Инженерные конструкции стр.90

Сквозные арки. Трехшарннрные арки составляют из пары ферм, соединенных в ключе. Используются фермы с концентрическими поясами и сегментные или полигональные. Нижние пояса ферм, учитывая силы сжатия от распора, делают деревянными (металлодере-вянные фермы в данном случае не подходят из-за малой устойчивости металлического нижнего пояса). Прямолинейные пояса выполняют нэ досок или брусьев, криволинейные — из пакетов клееных досок. Обычная схема двух-шарнирных арок — дугообразная ферма с параллельными поясами, раскосной или крестовой решеткой с радиальным расположением стоек. Высота сквозных арок принимается равной от '/ао до .7« пролета.

Особенности железобетонных арок. Железобетонные арки становятся экономичнее ферм при пролетах более 30 м. Их выполняют из бетона классов ВЗО и B4Q. Они могут быть сборными в виде монтажных блоков длиной от 6 до 12 м (рис. 5.51) или монолитными (рис. 5.52) с симметричной арматурой, гибкой (классов А-П и А-П1) или жесткой.

Инженерные конструкции

Рис. 5:54. Пара&шческая трехша])нирная железобетонная сквозная арка пролетом 46 м

Арки пологие, устанавливаемые,на колонны или высокие стены, снабжают затяжками из стали (круглой или профильной), или из железобетона с предварительно напряженной арматурой классов A-IV, A-V, B-II й др. Опорные узлы пологих арок показаны на рис.. 5.53. Через каждые 5...6 м затяжки поддерживаются подвесками.

Сплошнастенчатые арки имеют двутавровое или прямоугольное сечение с соотношением сторон Л/6 ^6 и высотой '/зо..//«..пролета. При необходимости пропуска инженерных коммуникаций в стенках могут быть устроены небольшие круглые или прямоугольные проемы., |

Сквозные арки (рис. 5.54) характерны для пролетов более 36 м. Сечения поясов' и решетки.— прямоугольные, близкие к квадрату. Решетка — треугольная или безраскосная. Как правило, сквозные арки делают сборными, в виде унифицированных блоков постоянной высоты длиной до 12 м.

5.3. РАМЫ

Рамами называют стержневые конструкции, состоящие из вертикальных элементов (стоек) и горизонтальных (ригелей)..жестко соединенных между собой в узлах. Приложение к любому элементу рамы нагрузки, вызывающей поворот или перемещение этих узлов, приводит в силу их жесткрсти к включению в работу всех остальных элементов (рис. 5.55). В этом заключается резерв ее несущей способности, выгодно отличающей раму с жесткими узлами от систем с шарнирами*. Рамы бывают однопролетными (портальными), которые называются простыми (табл. 5.8), а также многопролетными и многоэтажными, имеющими обшйе название сложных рам (рис,- 5.56).

Простые рамы составляют несущую конструктивную основу одноэтажных промышленных и общественных зданий самого разнообразного назначу >ния.

Пролеты, перекрываемые рамами, колеблются в широких ■ пределах, от самых небольших до рекордных, нередко превышая 100 м. Генеральные размеры! рам (пролет,.,высока.). подчинены функциональным требованиям. Положение стоек (вертикальйбе,наклонное) и очертание ригеля (прямой, ломаный, криволинейный) определяются архитектурой сооружения. Окончательная компоновка геометрической схемы рамы и ее рабочих сечений решается на основе конструктивных соображений и результатов статических расче тов.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒