Инженерные конструкции стр.9

В 30-е годы нашего века на смену клепаным приходят сварные соединения. Электродуговая сварка—изобретение русских инженеров. Н. Н. Бенардос в 1882 г. разработал метод сварки с угольным электродом, в 1890 г. Н. Г. Славянов, заменив угольный электрод стальным, усовершенствовал технику сварки, оставшейся в принципе неизменной до настоящего времени, когда сварка стала основным видом соединения металлических конструкций (до

Инженерные конструкции

Рис. 1.8. Клепаная сквозная арка над эллингом судостроительного завода в Петербурге (1830)

Инженерные конструкции

Рис. 1.9. Перекрытие зала Зимнего дворца (В. П. Стасов, М. Е. Кларк)

Инженерные конструкции

Рис. 1.10. Комбинированная система — гибкая нить, поддерживающая керамический армированный свод (Н. Набоков, Петербург, 1841)

95 % в промышленном строительстве).

Общий объем стали, расходуемой на строительство в СССР, составляет около 6 млн. т в год.

Основателем советской школы металлических конструкций считается Н. С. Стрелецкий (1885—1967). Он разработал основные критерии оценки их прочности и надежности, получившие выражение в создании методики расчета по предельным состояниям.

Алюминий* как материал инженерных металлических конструкций был впервые применен в 1933 г. при реконструкции проезжей части городского моста в Питтсбурге, США. Но уже в 1951 г. в Лондоне было возведено крупное сооружение из алюминия — 109-метровый купол выставочного павильона. В наши дни алюминиевые купола широко распространены, причем основная конструктивная их форма — комбинация стержневой решетки с включенным в работу многогранным листовым ограждением — позволила сократить его массу в несколько раз. С 60-х годов в СССР начинается использование алюминия в несущих конструкциях: сварные фермы спортивного зала в Москве (1966), сварной пешеходный мост пролетом 27,6 м в Ленинграде (1968) и др.

Металлические конструкции вошли в архитектуру в середине прошлого столетия, наследуя на первых порах формы каменных и деревянных кон-

* Здесь и в дальнейшем термин «алюминий» следует понимать как «алюминиевый сплав».

струкции, вплоть до выполнения в чугунном литье классических ордеров. Тема собственно металлической архитектуры прозвучала впервые в выставочных сооружениях, а к началу века стала основным мотивом промышленной архитектуры.

В настоящее время сталь успешно соперничает с железобетоном в тех областях, где снижение массы играет важную роль (а стальные конструкции легче железобетонных в 5...8 раз). Это — конструкции больших пролетов, где доля собственного веса в суммарной нагрузке особенно велика, а также конструкции, доставляемые к месту монтажа на большие расстояния. В последнем случае выбор может быть сделан в пользу алюминиевых конструкций, которые легче стальных примерно в 2 раза.

Тенденции совершенствования металлических конструкций включают применение эффективных профилей проката, новых типов профилированных настилов, пространственных структурных покрытий и других конструкций комплектной поставки. Предполагается, что широкое применение сталей повышенной и высокой прочности, экономичных прокатных и гнутых профилей обеспечит экономию металла до 15...20 %, снижение трудоемкости на 20...30 % и приведенных затрат на 15...25 %.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒