Инженерные конструкции стр.148

Висячие покрытия имеют три основные особенности, которые находят отражение в архитектуре тех сооружений, где они играют заметную роль в объемном решении: наличие сил распора, приложенных к наиболее возвышенным точкам сооружения; трудности водоотвода с вогнутой поверхности покрытия; кинематическая неустойчивость покрытия, обладающего малой изгибной жесткостью.

Обеспечение восприятия сил распора— задача инженерная. Однако конструктивные решения, направленные на погашение этих сил внутри их основанию, настолько выразительны, что не могут не сказаться на архитектуре сооружения. Они заслуживают четкого тектонического осмысления. Особенно это относится к внутренцс неуравновешенным системам, когда средства восприятия распора (оттяжки, контрфорсы, пилоны, противовесы и т. п.) становятся неотъемлемым элементом архитектуры.

Кинематическая подвижность висячего покрытия, проявляющаяся особенно заметно при неравномерных его загружениях, требует специальных мероприятий по стабилизации, которые нередко приводят к рождению новых конструктивных и архитектурных форм. Одним из критериев оценки вариантов висячих покрытий, рассматриваемых ниже, является стабильность их поверхности.

Когда единственным видом нагрузки является собственный вес нити * и поддерживаемой ею кровли, т. е. постоянная нагрузка, то форма нити описывается уравнением цепной (катенар-ной) линии. Любая временная нагрузка (снег, ветер и др.) вызывает временное изменение первоначальной конфигурации нити. Естественно, что чем больше постоянная нагрузка по сравнению с временной, тем стабильнее форма нити. Поэтому один из наиболее простых способов ее стабилизации сводится к искусственному утяжелению покрытия путем укладки на канаты бетонных кровельных панелей. Например, односторонняя снеговая нагрузка 5 вызывает дополнительное перемещение нити в четвертях пролета (рис. 8.1, е); равное

| *=±М4(1+2£/5)1, (8.3)

где / — первоначальный провес нити; % — постоянная нагрузка.

Формула (8.3) показывает влияние нагрузки на уменьшение кинематичес- * ких перемещений нити. При очень легком покрытии (пусть в=0) перемещение Ш составляет 1/4 первоначального провеса /, но если при грузка вместе

""с собственным весом покрытия равна снеговой нагрузке (# = .*), то перемещение сокращается до/*/12/\ т. е. в 3 раза.

Дополнительный эффект стабилиза> -ции пригрузкой достигается предварительным натяжением канатов. Оно выполняется: замоноличиванием швов г между кров.ельными панелями при крат-

: ковременнойГ?агружении покрытия; использованием расширяющегося цемен-

• та—для замоноличивания швов; натяжением домкратом канатов, распола** гаемых в каналах кровельных панё-

ч лей. Замоноличнвашгё нреврачцаеФ. п.О; _ крытие в своего рода висячую оболочку или «обратный свод», работающий на нагрузки, направленные снизу вверх. Считается, что таким образом можно достигнуть 4—5-кратного уменьшения прогибов и перемещений покрытия.

Пригрузка — не 'единственный способ стабилизации однопоясиого висячего покрытия. .Другие решения (рис. 8.2) связаны с введением в висячую конструкцию - дополнительных- элементов — вантовых оттяжек, поперечных . балок и т. п.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒