части.

Если ближайшего к теодолиту берега не видно, то теодолит надо переставить на место вехи, расположенной на противоположном берегу, и повторить вышеописанную разбивку.

После разбивки продольной оси сооружения разбивают положение поперечной оси. Она определяет собой расположение сооружения на железнодорожной линии.

Это положение указано в проекте сооружения:

    если сооружение возводится на перегоне, то положение его указано по пикетажу линии;

    если же оно сооружается на станционных путях, то чаще всего его положение указывается относительно оси станции.

По этим данным с помощью стальной ленты откладывают расстояние от ближайшего пикета или иной указанной в проекте прочно закрепленной точки и забивают кол.

На этой точке устанавливают эккер или теодолит, центрируют, ориентируют по оси пути и отбивают прямой угол по обе стороны от оси пути. Направление оси обозначают вехами.

Если в проекте угол не 90°, то эккер использовать нельзя и нужный угол откладывают теодолитом или гониометром. Этим заканчивается разбивка осей сооружения.

Оси обычно закрепляют свайками диаметром 10-12 см, забитыми в землю ручной бабой на глубину около 0,7 м или столбами, вкапываемыми на глубину около 1 м. Такие столбы устанавливают по одному или по два в каждом конце продольной и поперечной оси.

Один из этих столбов можно сделать высотным репером . При этом, если постройка моста продлится более года или разбивка делается осенью для работ будущего года, то репер нужно закопать на 0,25 - 0,50 м ниже глубины промерзания грунта.

Кроме того, в нижнем конце репера надо врезать и прибить две взаимно перпендикулярные планки, препятствующие выпиранию репера из земли при промерзании верхних слоев грунта.

Ось

Для того чтобы на столбах, закрепляющих ось, положение последней закрепить точнее, следует сначала вместо вех, указывающих направление осей, забить небольшие колышки или воткнуть в землю шпильки от ленты.

Затем на расстоянии 2 м от этих шпилек надо забить в землю четыре колышка, расположенных по концам двух прямых, пересекающих шпильку, протянуть между ними попарно проволоку через шпильку и закрепить положение проволок либо гвоздиками, либо зарубками на кольях.

Убрав затем проволоки и шпильку, забивают вместо последней свайку или выкапывают яму для установки столба.

Когда свайка забита или установлен столб, натягивают через зарубки на кольях снова проволоки и в точке их пересечения забивают в столб гвоздь или делают зарубку.

Можно еще рекомендовать забивку вровень с поверхностью земли около каждого столба на расстоянии 1 м в сторону сооружения (или от него, в зависимости от условий сохранности) по направлению оси сооружения еще отрезков железной трубы диаметром 2-2,5 см, длиной 0,5-0,7 м для контроля на случай повреждения столбов в процессе строительных работ.

В целях предохранения от повреждения столбы следует окрасить в белый или красный цвет и оградить. Если грунт скалистый, то вместо установки столбов расчищают и выравнивают поверхность скалы в точке оси, зубилом вырубают две перекрещивающиеся наточке канавки, а иногда еще вокруг точки кружок диаметром 10-20 см.

Канавки и кружок закрашивают масляной краской.

Если сооружение расположено на кривой

Если сооружение расположено на кривой, то прежде всего проверяют кривую путем повторной разбивки ее.

Для этого нужно сделать обмер, расчет и выправку кривой, если разбиваемое сооружение будет построено на существующем пути.

Если же сооружение запроектировано на участке, расположенном по кривой, где рельсового пути в момент разбивки нет, то нужно сделать разбивку кривой от тангенсов способом ординат либо способом углов.

Для этого прежде всего надо провешить направления прямых, примыкающих к кривой, найти точку пересечения их и измерить угол поворота теодолитом.

Затем по указанному в проекте радиусу кривой и длинам переходных кривых сделать основную и детальную разбивку кривой через 10 м.

После этого промерами лентой по оси кривой назначают точку С (рис. 101) расположения поперечной оси моста в соответствии с проектом.

От этой точки разбивают в строго одинаковом от нее расстоянии еще две точки А и В так, чтобы они оказались вне пределов работ. Между точками А и В провешивают прямую линию и находят ее середину С 1 .

Если теперь в этой точке восстановить перпендикуляр эккером или теодолитом, то он должен пройти через ранее поставленную точку С , и этот перпендикуляр будет поперечной осью моста.

Поперечную ось продолжают в обе стороны от продольной оси моста и обозначают вехами или шпильками в точках D и Е вне пределов работ.

Затем все четыре точки A , В, D и Е на прямолинейной оси моста закрепляют столбами, свайками или зарубками на скале.

Детальная разбивка опор моста обычно производится от прямолинейной оси АВ. Если по местным условиям это потребуется, можно разбить еще вспомогательную прямолинейную осьA 1 B 1 вне пределов работ и детальную разбивку вести также относительно нее.

Положение центров отдельных опор малого моста на кривой устанавливают от прямолинейной оси способом координат. Если все пролеты одинаковы, то становятся с теодолитом в центре О каждой опоры (рис. 102):

измеряют угол между тремя центрами опор и, разделив этот угол пополам, получают направление on оси опоры или провешивают хорду rs (см. рис. 102), соединяющую центры опор, соседние с данной опорой О , находят середину этой хорды и восстанавливают к ней эккером перпендикуляр nm , дающий искомое направление оси опоры.

Если опоры расположены на неравных расстояниях , то следует разбить на кривой симметрично относительно каждой опоры вспомогательные точки, используемые для разбивки направления осей опор, как это описано выше.

Разбивку основных осей АВ и DE (см. рис. 101) следует проверить.

Для этого определяют по пикетажному положению середины С (рис. 103):

разбиваемого моста и начала кривой НК расстояние до оси моста от начала кривой НК .

По длине кривой (удвоенному расстоянию) и ее радиусу находят из таблиц соответствующие значения тангенса T , биссектрисы Б и угла поворота а .

После этого на местности отмеряют от начала кривой найденную длину Т .

Здесь в точке F ставят теодолит и разбивают биссектрису угла, для чего откладывают при помощи теодолита от линии тангенса угол, равный 90-(α/2) Направление оси трубы при правильной разбивке будет указывать на разбитые ранее точки С, D и обозначающие направление поперечной оси моста.

Длина FC должна быть равна биссектрисе Б. Положение же точек А и В можно проверить путем разбивки их с помощью таблиц способом ординат относительно начала кривой НК.

Все вышеописанные действия предполагают, что разбивка производится в суходоле или ширина водотока не превышает 1 м.

Если же река шире, то во всех местах установки кольев и свай следует предварительно на сваях или козлах устроить простейшие подмости.

Во втором случае, когда нужно разбить ось места на протрассированном и закрепленном пикетажем обходном пути, также начинают работу с восстановления продольной оси сооружения.

Для этого нужно отыскать на местности установленные при трассировании угловые столбы на углах поворота.

Ось моста определяется двумя вершинами углов поворота за противоположными концами моста.

Между этими двумя точками провешивают ось моста, как это описано выше в первом случае. Так же, как там описано, разбивают и закрепляют поперечную ось моста.

Разбивка же осей сооружения на обходе, расположенном на кривой, ничем не отличается от случая расположения моста на кривой основного пути.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...