Инженерные конструкции стр.27

Болтовые соединения работают на сдвиг и на растяжение. В первом случае действующие на соединение силы приложены перпендикулярно оси болта (рис. 2.7, а...в), во втором случае совпадают с осью болта (рис. 2.7, г).

Основным видом работы болтовых соединений является работа на сдвиг. В результате этой работы за счет зазоров в соединении происходят незначительные сдвиг и обмятие стенок отверстий соединяемых элементов, после чего все болты включаются в работу соединений.

Несущая способность одного болта определяется:

из условия работы на срез

Мь = Яь*УьАпвп&; (2.18)

из условия работы на смятие ,

Ыь = Яь,уьйьШ, (2.19)

где Rbs и Rhp — расчетные сопротивления болтовых соединений соответственно на срез и на смятие (табл. 58 и 59 СНиП 11-23—81); Ап% — площадь сечения стержня болта; db — диаметр болта; уь — коэффициент условий работы болтового соединения (табл. 35 СНиП 11-23—81); I,t — наименьшая суммарная толщина элементов, сминаемых в одном направлении; ns — число срезов одного болта.

Несущая способность болта, работающего на растяжение, может быть определена:

Nb = RbtAbn, (2.20)

где Яы — расчетное сопротивление болта на растяжение (табл. 58 СНиП 11-23—81); Аьп — площадь сечения болта нетто с учетом ослабления резьбой (табл. 62 СНиП И-23—81).

Количество п болтов в соединении:

Инженерные конструкцииИнженерные конструкции

где Л/т1п —наименьшее значение расчетного усилия, воспринимаемого одним болтом, определенного по формулам (2.18), (2.19) и (2.20); ус — коэффициент условий работы.

Работа соединения на высокопрочных болтах характеризуется величиной сдвигающего усилия, возникающего по соприкасающимся плоскостям соединяемых элементов под одним болтом. Расчетная величина сдвигающего усилия:

где /?<,„ — расчетное сопротивление растяжению высокопрочного болта, принимаемого по табл. 61 СНиП П-23—81; р — коэффициент трения; уп — коэффициент надежности, принимаемые по табл. 36 СНиП П-23—81; уь — коэффициент условий работы соединений, принимаемый равным 0,8 при п<Ъ, 0,9 при 5<«<10 и 1,0 при п>10.

Количество высокопрочных болтов в одном соединении:

п^Ы/уДьп. (2.23)

Заклепочные соединения в современных стальных конструкциях находят ограниченное применение, так как этот вид соединений является наиболее трудоемким и дорогостоящим. Однако в отличие от болтовых заклепочные соединения менее деформативны и более надежны. Область их применения распространяется на специальные сооружения с тяжелым режимом работы, например железнодорожные мосты, промышленные этажерки, работающие в условиях воздействия знакопеременных и вибрационных нагрузок.

Наибольшее применение заклепочные соединения находят в алюминиевых конструкциях, когда применение высокопрочных алюминиевых сплавов не позволяет применять сварные соединения.

Инженерные конструкции

Рис. 2.8. Схемы размещения болтов и заклепок в соединениях, работающих на сдвиг

Инженерные конструкции

Рис. 2.9. Условные обозначения сварных швов, болтов и заклепок в соединениях: о — круглое отверстие; б — овальное отверстие; в— постоянный болт; г — временный болт; д — высокопрочный болт; е — заклепка

По принципу работы заклепочные соединения приближаются к соединениям на болтах повышенной точности, поэтому их расчет выполняется по аналогии с болтовыми соединениями по формулам (2.18) и (2.19).


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒