Инженерные конструкции стр.174

Поперечные рамы одноэтажных зданий можно классифицировать по ряду признаков; по сопряжению ригеля с колоннами;, по числу пролетов; по сечению стоек; по конструкции ригеля; по очертанию ригеля. Наиболее распространенным сопряжением ригеля с колоннами является шарнир, обеспечивающий простоту сборки каркаса, взаимозаменяемость элементов конструкций ригеля.

Жесткое сопряжение ригеля с колоннами следует применять преимущественно в одноэтажных зданиях большой высоты или в случае перекрытия больших пролетов (см. § 6.3).

Современные тенденции блокирования различных цехов под одной крышей определяют преимущественное применение многопролетных промышленных зданий с ригелями в одном уровне во всех рамах с наклонными ригелями или с перепадами ригелей по высоте в зависимости от характера технологического процесса.

Сокращение расхода материала в каркасах одноэтажных зданий может быть получено при шарнирном сопряжении стоек с ригелями и фундаментами. В этом случае устойчивость каркаса в поперечном и продольном направлениях обеспечивается вертикальными связями, поставленными в одном из основных пролетов и шагов каркаса или в пределах какого-либо проема между элементами каркаса.

Конструкция ригеля сплошного или сквозного сечения зависит главным образом от пролета. При пролетах более 18 м ригели проектируются сквозными в виде ферм с целью экономии материалов.

Пространственная жесткость и устойчивость каркасов одноэтажных зданий в период монтажа и в процессе эксплуатации обеспечиваются структурной системой связей, поставленных в пределах блока покрытия (см. рис. 5.8) и в пределах высоты колонны каркаса.

Основными связями, обеспечивающими общую устойчивость пространственного каркаса в продольном направлении, являются связи между колоннами каркаса. Вертикальные связи между колоннами совместно с защемленными в фундаменте колоннами обеспечивают геометрическую неизменяе-

Инженерные конструкцииИнженерные конструкции

Рис. 9.3. К расчету однопролетной рамы; . а — конструктивная схема; б — расчетная схема мость системы, воспринимают давление ветра на торен здания и продольные тормозные усилия от мостовых кранов.

Вертикальные связи раскосного (рнс. 9.2, а) вида работают на растяжение и сжатие и уступают по расходу металла связям крестового (рис. 9.2, б) вида. Тем не менее ввиду того, что они проще в изготовлении и монтаже, в последнее время они находят преимущественное применение. Крестовые связи работают только на растяжение, поэтому их проектируют из одиночных профилей—уголков, швеллеров и труб. При шаге колонн 12 м и более, целесообразно переходить на применение связей портального вида, как более жестких и экономичных по расходу материала (рис/ 9.2, в, г).

Для одноэтажных промышленных зданий со стальным каркасом наибольшее применение получили рамы бесшарнирного типа (рис. 9.3, а). Для одноэтажных промышленных и гражданских зданий с железобетонным и смешанным - каркасом используются рамы с шарнирным соединением ригеля с колонной н с жестким соединением колонн с фундаментами.

В стальных каркасах соотношение моментов инерции сечений ригеля и стоек рамы задают из конструктивных, соображений:


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒