Инженерные конструкции стр.97

Рис. 5.70. Железобетонные рамы: а — трехшарнирная. сборная из четырех элементов; б — двухшар-нирная монолитная; в — бесшарннрная монолитная; г — бесшарнирная сборная из семи элементов; д — предварительно напряженная, сборная из трех элементов

Инженерные конструкции

учитывают, что наибольшие растягивающие напряжения возникают не у наружного угла, а ближе к центру сечения (рис. 5.71). Поэтому верхнюю арматуру выполняют закругленной, радиусом не менее \Ъё. Нижняя арматура внутреннего (входящего) угла рамы делается с перепусками не менее ЗОЙ, чтобы предотвратить выкалывание бетона равнодействующей усилий в арматуре, стремящейся к выпрямлению. Во избежание концентрации сжимающих напряжений в этом месте делают угловые утолщения бетона (вуты).

Коньковые узлы, подверженные действию моментов разных знаков, армируют так, чтобы была исключена возможность выкалывания бетона или выпучивания арматуры. Это достигается постановкой хомутов и перепуском арматуры во всех входящих углах (рис. 5.72). Опорные узлы рам показаны на рис. 5.73.

Сложные рамы. Сложные рамы -многопролетные и/или многоэта ж -ные — основа современных многоэтажных зданий. Такие рамы представляют собой ряд стоек, жестко связанных в узлах с ригелями. Сложные рамы могут быть плоскими (тогда продольная устойчивость здания обеспеч и вается системой связей) или пространственными (тогда ригели идут в обоих направлениях) (рис. 5.74).

При загружении любого элемента сложной рамы узловые моменты передаются всем сходящимся в этих узлах ригелям и стойкам, а от них — соседним

Инженерные конструкции

5.71. Карнизные узлы железобетонных оам* ный ^ИтШ^^Ш^^Щ^Г^ е - Д монолихнби Рамы, арМИроВа, тельно напряженной рамь^рис.ПГ«Г/^?^^Г™'Ж^ ""^

Инженерные конструкции

Рис. 5,72. Коньковые узлы монолитных железобетонных рам: а — схемы усилий в узлах; б, в— принципиальные схемы армирования узлов при входящих углаха!> 160 и а< 160; г — армирование отдельными стержнями; д — армирование сварными каркасами; е — смешанное армирование (сварными каркасами и отдельными стержнями); / — сжатая зона; //— растянутая зона; /— соединительные стержни; 2, 3 — шпильки и хомуты; 4, 5— нижние стержни пролетам, постепенно затухая. Происходит это по той причине, что в силу жесткости узла поворот его под действием узлового момента на некоторый угол <р вызывает соответствующий поворот всех элементов, сходящихся в этом узле (рис. 5.75).

Статический расчет сложных рам на действие вертикальных и горизонтальных нагрузок выполняется с учетом невыгоднейших их сочетаний. Наряду с точными методами расчета существует ряд приближенных, основное назначение которых состоит в предварительном определении сечении элементов рамы и составлении общего представления о характере работы рамы в целом.

Расчет на вертикальные нагрузки. Ригель рассчитывают как неразрезную балку* без учета связи со стойками. Моменты в стойках принимают равными:

* Ориентировочные величины моментов ригеля при равномерно распределенной нагрузке ц\ у опор — *7/2/16. в средних пролетах д1 /16, в крайних пролетах а12/\2.

Инженерные конструкции

Рис. 5.73. Опорные узлы железобетонных рам с несовершенными шарнирами в виде: а —вертикальных стержней (при небольших осевых усилиях, около 500...600 кН); б — перекрещивающихся стержней (при усилиях до 1200 кН); в. г— обоймы из спирали (при больших усилиях); д — с жесткой заделкой стоек; /— упругая прокладка


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒