Инженерные конструкции стр.5

Но если говорить о деревянных сооружениях как произведениях инженерного искусства, то придется начать с древнеримских мостов — легендарного Сублиция через Тибр, мостов Юлия

Цезаря через Рейн (I в. до н. э.), арочного моста через Дунай (I в. н. э.), построенного знаменитым Аполлодором. Римляне строили деревянные мосты пролетами до 40 м и перекрывали деревянными стропилами пролеты до 30 м. Известны балочные и арочные мосты А. Палладио через реку Бренту и Чизмо-не (XVI в.). Два грандиозных проекта деревянных мостов XVIII в. опередили свое время и остались неосуществленными: арочный мост пролетом 298 м через Неву механика-самоучки И. П. Кулибина (рис. 1.2) (1776) и балочный мост пролетом 100 м через Рейн швейцарского плотника И. У. Грубенманна (1756—1758). Высочайшее в мире сооружение XVII в.— шпиль колокольни церкви Св. Петра в Риге высотой 130 м — было возведено в 1666 г. рижским мастером Р. Бинденшу.

В XVIII в. в России строят первые инженерные сооружения из дерева: башня Адмиралтейства (1738) высотой 72 м, сохранившаяся до наших дней (рис. 1.3); шпиль колокольни Петропавловского собора (1703—1710) высотой

Инженерные конструкции

Рис. 1.2. Проект моста пролетом 298 м через Неву'в Петербурге (И. П. Кулибин, 1776)

118 м, сгоревший в 1772 г.; стропила Михайловского манежа в Петербурге (1798—1801) пролетом 38,6 м, прослужившие 154 года, Колонного зала благородного собрания пролетом 24,9 м в Москве (1780) и др. Построенные в 1817 г. стропила Московского манежа пролетом 44,8 м, представляющие собой систему вписанных друг в друга шпрен-гельных ферм, служат более 170 лет (рис. 1.4).

В отличие от конструкций из более новых по сравнению с древесиной материалов (металлы, железобетон, пластмассы), развитие теоретических основ которых шло параллельно развитию практики, теорию расчета деревянных конструкций стали ра рабатывать тогда, когда практика уже располагала столетиями проверенными на опыте рекомендациями (наподобие знаменитой плотницкой формулы: «сколько аршин в пролете, столько вершков в балке»). Интуиция старинных мастеров-самоучек бывала поразительной. Проверка современными методами расчета проекта моста Кулибина показала его осуществимость и надежность. Переход от эмпирики в области деревянных конструкций к науке в России связан с именем проф. Д. И. Журавского (1821 —1891), автора известной формулы (2.8) касательных напряжений при изгибе. Он сделал существенный вклад в теорию расчета составных балок и ферм с крестовой решеткой (типа Гау— Журавского), построил ряд деревянных мостов на железной дороге Москва — Петербург.

Разработку теории деревянных конструкций продолжили в 20-х годах на-

Инженерные конструкции

Рис. 1.3. Конструкция Адмиралтейской башни (шпиль по проекту И. К. Коробова, 1705)

Инженерные конструкции

Рис. 1.4. Стропильные фермы покрытия манежа пролетом 44,8 м в Москве (А. А. Бетанкур, 1817)

шего века в связи с появлением новых конструктивных форм (сегментные фермы, балки и рамы двутаврового сечения с перекрестной стенкой, кружаль-но-сетчатые своды, своды-оболочки и др.) и новых типов соединений (металлические кольцевые и зубчатые шпонки, пластинчатые нагели, многогвоздевой забой и др.). К началу 30-х годов в СССР сложилась своя школа деревянных конструкций, в становлении которой большую роль сыграли профессора Г. Г. Карлсен, Ю. М. Иванов и В. Ф. Иванов.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒