Инженерные конструкции стр.176

30 % превышает расход стали на каркасы связевой схемы.

При дальнейшем увеличении этажности сооружений и увеличении горизонтальных ветровых нагрузок находит применение комбинированная рам-но-связевая схема. Благодаря применению связевых панелей-диафрагм железобетонных стен в виде стальных решетчатых конструкций или сплошных в рамно-связевых каркасах увеличивается способность здания сопротивляться изгибу от горизонтальных нагрузок. Панелитдиафрагмы размещают в поперечном и продольном направлениях здания. Чтобы исключить закручивание каркаса от ветровых нагрузок, их размещают симметрично относительно главных осей здания, преимущественно в тех местах, которые по условиям планировочной структуры здания требуют глухих стен. Однако возможно в панелях-диафраг-

Инженерные конструкции

мах проектировать дверные и оконные проемы.

Дальнейшее увеличение жесткости в комбинированных системах достигается устройством в двух или более случаях, в зависимости от высоты здания, решетчатых жестких ростверков (рис. 9.4, г). Введение жестких ростверков в систему каркаса обеспечивает эффективное перераспределение усилий между вертикальной связе-вой панелью и остальными вертикальными и горизонтальными элементами каркаса, способствуя тем самым более равномерному загружению элементов каркаса.

Большой жесткостью в горизонтальном направлении обладают кар-касно-ствольные схемы здания: связе-вая со стволом жесткости и рамная со стволом жесткости. Эти схемы являются дальнейшим развитием связе-вой схемы здания, но в отличие от нее в каркасно-ствольных схемах отдельные диафрагмы объединены в вертикальный, как правило замкнутый, ствол, который благодаря своей развитости в плане имеет большую жесткость.

Стволы жесткости формируют вокруг лестничных клеток, вертикальных лифтовых шахт, проемов инженерных коммуникаций и специальных помещений. Преимущественно стволы жесткости проектируют железобетонными с целью огнезащиты коммуникационных шахт и увеличения их изгибной жесткости. Их расположение на плане здания и форма плана определяются геометрией н конфигурацией плана зданий, а количество — протяженностью объекта и его высотой. Каркасно-ствольные схемы зданий целесообразно проектировать в зданиях сложной конфигурации. Ствол следует размещать в геометрическом центре сооружения с целью равномерной симметричной загрузки элементов несущего остова, однако возможно размещение стволов по периметру. В этом случае количество их увеличивается, а постановка относительно геометрического центра сооружения сохра няется сим -метричной. Площадь < ствола сое-

Инженерные конструкции

тавляет обычно 15...25 % площади этажа.

При , количестве этажей здания более 60 используют коробчатые (оболочковые) схемы с внутренним каркасом. Особенностью этих конструктивных схем является конструктивная развитость поперечного сечения коробки 'наружных стен, решенной в виде жесткой пространственной решетки безраскосного типа, состоящей из вертикальных с шагом 1...1,5 м и горизонтальных с шагом 2...3 м коробчатых металлических профилей. Превращенные в жесткие рамы, развязанные дисками перекрытий наружные стены воспринимают все горизон-. тальные нагрузки, а внутренние элементы каркаса работают только на вертикальные нагрузки, что благоприятно сказывается на их материалоемкости.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒