Инженерные конструкции стр.35

В колоннах, работающих на вне-центренное сжатие, следует проектировать жесткие базы, развитые в плоскости действия момента. В сплошно-стенчатых колоннах, как правило, такие базы проектируются одностенчаты-. ми (рис. 2.23, <?), а в двухветвевых, особенно с раздельными ветвями, базы проектируются с раздельными башмаками. База одновременно используется для крепления колонн к фундаментам, осуществляемого с помощью анкерных болтов диаметром 20...76 мм с соответствующей несущей способностью /V =315...5010 кН. Растах четное сопротивление стали анкерных болтов принимается /?;/ = = 140 МПа.

Для внецентренно сжатых колонн

Инженерные конструкцииИнженерные конструкции

Рис. 2.24. Типы оголовков колонн и опорные узлы опирання балок: а, б — оголовки сплошных колонн; в — то же, сквозных; г — опирание балок через опорные ребра жесткости; д — опирание балок через нижние полки; /—стержень колонны; 2—опорный лист оголовка; 3— центрирую-шая пластинка;- 4— ребро жесткости; 5— овальные отверстия под анкерные болты количество анкерных болтов определяется по формуле с одной стороны от оси симметрии пь = {{М-Ма)/у}/Ыт^ (2.48)

где М — расчетный изгибающий момент в опорном сечении; Л/ — продольная сжимающая сила; а—расстояние от оси приложения продольной сжимающей силы до оси равнодействующей силы в анкерных болтах сжатой ветви; у — расстояние между осями равнодействующих в анкерных болтах сжатой и растянутой ветви колонны.

На уровне подошвы опорной плиты возникают также сдвигающие силы, восприятие которых осуществляется теми же анкерными болтами, работающими на сдвиг подобно болтовым соединениям.

Оголовком называют верхнюю часть колонны, служащую для передачи усилия от вышележащих конструкций (балок, ферм) на стержень колонны. По конструктивным признакам различают оголовки сплошных (рис. 2.24) и сквозных колонн. Основным элементом оголовка является опорная плита, привариваемая к фрезерованным торцам стержня колонны.

58 Глава 2. Основы металлических конструкций

Инженерные конструкции

В оголовки, подобно базам колонн, вводят ребра жесткости, обеспечивающие равномерное включение в работу полное сечение стержня колонны. Очень важным моментом конструирования металлических колонн является обеспечение центрирования передачи усилия, которое достигается привариванием к опорному листу оголовка центрирующих пластин, ширина которых, как правило, не превышает 100 мм.

Вопросы обеспечения центрирования остаются ключевыми и при проектировании стыков стержня колонны. По своему назначению стыки разделяются на заводские и монтажные. Заводские служат для удлинения стержня колонны и выполняются, как правило, на сварке встык с соответствующей разделкой кромок (рис. 2.25, а—в). Монтажные стыки служат для сопряжения отдельных монтажных марок друг с другом на строительном объекте. Поэтому они проектируются, как правило, на болтах (рис. 2.25, г, д). При этом поверхности сопряжения фрезеруются в обязательном порядке. Для увеличения прочности и надежности стыка по линии разреза может устраиваться и монтажная сварка (рис. 2.25, з).

ГЛАВА 3

ОСНОВЫ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ ДЕРЕВА И ПЛАСТМАСС


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒