Инженерные конструкции стр.25

Значения расчетных сопротивлений сварных швов в стальных конструкциях, соответствующих маркам стали, приведены в приложении 5, а расчетные сопротивления сварных швов в алюминиевых конструкциях, выполняемых аргонодуговой сваркой,— в приложении 6.

Сварное соединение, выполняемое сваркой плавлением, включает в себя: сварной шов, образовавшийся в результате кристаллизации сварочной ванны; зону сплавления или зону провара, характеризуемую проникновением наплавленного металла в основной; зону термического влияния, т. е. участок основного металла, не подвергающийся расплавлению; основной металл

(рис. 2.5). Наиболее ответственной зоной является зона сплавления, характеризуемая оптимальной глубиной провара 1,5...2,0 мм.

В зависимости от взаимного расположения сопрягаемых элементов сварные соединения подразделяются на стыковые, нахлесточные, комбинированные и впритык (табл. 2.1).

Наиболее употребимыми в металлических конструкциях являются сварные швы встык и внахлестку. Принципиальная разница между ними заключается в том, что в стыковых соединениях оба сопрягаемых элемента распо-

Инженерные конструкции

Рис. 2.5. Схема расчетных сечений сварного соединения с угловым швом: /— сечение по металлу шва; 2— сечение по металлу границы сплавления

Инженерные конструкции

ложены в одной плоскости или на одной поверхности, а в соединениях внахлестку свариваемые элементы перекрывают друг друга.

Для повышения несущей способности стыковых соединений, работающих на растяжение, проектируется косой шов, повернутый к оси, перпендикулярной оси действия силы под углом не менее 25°.

В соединениях внахлестку различают фланговые и лобовые швы. Несмотря на то что прочность фланговых и лобовых швов одинаковая, фланговые швы обладают большей пластичностью и надежностью, а лобовые имеют тенденцию к хрупкому разрушению.

Длина лобового шва не ограничивается, а длина флангового шва не должна превышать 85Р/&/, так как только в этом случае происходит выравнивание напряжений по длине шва.

Ограничение длины фланговых швов или недостаточная несущая способность стыковых приводят к необходимости применения комбинированных сварных соединений. Они трудоемки в производстве работ, поскольку требуют

Инженерные конструкции

качественной обработки стыкового шва заподлицо с поверхностью сопрягаемых элементов.

Соединения впритык применяются для сопряжения двух элементов, расположенных под прямым^ углом друг к другу. В этом виде соединений применяют угловые швы в тавр и в угол, при этом с точки зрения надежности предпочтение следует отдавать угловым швам втавр.

В зависимости от положения в пространстве в процессе их выполнения сварные швы подразделяют на нижние, горизонтальные, вертикальные, потолочные (рис. 2.6). Наиболее качественные швы — нижние, так как наплавленный металл не стекает и обеспечивает равнопрочный шов. Наиболее трудоемкими в производстве работ являются потолочные швы, которых следует избегать.

Расчет стыковых швов, работающих на центральное растяжение или сжатие, производится по формуле

&/От.<11щГЫ, (2.15)

где - N —; расчетное усилие, действую-

Инженерные конструкции

Рис. 2.6. Положение сварных швов в пространстве: ■ стыковые; б — угловые; /— нижнее положение; 2— горизонтальное; 3— вертикальное; 4— потолочное щее на соединение; і — наименьшая толщина соединяемых элементов; /ш — расчетная длина шва с учетом кратера и непровара на его концах (/ш = = / — 2/); Яшу — расчетное сопротивление стыкового сварного шва на сжатие и растяжение; ус — коэффициент условий работы.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒