Инженерные конструкции стр.95

Рабочее сечение сплошностенчатых и сквозных рам в принципе не отличается от рабочего сечения арок (см. рис. 5.45). Ригели и стойки сплошностенчатых рам сваривают из трех листов (две полки и стенка), укрепляя стенку ребрами жесткости, расставленными примерно на высоту сечения ригеля. Рядовые узлы сквозных рам аналогичны узлам стропильных ферм. Значительно меньшие усилия в решетке рамы по сравнению с решеткой ферм позволяют несколько упростить конструкцию узлов и обходиться в ряде случаев без фасонок.

Конструкции карнизных узлов — главной детали рам показаны на рис. 5.62 и 5.63. Карнизные узлы сплошностенчатых рам конструируют так, чтобы внутренний угол во избежание концентрации напряжений был смягчен переходной кривой, а наружный — перекрыт накладкой. Сжатая область стенки должна быть усилена ребрами жесткости. Это указание распространяется и на те сквозные рамы, карнизные узлы которых имеют сплошную листовую вставку (рис. 5.63,6). Коньковые узлы трехшарнирных рам такие

Инженерные конструкции

Рис. 5.60. Сплоганостекчагые металлические рамы-а - трехшврнирная; б - двухшарнирная; в - бесшарнирная; /_ стек-а> * оолха; 3— ребра жесткости; 4— шарнир

Инженерные конструкции

Рис. 5.61. Сквозные (решетчатые) металлические рамы больших пролетов: а — П-образная бесшарнирная с гибкими стойками; б — то же, с жесткими стойками; в—то же, с гибкой и жесткой стойками; г — двушарнирная «ангарного» типа; д — то же, «эллингового» типа; е — трехшарнирная же, как у арок. Для опор трех- и двух-шарнирных рам сравнительно небольших пролетов используют простые пятниковые шарниры, более тяжелые рамы ставят на балансирные и пятниковые шарниры (см. рис. 5.46). Опоры бесшарнирных, сплошностенчатых и сквозных рам конструируют аналогично опорам защемленных'^ колонн (см. рис. 2.23).

Характерные примеры металлических рам приведены на рис. 5.64 и 5.65.

Особенности деревянных рам. Пролеты деревянных рам обычно не превышают 50 м. Наиболее распространенные их схемы трех- и двухшариирная. По конструкции рамы бывают брусчатыми, дощатоклееными, клеефанер-ными и сквозными (рис. 5.66).

Брусчатые рамы встречаются главным образом в сельскохозяйственном строительстве при небольших (до 12 м) пролетах.

Дощатоклееные рамы, гнутые и из прямолинейных элементов, в последние годы получили широкое распространение, обусловленное рядом их достоинств: простота конструкции, индустри-альность изготовления, сплошность сечения (что повышает огнестойкость сооружения) и, наконец, возможность свободного регулирования высоты сечения в соответствии с эпюрами Му N и С}. Гнутые рамы делают только трех-шарнирными с целью упрощения технологии их изготовления. Радиус гнутья карнизного узла (обычно 2...4 м) требует применения тонких (1,6...2,5 см) досок. Часто используют комбинированную конструкцию — дощатоклееный ригель и сквозную У-образную стойку. Для рам этого типа используется двух-и трехшарнирная схема: консольные свесы ригеля позволяют получить дополнительный экономический и архитектурно-планировочный эффект.

Инженерные конструкции

Клеефанерные рамы отл и ч а юте я легкостью, достигаемой, однако, ценой усложнения конструкции и много дельности при изготовлении. Поперечные сечения их элементов подобны сечениям клеефанерных двутавровых или коробчатых балок.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒