Инженерные конструкции стр.94

Дальнейший расчет предусматривает установление-характера распределения по длине элементов рамы изгибающих моментов, продольных и поперечных сил. Методика подробно изложена в [27]. Наглядное представление о напряженном состоянии рамы дают суммарные эпюры Му N н (}. Они помогают выявить наиневы.годнейшее для каждого узла или стержня рамы сочетание нагрузок.

Тектонические формы рам, как и арок, связаны с характером распределения изгибающих моментов по длине, ригеля и стоек и в какой-то мере копируют эпюры М (табл. 5.9).

Состав сечения элементов рамы (ригеля, стоек) определяется его видом (сплошностенчатое, решетчатое) и зависит от пролета раму, высоты стоек, выбранного соотношения жесткостей элементов рамы, величины нагрузки и физико-механйческих свойств материалов. Влияют также соображения технологии; изготовления и-монтажа, а также условия транспортирования изделия от завода-изготовителя к строительной площадке.

Конструктивная высота, (высот.а сечения) ригеля определяется главным образом величиной изгибающего момента в пролете М„р. Как правило, она меньше, чем высота балки или фермы такого, же лро4ета,? -что ..объясняется разгружающим влиянием узловых моментов в концах ригеля.

Характерный ддп простой рады,карнизный узел, где ;йарушаетея плавность очертания геометрической оси, требует соответствующего усиления угла рамы, ч^о достигается либо увеличением высоты сечения сплошностенчатой рамы (рис. 5.59, а, б), либо введением распорки (рис. 5.59, в)% перерождающейся в некоторых рамах в подкос, образующий сквозную двухветвевую стойку (рис. 5.59, г). В сквозных рамах в зоне карнизного узла увеличивают расстояние между поясами (рис. 5.59, д, е).

Проверка напряжений в элементах рам сплошностенчатой конструкции выполняется по формулам для сжато-изгибаемых элементов. Усилия в стержнях сквозных (решетчатых) рам определяют по формулам (5.8) и (5.9) для арок или же. построением диаграммы Максвелла—Кремоны.

Расчет рам смешанного типа,-у которых -при сплошных стойках ригель представляет собой стропильную ферму, выполняется в два этапа. Сначала определяют усилия в ферме,от .вертикальной нагрузки, а затем добавляют к ним усилия, вызванные действием узлового момента Мк от вертикальных и .горизонтальных сил. .Для этого мо-мей;. представляют в виде пары сил

Щ^МЩко (где Но — высота фермы у опоры).*

Критическую силу потери устойчивости рамы определяют по. формуле (5.10). Рама, если ее внутренние углы не превышают 120°, менее деформатив-на, чем арка те*, же генеральных размеров.

Таблица 5.9. Зависимость тектонических форм портальных рам от их статических схем

Инженерные конструкции

Особенности металлических рам.

Металлические рамы используют для перекрытия больших пролетов — от 40 до 150 м. Трехшарнирные рамы применяют при сравнительно небольших пролетах. Большие пролеты перекрывают двухшарнирными или бесшарнирными рамами. Последние отличаются повышенной жесткостью, легкостью и меньшим расходом материала. Поэтому они особенно-рациональны при пролетах 100...150 м. При пролетах более §0 м сплошност^нчатые рамы уступают место рамам сквозным. Высота ригеля сплошностенчатых рам (рис. 5.60) составляет в среднем от '/зо до !/чо пролета, решетчатых (рис. 5.61)—от '/12 до 1 /25- Шаг рам принимается обычно равным 6 или 12 м.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒