Инженерные конструкции стр.131

В предварительно напряженных железобетонных конструкциях, начиная с момента обжатия и до разрушения внешней нагрузкой, можно отметить следующие характерные стадии напряженного состояния. При некоторой величине внешней нагрузки предварительно созданное сжимающее напряжение бетона растянутой зоны окажется погашенным. При дальнейшем увеличении внешней нагрузки натяжение крайнего волокна бетона растянутой зоны достигает предела прочности при растяжении В растянутой зоне бетона образуются гре щины, что означает конец стадии 1. При увеличении нагрузки и изгибающего момента в бетоне растянутой зоны увеличиваются и раскрываются трещины, постепенно распространяющиеся до нейтрального слоя, т. е. наступает стадия II. При относительно небольшом дальнейшем росте нагрузки напряжения в арматуре достигнут

Инженерные конструкции

Рис. 4.20. Анхеровки напрягаемой проволочной арматуры н презрительно напряженных элементах: /— напрягаемая проволока; 2— гильза, Я— стержень с нарезкой; 4- встон. «прессованный н анкер, обеснечи ваюшяй заделку пучка; 5 — стальной стакан, 6— стальной стержень; 7 стальные шайбы; Н кольцо; У- крю ки на концах проволок; 10 - подача давления масла; // - зажимы для проволок; 12 - упор; 13 анкерная проб ка; 14— обойма стальная или железобетонная; 16— обжимаемая конструкция; 16' полос п. домкрата, заполни емая при запрессовке анкерной пробки; I?"— полость домкрата, заполняемая при натяжении арматуры ляют устойчи вости куполов-оболочек, формулы ее проверки, специфичные для каждого материала, приведены при рассмотрении особенностей куполов из различных материалов.

Волнистые и складчатые купола составляют особую группу. Будучи сплоць ностенчатыми (или решетчатыми), они могут быть причислены к тонкостенным (или сетчатым) куполам. С другой стороны, резко выраженная меридиональная тектоника дает основание счи-

Инженерные конструкции

тать их ребристыми. С архитектурной точки зрения их форма весьма эффектна, обладает не только богатой пластикой, но и немалыми конструктивными достоинствами, связанными с «жесткостью формы». Сплошностенчатые и складчатые купола выполняют нз железобетона, из клееной древесины — чаще складчатые.

Железобетонные купола. Область эффективных пролетов железобетонных куполов широка — от 25 до 120 мм. Купола уникальных сооружений имеют более крупные пролеты. Например, купол, построенный в 1963 г. в г. Урбана (США), имеет диаметр основания 132 м.

Для железобетонных куполов характерны гладкие или волнистые (складчатые) формы, описываемые в целом поверхностью вращения, со стрелой подъема не менее '/ю диаметра опорного контура. Купола проектируют монолитными, сборно-монолитными и сборными.

Монолитные купола делают гладкими, армируя конструктивно; при толщине до 7 см — сеткой 0 4...6 мм с шагом 15...20 см. При большей толщине сетку делают двойной. В месте примыкания оболочки к нижнему опорному кольцу делается плавный переход с обязательным Двойным армированием оболочки и запуском арматуры в кольцо (рис. 7.24). Правильная компоновка сопряжения предусматривает прохождение линии меридионального усилия через центр тяжести поперечного сечения кольца.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒